Государственная инвестиционная политика Республики Беларусь и механизм ее реализации.
Инвестиционная политика Республики Беларусь - часть государственной экономической политики, направленная на установление структуры и масштабов инвестиций, путей их использования и источников получения в разных отраслях экономики.
Любая политика должна иметь цель, задачи и механизмы их реализации.
Основной целью инвестиционной политики Республики Беларусь является обеспечение экономической стабилизации, положительной динамики устойчивого экономического развития, максимального привлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового регулирования деятельности национальных и иностранных инвесторов.
В качестве основных задач инвестиционной политики Республики Беларусь выделим следующие: приоритетное развитие секторов и отраслей экономики Республики Беларусь, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках; обеспечение опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики; осуществление перераспределения инвестиционных потоков в пользу реального сектора экономики; создание целевого фонда финансовой поддержки инвестиционных проектов в сфере материального производства с концентрацией этих средств в бюджете Республики Беларусь; привлечение средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг; создание механизмов стимулирования использования полученной прибыли и амортизации на техническое перевооружение предприятий; развитие системы лизинговых операций и т. д.
Механизмы реализации инвестиционной политики должны включать: выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и институтов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций и благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Таким образом, инвестиционная политика нашей страны исходит из необходимости решения двух взаимосвязанных и взаимообеспечивающих задач: первая - создание макроэкономических, нормативно-правовых, организационных и других условий для стимулирования субъектов хозяйствования всех форм собственности к постоянному накоплению и эффективному использованию основного капитала; вторая - максимальная мобилизация внутренних накоплений, вовлечение средств населения, привлечение иностранных инвестиций для решения задач реструктуризации экономики, научно-технического прогресса, ускоренного социально-экономического развития страны [Кравченко].
Основным направлением проводимой современной инвестиционной политики является курс на дальнейшую либерализацию условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, способствующий активизации инвестиционной деятельности, который закреплен в Директиве Президента Республики Беларусь №4.
В целях либерализации условий деятельности разработан и принят Закон Республики Беларусь 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», подготовленный с учетом международного опыта. В основу законопроекта легли принципы: верховенства права, равенства инвесторов, добросовестности и разумности осуществления инвестиций, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, неприкосновенности собственности, беспрепятственного осуществления инвесторами своих прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты, прозрачности законодательства.
Инструменты государственной инвестиционной политики:
это процедуры и механизмы, оказывающие прямое воздействие на значения переменных, характеризующих параметры инвестиционной деятельности в экономической системе;
это средства, с помощью которых осуществляются инвестиции (капитал в денежной форме, ценные бумаги, долговые или залоговые обязательства, недвижимость, система взаимозачета и т.д.). Виды инструментов государственной политики:
операционные - количественные переменные, варьирующиеся в широких пределах (например, процентная ставка по государственным облигациям)
режимные - институциональные переменные (например, инвестиционный кодекс)
Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики, а также ответственным за ее реализацию является Главное управление инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.
Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политика — на базе Основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2016 года №274].
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 февраля подписал указ №37 "Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2017 год". С учетом инвестиционных возможностей республиканского бюджета программой предусматривается концентрация средств на объектах, вводимых в эксплуатацию в 2017 году, и на переходящих объектах с высокой степенью строительной готовности. На финансирование 91 объекта, включенного в программу, в 2017 году предполагается направить Br379,45 млн, в том числе за счет государственных капитальных вложений - Br110,48 млн, средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития - Br110,09 млн, средств резервного фонда Президента Беларуси - Br62,77 млн, средств республиканского дорожного фонда - Br54,41 млн, средств на сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий (объекты мелиорации) - Br41,7 млн.
Всего в текущем году предполагается ввести в эксплуатацию 34 объекта.
В соответствии с программой на 2017 год намечено начать финансирование строительства (реконструкции) 21 объекта, в том числе детского сада на 190 мест и физкультурно-оздоровительного центра в Островце, лыжероллерной трассы в Городке, общежития малосемейного типа в Добруше, 9 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот. Из числа начинаемых строительством объектов 14 планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году
23. Содержание государственного регулирования развития предпринимательства и малого бизнеса Республики Беларусь, его правовая и экономическая основа. Финансовая поддержка развития малого предпринимательства.
В Гражданском Кодексе Республики Беларусь предпринимательство определено как "самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под имущественную ответственность и направляемая на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи вещей, производимых, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления".
Предпринимательство в республике развивается преимущественно в посреднической сфере, а не в производственной. Следует указать, что в экономически развитых странах предпринимательство доминирует в производстве продукции и услуг. Так как это способствует высокой конкурентоспособности, что влечет за собой рост производительности и качества продукции.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2005 г. №285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (в ред. от 24 июля 2014 г. № 725).
Малым предприятием (юридическим лицом) признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.
Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения.
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 28 февраля 2017 г. № 2) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения;
Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года № 148-З ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ от 30 декабря 2015 года №344-З. Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для его развития.
В целях развития малого предпринимательства посредством повышения эффективности оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 (в ред. от 15 января 2016 г. № 9) «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».
Указом Президента Республики Беларусь от 15 января 2016 г. № 9 внесены изменения и дополнения в действующий Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства", которым утверждено Положение об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Указом Президента Республики Беларусь установлено что, государственная финансовая поддержка оказывается путем предоставления: - финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; - имущества на условиях лизинга (финансовой аренды); - гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.
Государственная финансовая поддержка оказывается: субъектам малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства и т.д.
Следует отметить, что средства, направленные на поддержку данным субъектам возвращаются в бюджет страны в форме налоговых отчислений от деятельности центров, инкубаторов, а также субъектов малого предпринимательства - арендаторов инкубаторов.
Основной задачей Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей является: оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.
В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательств.
Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты реализуются не полностью, это необходимо решить путем совершенствования нормативно-правовых актов и строгий контроль за их реализацией.