Рынок труда. Функционирование конкурентного рынка труда.
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), рынок труда — это сфера, где предприниматели и трудящиеся ведут переговоры (коллективные и индивидуальные) относительно уровня заработной платы и условий труда. Труд отличается от других видов ресурсов прежде всего тем, что он выступает формой реализации жизненных целей и интересов человека, проявляемых в жизненном уровне, социальном престиже, благополучии самого работника и его семьи.
Рынок труда является наиболее важным из рынков ресурсов в современной экономике, так как, определяя условия обмена услуг труда на деньги (а следовательно, определяя основную часть доходов работающего населения), он стимулирует повышение квалификации и приобретение знаний для достижения лучших результатов на рынке труда, способствует проявлению человека труда как личности.
Через рынок труда наиболее важный производственный ресурс распределяется между предприятиями (фирмами), отраслями, регионами и профессиями.
Кроме того, рынок труда отражает не только сферу обмена (куплю-продажу) труда, но также сферы воспроизводства способностей к труду (образование, профессиональная подготовка и переподготовка) и их использования непосредственно на производстве.
Особенности рынка труда:
• купля-продажа трудовых услуг, а не самого индивида;
• неоднородность товара, продающегося на рынке труда, обусловленная наличием разных специальностей и профессий;
• меньшая подвижность цены труда (заработной платы) в сравнении с ценами других товаров;
• значительная роль неденежных факторов (сложность и престижность работы, условия и безопасность труда и др.).
Основные функции рынка труда:
• социальная — обеспечение необходимого уровня доходов, идущих на воспроизводство способностей работника к труду;
• экономическая — вовлечение, размещение, регулирование и использование трудовых ресурсов в сферах народного хозяйства;
• стимулирующая — конкуренция между участниками рынка труда за лучшие условия труда, повышение квалификации и смену профессии.
Основные элементы рынка труда:
• субъекты рынка — работодатели и работники, занятые в производстве, и лица, не занятые, но желающие работать и ищущие работу;
• институты рынка — профсоюзы, трудовое законодательство и государственная политика занятости, регламентирующие отношения между субъектами рынка труда и обеспечивающие функционирование его инфраструктуры, представленной службами занятости населения, профориентации, подготовки и переподготовки работников, фондами занятости, рекламными фирмами и др.
Основными элементами механизма функционирования рынка труда являются спрос, предложение и цена труда.
Рыночный спрос на труд — количество труда, которое работодатели желают и могут купить по рыночной цене в данный период. Спрос на труд зависит от потребностей работодателей в найме необходимого количества работников определенной квалификации и профессии для производства товаров и услуг. Рыночный спрос на труд в экономике есть сумма спроса на труд со стороны всех фирм.
Спрос на труд фирмы иллюстрирует рис. 7.3
Кривая спроса на труд фирмы Dlопределяется предельным продуктом труда в денежном выражении MRPl. Отрицательный наклон отражает падающую предельную отдачу труда. При зарплате W0фирма сможет нанять работников в количестве L0, и предельный продукт труда в денежном выражении будет равен заработной плате W0. Если заработная плата понизится с W0 до W1, то количество нанимаемых работников увеличится с L0до L1.
Характер реакции спроса на труд, вызываемой изменением заработной платы, зависит от эластичности спроса на труд. В параграфе 7.5 рассматривались факторы, определяющие степень эластичности спроса на ресурс. На эластичность спроса на труд влияют:
• эластичность спроса на продукт — чем она выше, тем эластичнее спрос;
• доля заработной платы в общих издержках на производство единицы продукции — чем она выше, тем эластичнее спрос на труд;
• степень сложности замещения труда другими ресурсами — чем она выше, тем неэластичнее спрос;
• продолжительность периода адаптации фирмы к изменениям в зарплате — чем он длиннее, тем эластичнее спрос.
Рыночное предложение труда — количество трудовых ресурсов, которые могут быть доставлены на рынок за установленную заработную плату. Общее предложение труда в экономике зависит от численности трудоспособного населения, уровней рождаемости и смертности, миграции населения, личных предпочтений индивидов трудоспособного возраста. Индивидуальное предложение труда определяет выбор, осуществляемый отдельным человеком, между досугом и работой с учетом двух ограничителей: количества часов в сутках и размера заработной платы. Деление времени на рабочее и свободное от работы связано с выбором альтернативы — полезности от труда или полезности от досуга. Чем большую полезность работник имеет от труда, тем меньшую получит от досуга, и наоборот. Следовательно, на величину предложения труда отдельным работником влияют два эффекта: эффект замещения и эффект доходов.
Эффект замещения проявляется в том, что при росте ставки заработной платы работник производит замену часов досуга на часы труда, с тем чтобы получить дополнительный заработок и увеличить количество приобретаемых благ.
Эффект дохода имеет место тогда, когда при росте ставки заработной платы работник сокращает часы труда по достижении определенного уровня дохода и увеличивает часы досуга. Таким образом, при росте уровня оплаты труда эффект дохода может привести к сокращению предложения труда на рынке со стороны отдельного работника.
Оба эффекта воздействуют на предложение труда отдельным работником, но суммарный эффект зависит от того, какой из них окажется доминирующим (рис. 7.4 ).
Рис. 7.4. Кривая индивидуального предложения труда
При низких ставках заработной платы (до Wn) эффект замещения преобладает над эффектом дохода, и предложение труда возрастает до Ln. Дальнейший рост заработной платы уравновешивает эффекты замещения дохода, и предложение труда стабилизируется на уровне Ln. Когда заработная плата преодолевает уровень Wn, время труда сокращается и эффект дохода одерживает верх над эффектом замещения, так что кривая предложения труда SLприобретает отрицательный наклон.
Хотя кривая индивидуального предложения труда может изгибаться в сторону оси ординат, на отраслевом рынке труда в целом кривая предложения любого вида труда имеет тенденцию к возрастанию. Отдельный работник может реагировать на повышение заработной платы сокращением количества отрабатываемых часов, однако на отраслевом рынке труда это может быть более чем компенсировано появлением новых работников из других отраслей.
Для характеристики равновесия на совершенно конкурентном рынке труда совместим графики спроса и предложения труда (рис. 7.5).
Равновесие на конкурентном рынке труда устанавливается в точке Е, которая определяет положение полной занятости, так как фирмы при зарплате WEнаходят на рынке труда необходимое количество работников L0, а работники, согласные получать зарплату на уровне We, полностью трудоустраиваются. Если заработная плата поднимется выше этого уровня, предложение труда превысит спрос на труд и появится безработица; если опустится ниже — возникнет дефицит труда.
Совершенно конкурентный рынок труда характеризуется отсутствием контроля со стороны и фирм, и работников над рыночной ставкой заработной платы.
Для фирмы выгодно нанимать работников до тех пор, пока предельный продукт труда в денежном выражении не сравняется с предельными издержками на ресурс (т.е. с зарплатой), или MRP = MRC = W
Из этого равенства вытекает основное правило найма фирмой дополнительных работников:
• если MRP<W, фирма не будет нанимать новых работ-в и скорее всего уволит часть ранее нанятых;
• MRP>W— фирма будет нанимать дополнительных работников;
• MRP = W—- фирма максимизирует свою прибыль. Следовательно, с целью максимизации прибыли фирма будет нанимать дополнительные единицы труда до тех пор, пока доход от предельного продукта дополнительно нанятого работника несравняется с издержками по найму дополнительной единицы труда, т.е. MRP = MRC (W).
32. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии.
Современная рыночная экономика характеризуется существованием несовершенной конкуренции, в том числе и на рынке труда. Существует несколько моделей несовершенной конкуренции:
• монопсония;
• двусторонняя монополия;
• модель с участием профсоюзов.
С точки зрения рынка труда Монопсония — это такое состояние рынка, когда единственная фирма осуществляет наем ресурса труда. Поскольку продавцы труда готовы предложить большее количество этого ресурса только при увеличении цен (заработной платы), монопсонист как единственный покупатель может решать, по какой цене его покупать, изменяя величину своего спроса на труд. Чистая монопсония является редким состоянием рынка. Однако в небольшом населенном пункте может устанавливаться состояние, близкое к монопсонии. Чаще всего на практике наблюдается положение, когда несколько фирм осуществляют основной наем работников. Такое положение характеризуется как олигопсония.
Если фирма обладает монопсонической властью и нанимает преобладающую часть из общего предложения конкретного вида труда, то ее решение об увеличении найма работников повлечет за собой рост ставки заработной платы за дополнительную единицу труда.
Рис. 7.7. Определение равновесной ставки заработной платы и объема труда в условиях двусторонней монополии |
Рис. 7.6. Определение равновесной ставки заработной платы и объема труда в условиях монопсонии
Предельные издержки на труд MRClпревышают зарплату дополнительных работников, поскольку включают в себя кроме нее еще и прибавку к зарплате тех работников, которые были наняты ранее. Для максимизации прибыли фирма-монопсонист будет стремиться уравнять предельные издержки на труд MRClс предельным продуктом труда в денежном выражении MRPl.
Кривая SLна рис. 7.6 отражает предложение труда в условиях совершенной конкуренции. Точка А соответствует равенству предельных издержек на труд MRClи предельного дохода MRPl. Монопсонист предпочтет нанимать только L0работников по сравнению с L1в условиях совершенной конкуренции и платить ставку заработной платы W0 в отличие от конкурентной ставки W1. Т. О., при прочих равных условиях монопсонист будет максимизировать свою прибыль при найме меньшего количества рабочих и выплате более низкой ставки заработной платы по сравнению с тем уровнем, который был бы достигнут в условиях совершенной конкуренции.
Монопсонисту выгоднее сократить занятость, чтобы опустить ставку заработной платы ниже конкурентной. Следствием этого становится снижение уровня занятости и уровня оплаты труда.
В предыдущих главах мы уже рассматривали ситуацию двусторонней монополии, в которой действующими лицами являются единственный продавец и единственный покупатель. Она хар-на и для рынка труда, где сформировался сильный отраслевой профсоюз, имеющий право заключать коллективные договоры, контролировать предложения труда и оказывать влияние на ставку заработной платы. Профсоюзу противостоят монопсонические наниматели труда, которые также могут воздействовать на ставку заработной платы через изменения занятости (рис. 7.7).Кривая Slна графике отражает предложение труда в условиях совершенной, конкуренции. Если фирма-монопсонист стремится установить ставку заработной платы на уровне Wm, а отраслевой профсоюз добивается установления ее на уровне Wu, то в конечном счете в результате переговоров ставка заработной платы будет установлена на равновесном уровне We. При этом у фирмы-нанимателя исчезнет стремление к ограничению занятости до уровня Lm, и будет достигнут уровень Le. В итоге ставка заработной платы и уровень занятости приблизятся к условиям рынка совершенной конкуренции.
Самой распространенной моделью, ориентированной на увеличение заработной платы, улучшение условий труда работников, получение ими дополнительных выплат и льгот является модель с участием профсоюзов. Как правило, ее реализуют мощные, открытые общенациональные профсоюзы, которые в состоянии повлиять на работодателей, отстаивая интересы своих членов.
Требования, которые выдвигают профсоюзы:
• ограничение предложения труда через введение иммиграционных барьеров, сокращение продолжительности рабочего времени, снижение трудовой нагрузки и т.д.;
• повышение ставок заработной платы, устанавливаемых трудовым соглашением с работодателями.
Средством содействия росту спроса на услуги труда является стимулирование спроса на продукт, производимый работниками данной фирмы или отрасли. Это может происходить путем проведения рекламных кампаний в пользу определенного товара, защиты национальных производителей и т.д.
Наиболее желательным с точки зрения профсоюза способом повышения заработной платы является увеличение спроса на труд, но в этом вопросе от профсоюзов мало что зависит, и они всеми силами противостоят снижению спроса на труд. Таким образом, их борьба за повышение заработной платы концентрируется на предложении труда, а не на его спросе. И зарплата повышается, но ценой сокращения занятости, поскольку при высоких ставках заработной платы спрос на труд снижается и как следствие растет безработица.