Анализ и синтез деятельности человека оператора

Введение в курс эргономики

По мере перехода к комплексной автоматизации производства

возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек

несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и

допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень

тяжелым последствиям.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые

предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и

его трудовой деятельности, обусловили появление новых

исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с описанием

характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь

идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений ,

исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах

мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной

деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности

деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как

утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная

нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды,

биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи

проектирования новых средств деятельности ,относящихся преимущественно

к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам

относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления,

специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы. В-

третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением

функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса,

а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием

трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса

труда, а также профессионального мастерства.

Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом

исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда -

производственная среда".

Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по

предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в

значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в

психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации

различных методических приемов при решении той или иной эргономической

задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их

помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию

новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех

дисциплин, на которые она возникла.

Анализ и синтез деятельности человека оператора

Задачи человека оператора с изделием.

При работе человека оператора с изделием происходит на принципах системного подхода где все вместе является одним звеном и образует РЭС. При этом человек оператор является основным звеном. При работе человека оператора с изделием , само изделие и система РЭС должна соответствовать некоторым показателям , а именно эстетические показатели(целостность) , эргономические показатели, надежность , быстродействие и т.д.

При работе человека оператора с изделием выполняются следующие операции. а) Прием информаций (обнаружения сигнала и его расшифровка) . б) переработка информации(согласования режимов работы) . в) Принятия решений человеком оператором после предыдущей операции. г) Реализация принятого решения человеком оператором с помощью органов управления.

ГЛАВА 2

ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ- ДИЗАЙНЕРСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение в курс эргономики

По мере перехода к комплексной автоматизации производства

возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек

несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и

допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень

тяжелым последствиям.

Изучение и проектирование таких систем создали необходимые

предпосылки для объединения технических дисциплин и наук о человеке и

его трудовой деятельности, обусловили появление новых

исследовательских задач. Во-первых, это задачи, связанные с описанием

характеристик человека как компонента автоматизированной системы. Речь

идет о процессах восприятия информации, памяти, принятия решений ,

исследованиях движений и других эффекторных процессах, проблемах

мотивации, готовности к деятельности, стресса, коллективной

деятельности операторов. С точки зрения обеспечения эффективности

деятельности человека важное значение имеют такие факторы, как

утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная

нагрузка, условия работы, физические факторы окружающей среды,

биомеханические и физиологические факторы. Во-первых, это задачи

проектирования новых средств деятельности ,относящихся преимущественно

к обеспечению взаимодействия человека и машины. К таким средствам

относят визуальные и слуховые индикаторы, органы управления,

специальные входные системы ЭВМ, новые инструменты и приборы. В-

третьих, это задачи системного характера, связанные с распределением

функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса,

а также задачи подготовки, тренировки и отбора операторов.

Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием

трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса

труда, а также профессионального мастерства.

Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом

исследования - системы "человек - орудие труда - предмет труда -

производственная среда".

Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по

предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в

значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в

психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации

различных методических приемов при решении той или иной эргономической

задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их

помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию

новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех

дисциплин, на которые она возникла.

Анализ и синтез деятельности человека оператора

Наши рекомендации