Предмет и методы микроэкономического анализа.

Предмет и методы микроэкономического анализа.

В зависимости от масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает поведение отдель­ных экономических субъектов и их взаимодействие на отрасле­вых рынках в результате которого формируются цены на фак­торы производства произведенные товары и оказываемые ус­луги, осуществляются размещение ограниченных ресурсов и распределение доходов. Предметом макроэкономики является функционирование национальной экономики в целом. Она изу­чает поведение агрегированных экономических субъектов: домохозяйств, частного сектора, правительственного сектора.Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Микроэко­номический анализ служит основой для анализа многих макро­экономических процессов. В то же время поведение домашних хозяйств и фирм нах-ся под влиянием макроэкономических факторов: совокупного спроса, совокупного предложения, денеж­ной массы в обращении, уровня занятости и т.д.

Микроэкономика (от греч. micros— малый) связана с деятельностью самых простых экономических единиц. К ним отно­сятся производители, потребители, вкладчики капитала, зем­левладельцы и др. — фактически любой индивид или хозяй­ствующий субъект, который играет существенную роль в функ­ционировании экономики. Микроэкономика исследует эконо­мическое поведение отдельных экономических субъектов, объясняя, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияет изменение цен и доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Микроэкономический анализ предполагает рассмотрение совокупности конкретных отношений между обособленными хозяйствующими субъектами (экономическими единицами), которые, будучи носителями экономических интересов, уста­навливают и поддерживают экономические связи друг с дру­гом. Люди, чтобы удовлетворять свои безграничные потребно­сти, должны производить экономические блага, используя объ­ективно ограниченные ресурсы.

Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточности в каждый данный момент времени для дости­жения разных целей. Применение ресурса для производства од­ного блага исключает возможность его использования для про­изводства другого блага. Следовательно, в процессе хозяйствен­ной деятельности приходится делать выбор между разными ва­риантами применения ресурса.

Проблема выбора в условиях редкости ресурсов связана с необходимостью определить тот вариант их использования, ко­торый в наилучшей степени позволит достичь поставленных целей.

Выбирая один из вариантов, приходится отказываться от других (альтернативных) вариантов. Поэтому выбор всегда свя­зан с определенными жертвами, которые называются альтернативными издержками, представляющими собой цену выбо­ра того или иного варианта деятельности.

Следовательно, предметом микроэкономикиявляется меха­низм принятия решений отдельными экономическими субъек­тами для достижения своих целей в условиях ограниченности ресурсов, имеющих альтернативные варианты использования.

Конкретизацией проблемы выбора в экономике являются три фундаментальных вопроса (три_ решения), которые стоят перед любым обществом:

1)что производить — т.е. какие именно блага, какого ка­ч-ва и в каком колич-ве;

2)как производить — т.е. какие технологии и какой набор ресурсов выбрать для производства благ;

3)для кого производить — т.е. как распределять произве­денные блага, кому и в каком количестве они достанутся.

Виды монополий.

Естественная монополия — это состояние отрасли, в которой присутствует единственная фирма по причине технической невозможности или экономической неэффективности конкуренции в данной отрасли (первый и второй факторы монополизации, приведенные в разделе 4.2.). Примерами естественных монополий являются, прежде всего, инфраструктурные отрасли — водопроводы, электросети, теплосети, железные дороги и т.д. Вместе с тем, при определении естественных монополий в указанных отраслях следует отделять сами инфраструктурные предприятия (например, электросети), которые являются естественной монополией, от организаций, производящих и продающих продукцию с использованием данной инфраструктуры (например, электростанций), которые могут работать в условиях конкуренции.

Патенты, лицензии, собственность на факторы производ­ства способствуют возникновению так называемых закрытых монополий — монополий, защищенных от конкурентов юри­дическими запретами. Если же фирма становится единствен­ным поставщиком продукта, не обладая специальной защитой от конкурентов, она пребывает в статусе открытой монопо­лии. Источником ее рыночной власти чаще всего выступают рассмотренный ранее эффект масштаба и новизна предлагае­мой продукции. Примерами открытой монополии являются компании Samsung (первой начала продажу биотелевизоров на мировом рынке), Velcom (первой пришла на рынок мобильной связи в Республике Беларусь).

По характеру проводимой ценовой политики различают простую монополию, реализующую свою продукцию всем по­купателям по одной цене, и монополию, осуществляющую це­новую дискриминацию, т.е. практикующую дифференциацию цен для разных покупателей (либо на различные единицы одного и того же товара), не обусловленную разницей в издержках производства.

Возможна ситуация, когда продукт разных изготовителей имеет единственного покупателя. Так, Жлобинский металлур­гический завод — единственный в Республике Беларусь поку­патель лома цветных металлов; пример в региональном мас­штабе — льнозаводы и льнокомбинаты. Рыночная структура характеризующаяся монополией со стороны покупателя, носит название монопсонии. Она является обладателем рыночной власти — в данном случае монопсонической, когда цены и усло­вия реализации диктует покупатель.

Но бывает ситуация двусторонней монополии, при кото­рой продукцию единственного продавца приобретает единст­венный покупатель. Это крайне редкое стечение обстоятельств; более распространены рынки с маленьким числом продавцов, обладающих монопольной властью и продающих товар на рын­ке с маленьким числом покупателей, наделенных монопсони­ческой властью.

Регулируемая монополия

Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении ресурсов (монопольные цены выше предельных издержек производства) и их использовании (средние издерж­ки при желаемом объеме производства выше минимальных средних издержек) обусловливает необходимость регулирова­ния деятельности монополий с целью снижения цен и увеличе­ния выпуска продукции.

Регулирование — процесс, посредством которого государ­ство вмешивается в действия рынка. Поскольку монополии неэффективны, государство предпринимает меры, препятству­ющие их образованию, а также стремится ограничить их ры­ночную власть.

Формы регулирования монополии: ограничение цен; уста­новление высоких налогов; ограничение размера монополии; государственная собственность на монополизированные пред­приятия; антитрестовская политика, направленная на повыше­ние уровня конкуренции в отрасли.

Рассмотрим некоторые аспекты государственного регулиро­вания монопольных цен.

Предмет и методы микроэкономического анализа. - student2.ru Регулируемая монополия предполагает установление госу­дарством максимальной (предельной) цены, которая позволяет не только возместить издержки производства, но и получить нормальную прибыль на вложенный капитал. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максими­зации прибыли на единицу продукции. Совокупная прибыль зависит от проданного количества продукции, от цены и издер­жек на единицу продукции. Эффект регулирования цены отра­жает рис. 4.4.

Рти Qm— цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Предположим, что государство устанав­ливает максимальную цену P1. Для объемов выпуска до Q1предельный и средний доходы равны установленной цене P1. Новые кривые предельного дохода MRи среднего дохода AR представляют собой горизонтальную линию на уровне цены P1вплоть до объема выпуска Q1.

Для объемов производства больше Q1новые кривые пре­дельного и среднего доходов совпадают с прежними кривыми MRи ARнерегулируемой монополии. Следовательно, новая кривая предельного дохода — это жирная линия, пересекаю­щая кривую предельных издержек МС в точке L, соответствую­щей выпуску Q1.

Рис. 4.4 показывает, что при цене P1и количестве продук­ции Q1полные чистые потери от монополии сокращаются (пло­щадь треугольника ELNменьше площади треугольника ЕКМ). По мере дальнейшего снижения цены объем выпуска увеличи­вается и достигает максимального значения Qc. Именно такой объем производился бы конкурентной отраслью. Чистые поте­ри общества сокращаются, и при цене Р2 = Рсони исчезают. Дальнейшее снижение цены до уровня Р3 приведет к уменьше­нию выпуска до уровня Q3. Это аналогично установлению мак­симальной границы цены в конкурентной отрасли. Возникает дефицит продукции в размере Q'3-Q3, и одновременно растут чистые убытки от регулирования цен на конкурентном рынке. Если цена опустится ниже Р4 (т.е. минимальных средних из­держек), то фирма понесет убытки и выйдет из бизнеса.

На практике государство чаще всего регулирует деятель­ность естественных монополий (железные дороги, телефонная связь, поставщики природного газа и электроэнергии), по опре­делению характеризуемых убывающими средними общими из­держками, которые превышают предельные издержки. Регули­рование цен может смягчать социальные последствия есте­ственной монополии. Установление общественно оптимальной цены, равной предельным издержкам, способствует эффектив­ному распределению ресурсов, но влечет за собой убытки (так как Р < АС) и поэтому требует государственных субсидий. Ди­лемма регулирования естественной монополии связана с выбо­ром между регулированием эффективным (по принципу ра­венства регулирующей цены предельным издержкам) и спра­ведливым (по принципу равенства регулирующей цены сред­ним издержкам). Ввиду убыточности для монополиста первого (наилучшего при Р = МС) решения меры регулирования на практике тяготеют ко второму решению (при Р = АС), обещающему естественной монополии нормальную прибыль. При этом моно­полист обеспечивает достаточный выпуск продукции и остается на рынке.

Таким образом, государственное регулирование цен на кон­курентном рынке вызывает рост чистых убытков и безвозврат­ные потери, а в условиях монополии оно позволяет избежать безвозвратных потерь, связанных с проявлениями монополь­ной власти, и максимизировать социальное благосостояние.

Модель лидерства по ценам.

Фирма может выстраивать рыночную стратегию, уделяя ос­новное внимание не объему продаж, а установлению цены. Этой ситуации соответствует модель лидерства по ценам. В данном случае предполагается, что фирмы производят однородный товар и продают его по одина­ковой цене, устанавливаемой лидером. Для того чтобы макси­мизировать прибыль, ведомый оптимизирует свой объем про­даж, отталкиваясь от заданной цены. Фирма-лидер понимает, что при установлении цены Р фирма-ведомый поставит на ры­нок количество товара Q2 = f(P). В таком случае объем про­изводства фирмы-лидера составитQ1 = Q - Q2

где Q— общий объем продаж на рынке, или объем рыночного спроса; Q2— объем предложения фирмы-ведомого.

Таким образом, спрос на товар фирмы 1 равен разнице меж­ду общим рыночным спросом и предложением фирмы 2. Фир­ма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое со­четание цены и объема производства, при котором предельные издержки будут равны предельному доходу.

Предмет и методы микроэкономического анализа. - student2.ru

Рис. 6.2. Равновесие в ситуации дуополии с некооперативной стратегией установления цен при последовательной игре (модель лидерства по ценам)
Для наглядности построим модель лидерства по ценам (рис. 6.2).

Предмет и методы микроэкономического анализа. - student2.ru

Рис. 6.3. Равновесие в ситуации дуополии с некооперативной стратегией установления объемов производства при одновременной игре (модель Курно)
D— кривая рыночного спроса, S2— кривая предложения товаров фирмой 2, D1— график спроса на товар фирмы 1 как разница между Dи S2.Фирма 1 (лидер) установит цену P0, при которой ее предельный доход MR1сравняется с ее предельными издержками МС1.Фирма-лидер будет продавать на рынке ко­личество товара Q1, фирма-ведомый — Q2.Всего на рынке ока­жется товара Q = Q1 + Q2(отрезок 0Q2равен отрезку Q1Q). При цене, стремящейся к нулю, фирма-ведомый вообще перестанет производить, и весь отраслевой спрос будет покрыт за счет про­из-ва лидера.

Следует оговориться, что не все фирмы действуют по прин­ципу «лидер — ведомый», многие предпочитают самостоятель­но принимать решения в отношении объемов продаж или уста­новления цен. Следующая модель соответствует их стратегии содновременным принятием решений.

Модель с одновременным установлением объемов выпус­ка (равновесие Курно) отражает ситуацию, в которой каждая из двух фирм (если рассматривать случай дуополии) строит предположения в отношении количества товара, выставляе­мого на продажу другой фирмой. Графическая интерпретация представлена на рис. 6.3.

Фирма 1, выпуская количество товара Q1, ожидает, что фир­ма 2 произведет продукцию в объеме Q°2, а та в свою очередь рассчитывает, что, если она произведет товара в количестве Q2, то фирма 1 выпустит его в количестве Q°1. Таким образом, функ­ции реакции обеих фирм можно представить как Q1= f(Q°2),Q2 = f(Q°1).

Выбор оптимального объема производства должен удовлет­ворять системе указанных выше двух уравнений реакции фирм. На рис. 6.3 это равновесие (равновесие Курно) соответ­ствует точке пересечения кривых функций реакции X,в кото­рой объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы.

Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 сочтет выгодным снижение объема продаж. В ответ фирма 2 увеличит объем продаж (движение из точки 2в точ­ку 3). В свой черед фирма 1 снова снизит продажи (из точки 3в точку 4).Их активность будет продолжаться, пока равнове­сие не установится в точке X, после чего обе фирмы перестанут вмешиваться в ситуацию на рынке.

Модель Бертрана соответствует стратегии фирм, самостоя­тельных в выборе цены своих товаров, но в вопросе объема про­даж полагающихся на рынок. В данном случае фирмы старают­ся максимизировать прибыль, принимая цены конкурентов за­данными.

Главной особенностью модели Бертрана является установле­ние олигополистами цен на свою продукцию на низком уровне. Фирмы не знают наверняка, а лишь предполагают, какими бу­дут действия конкурентов, и ради победы на рынке готовы сни­жать цену до предельно низкой величины, в крайнем случае — до уровня предельных издержек.

С этой точки зрения показательны аукционы, тендеры. На­пример, организации-потребителю необходим какой-либо то­вар (услуга). Она объявляет тендер, и все заинтересованные ор­ганизации — продавцы данного товара (услуги) выдвигают свои продажные условия (цены). Потребитель выбирает постав­щика с самым выгодным предложением (самыми низкими це­нами при равном качестве). Логично предположить, что, если фирмы-поставщики не сговорятся между собой и если им не из­вестно содержание предложений конкурентов, то в борьбе за потребителя они заложат в проекты минимально низкие про­дажные цены. Равновесие на рынке установится на уровне, близком к конкурентному.

Рыночные цены, близкие к издержкам, могут сложиться в условиях олигополии не только при стратегии одновременно­го установления цен, но и при последовательной игре.

Ценовая война — это цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. Каждый продавец, снижая цену, рассчитывает увеличить свою долю на рынке или даже за­воевать его полностью. Однако конкуренты зачастую поступа­ют так же. Война цен продолжается до тех пор, пока цены не упадут до уровня средних или предельных издержек. Далее опускать их нецелесообразно — это приведет фирмы к разоре­нию, а повысить цену — значит потерять рынок.

Из сравнительного анализа моделей поведения дуополии (лидерство по объему выпуска, лидерство в ценообразовании, одновременное установление объемов выпуска, одновременное установление цен и решение в случае сговора) можно сделать следующий вывод: если результатами сговора являются наи­меньший отраслевой объем выпуска и наивысшая цена, то при равновесии по Бертрану достигаются наибольший выпуск и са­мая низкая цена. Показатели других моделей распределяются между этими крайними ситуациями.

Предмет и методы микроэкономического анализа.

В зависимости от масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела общей экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика изучает поведение отдель­ных экономических субъектов и их взаимодействие на отрасле­вых рынках в результате которого формируются цены на фак­торы производства произведенные товары и оказываемые ус­луги, осуществляются размещение ограниченных ресурсов и распределение доходов. Предметом макроэкономики является функционирование национальной экономики в целом. Она изу­чает поведение агрегированных экономических субъектов: домохозяйств, частного сектора, правительственного сектора.Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны. Микроэко­номический анализ служит основой для анализа многих макро­экономических процессов. В то же время поведение домашних хозяйств и фирм нах-ся под влиянием макроэкономических факторов: совокупного спроса, совокупного предложения, денеж­ной массы в обращении, уровня занятости и т.д.

Микроэкономика (от греч. micros— малый) связана с деятельностью самых простых экономических единиц. К ним отно­сятся производители, потребители, вкладчики капитала, зем­левладельцы и др. — фактически любой индивид или хозяй­ствующий субъект, который играет существенную роль в функ­ционировании экономики. Микроэкономика исследует эконо­мическое поведение отдельных экономических субъектов, объясняя, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне. Например, она объясняет, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияет изменение цен и доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих и как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Микроэкономический анализ предполагает рассмотрение совокупности конкретных отношений между обособленными хозяйствующими субъектами (экономическими единицами), которые, будучи носителями экономических интересов, уста­навливают и поддерживают экономические связи друг с дру­гом. Люди, чтобы удовлетворять свои безграничные потребно­сти, должны производить экономические блага, используя объ­ективно ограниченные ресурсы.

Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточности в каждый данный момент времени для дости­жения разных целей. Применение ресурса для производства од­ного блага исключает возможность его использования для про­изводства другого блага. Следовательно, в процессе хозяйствен­ной деятельности приходится делать выбор между разными ва­риантами применения ресурса.

Проблема выбора в условиях редкости ресурсов связана с необходимостью определить тот вариант их использования, ко­торый в наилучшей степени позволит достичь поставленных целей.

Выбирая один из вариантов, приходится отказываться от других (альтернативных) вариантов. Поэтому выбор всегда свя­зан с определенными жертвами, которые называются альтернативными издержками, представляющими собой цену выбо­ра того или иного варианта деятельности.

Следовательно, предметом микроэкономикиявляется меха­низм принятия решений отдельными экономическими субъек­тами для достижения своих целей в условиях ограниченности ресурсов, имеющих альтернативные варианты использования.

Конкретизацией проблемы выбора в экономике являются три фундаментальных вопроса (три_ решения), которые стоят перед любым обществом:

1)что производить — т.е. какие именно блага, какого ка­ч-ва и в каком колич-ве;

2)как производить — т.е. какие технологии и какой набор ресурсов выбрать для производства благ;

3)для кого производить — т.е. как распределять произве­денные блага, кому и в каком количестве они достанутся.

Наши рекомендации