Виды и этапы проведения маркетинговых исследований

Предпринимателей

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение………………………………………………………………..…3

1. Резюме проекта…………………………………….…………………..5

2. Резюме инициатора……………………………………………………7

3. Описание продукта……………………………………………………9

4. Маркетинговый план…………………………….................................11

4.1. Маркетинговые исследования…………………………………...…11

4.2. Разработка маркетинговой стратегии……………………………...12

4.3. Описание целевой группы потребителей………………………….18

4.4. Анализ существующих конкурентов……………………………...19

4.5. Ценообразование……………………………...…………………….20

4.6. План сбыта…………………………………………………………..21

4.7. План продвижения……………………………..…………………...21

4.8. Стратегия и каналы сбыта………………………………………….22

5. План производства………………………………………..…………..23

5.1. График реализации проекта………………………………………..23

5.2. Производственная инфраструктура………………………………..24

5.3. Оборудование………………………………………………..…...…25

5.4. Затраты на сырьё и материалы (для производства)……………....26

5.5. Налоговое планирование…………………………………………...27

6. Человеческие ресурсы………………………………………………...30

7. Финансы и инвестиции……………………………………………….32

8. Управление рисками………………………………………………….35

Типичные ошибки предпринимателя………………..…………………38

Представление бизнес-плана……………………………………..40

ВВЕДЕНИЕ

Перед Вами методические рекомендации по разработке бизнес-плана. Составлены они, прежде всего, с целью помочь Вам разобраться с традиционным для всего бизнес сообщества форматом представления деловой информации об инвестиционном проекте.

Данные рекомендации одинаково хорошо подойдут и для доказательства инвестиционной привлекательности Вашего проекта стороннему инвестору, и для обоснования целесообразности проекта перед грантодателем, и для структурирования всей информации в единую «навигационную» карту Вашего бизнеса. Методические рекомендации ориентированы на начинающих предпринимателей, в связи с чем многие моменты планирования существенно упрощены.

Язык изложения не перегружен деловыми терминами и сложными оборотами, однако это упрощение не затронуло системности подхода к планированию и не изменило общих принципов российской и международной практики бизнес-планирования.

Качественный бизнес-план раскрывает целый ряд вопросов, среди которых: как и кому будет реализовываться товар (услуга), как будет развиваться производство, какие ресурсы необходимы для организации бизнеса, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленной цели, какие риски и внешние условия стоит учитывать и т.д.

В связи с этим[1] рекомендуемая структура бизнес-плана:

1. Резюме проекта

2. Резюме инициатора

3. Описание продукта

4. Маркетинговый план

5. План производства

6. Человеческие ресурсы

7. Финансы и инвестиции

8. Управление рисками

Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:

· Поиск, сбор и систематизация информации.

· Обработка информации.

· Представление информации.

Искать информацию возможно в любых источниках: это может быть информация, известная Вам в силу предыдущего опыта и знаний, информация от эксперта в какой-либо сфере, информация из Интернета или из периодического издания (газеты, журнала), или же информация «с полей» - от Ваших потребителей или конкурентов.

Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном или электронном виде, чтобы спустя день или неделю Вы не забыли важные факты. Для собранной информации важно указывать источник её получения, т.к. от этого зависит и степень доверия к информации, и возможность обновления устаревшей информации или перепроверки в случае утраты данных.

Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. Делать это нужно сразу. Как основу для систематизации следует взять структуру бизнес-плана. В целом, систематизация позволяет Вам сразу рисовать общую «картину» Вашего будущего бизнеса.

После того, как необходимый минимум информация найден, собран и систематизирован, его необходимо обработать и представить. Поиск, сбор, систематизация, обработка и представление не обязательно должны идти в данной последовательности, Вы сами определяете с чего Вам удобнее начать. Часто в процессе обработки становится ясно, какой информации не хватает, поэтому стоит заранее рассчитывать время.

Обычно общий срок разработки не превышает 3-х недель, при этом сырая версия бизнес-плана формируется к концу первой недели, а две оставшиеся уходят на уточнение и проверку данных, написание выводов и обоснований, удобное представление информации, а также на согласование итоговой версии проекта с конечным пользователем.

1 неделя 2 неделя 3 неделя
Черновик бизнес-плана Уточнение и доработка Представление и согласование

В последующих главах мы отдельно остановимся на каждом из разделов Вашего проекта: определим ключевые вопросы, позволяющие найти нужную информацию; разъясним моменты, на которые стоит обратить внимание. В случае особых трудностей при разработке бизнес-плана Вы всегда можете обратиться к типовым примерам готовых проектов или к специалисту.

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Резюме проекта – первое, что смотрят в проекте инвесторы или грантодатели. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован проект. Здесь в сжатой форме описывается весь Ваш проект: от идеи до финансовых результатов. Данный раздел составляется в последнюю очередь, после того как все остальные разделы проекта будут завершены, т.е. основой для написания этого раздела служит информация, содержащаяся во всех разделах разработанного бизнес-плана.

Рекомендуемая структура резюме приведена в таблице ниже.

1. Название проекта Например «Пивоваренное производство «Солод»[2]
2. Суть проекта Краткое описание товара (услуги), краткое описание покупателей, краткое описание сбыта, краткое описание штата.
3. Текущий этап реализации проекта Краткое описание готовности проекта, т.е. проделанной ранее работы.
4. Структура капитала, в т.ч. руб.
- собственные средства руб.
- привлечённые средства руб.
5. Финансовые показатели, в т.ч.  
- чистая прибыль руб.
- суммарный денежный поток руб.
- рентабельность продаж %
- срок окупаемости мес.
6. Организационно-правовая форма ИП / ООО
7. Особые формы налогообложения УСН, ЕНВД, налоговые льготы

Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объём не должен превышать 1 машинописной страницы. Для размещения большего количества информации на листе возможно отказаться от оформления в виде таблицы, однако все представленные в таблице данные необходимо отразить.

Помимо представленных разделов рекомендуется отражать самую важную информацию, которая может быть интересна пользователю (читателю) данного бизнес-плана. Например, для государственной субсидии важно отразить бюджетную (налоговую) эффективность проекта, т.е. сумму налоговых отчислений, которые принесёт проект в бюджет страны.

РЕЗЮМЕ ИНИЦИАТОР(А)ОВ

В данном разделе Вы доказываете пользователю (читателю) бизнес-плана уровень компетентности инициаторов проекта. Вы являетесь основным инициатором проекта (лидером), поэтому постарайтесь отразить Ваш опыт, ваши умения и навыки, которые помогут в создании и развитии будущего бизнеса.

Информация:

ФИО полное ФИО, например: «Иванов Павел Петрович»
Дата рождения число, месяц и год рождения, например: «26 июля 1977 г.»
Контактный телефон домашний или мобильный, например: «+7 921 049 33 49»
Адрес проживания или регистрации, например: «г.Ковдор, ул. Сухачева, д.5»
E-mail ваш адрес электронной почты, например «[email protected]»

Желательно дополнить данную таблицу иными контактными данными, которые позволят гарантировано связаться с Вами. Данные об образовании позволяют понять возможный спектр ваших знаний. После таблицы возможно указать дополнительные курсы или тренинги, которые Вы прошли.

Образование:

Наименование учебного заведения Год окончания Специальность по образованию
ГУ-ВШЭ 2011 Менеджер, диплом «Управление розничной торговлей»
МГТУ 2009 Юрист, диплом «Правовые аспекты поддержки малого бизнеса»

В следующей таблице необходимо отразить место и продолжительность Вашей работы, а также функции (компетенции), которыми Вы овладели на данной работе. Обратите особое внимание на свой опыт управления людьми. Если у Вас был какой-либо опыт предпринимательской деятельности – обязательно его отразите.

Опыт работы:

Период Наименование организации Должность Функции
04.2009 – н.в. ООО «КолаРегионЭнергоСбыт» Специалист по коммуникациям Разработка маркетингового плана, работа с дебиторской задолженностью, работа с представителями власти
01.2007-03.2009 ООО «ЖЭУ-51» Администратор Сметное планирование, управление персоналом, работа с поставщиками

Резюме инициаторов заполняется для каждого физического лица – инициатора. Если у Вас есть партнёры в проекте, для каждого необходимо заполнить предыдущие три таблицы. Раздел подытоживает таблица, описывающая всех инициаторов и их ключевые для бизнеса компетенции, функции и обязанности.

Роль в проекте:

ФИО Компетенции / Функции / Обязанности
Иванов Павел Петрович Подбор персонала, общее руководство проектом, работа с поставщиками
Заболоцкая Виктория Алексеевна Обучение работников, разработка программы

Таким образом, в таблице будет отражена роль каждого инициатора проекта.

ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА

Данный раздел нацелен на описание сути, характеристики и содержания вашего продукта. Всё, что затрагивает ценность продукта для потребителя, должно быть представлено в данном разделе.

Описание продукта
Суть товара/услуги: «Проведение образовательных курсов по подготовке абитуриентов к поступлению в вуз» Характеристика товара/услуги: «Подготовка абитуриентов к Единому государственному экзамену по предметам Русский язык и Математика» Уникальные достоинства товара/услуги: «Подготовку проводят практикующие преподаватели из вузов с опытом проверки заданий ЕГЭ. Для баланса эффективности обучения и затрачиваемого времени практика решения заданий перенесена в Интернет, т.е. возможно готовиться дистанционно. В программе предусмотрены дополнительные тренинги, позволяющие абитуриентам готовиться более комфортно и эффективно»

«Суть товара/услуги» представляет собой название группы товаров/услуг, в которую входят все Ваши товары/услуги. «Характеристика товара/услуги» описывает критерии, конкретизирует суть, т.е. уточняет те характеристики, которые отличают Ваш товар/услугу от других возможных товаров или услуг в данной группе, т.е. необходимо описать все характеристики, уточняющие, какой именно товар/услугу вы собираетесь предоставлять. Сюда могут быть включены:

· технические параметры;

· описание подвидов товаров/услуг;

· в каких сферах может быть использован товар/услуга.

Отдельный подход следует использовать для описания «Уникальные достоинства товара/услуги»; его Вы можете заполнить сразу или после составления сравнительной таблицы с Вашими конкурентами (см. п.4.3.). В данном разделе следует указать те характеристики, которые являются уникальными для Вашего рынка. При этом каждый уникальный элемент следует расписать, т.е. уточнить его значимость и выгоду, которую приобретёт потребитель от данной уникальной характеристики товара/услуги.

Если номенклатура товаров/ услуг превышает 20 позиций, то в следующей таблице можно более детально описать группы, с описанием характеристик и состава группы. Это нужно для последующего ценообразования (см. п.4.4.)

Основные группы товаров/услуг и их детализация
Группа : характеристики группы : продукция (услуга) 1; продукция (услуга) 2; … Шиномонтаж: услуги по ремонту колёс: снятие/установка колес, демонтаж/монтаж шин, протяжка болтов, чистка колеса, проверка давления, замена вентиля, герметизация борта колес, ремонт с применением жгута, ремонт проколов с применение заплат, ремонт боковых порезов с применением кордовых пластырей, устранение грыж, ремонт камеры. Ходовая часть: ремонт дисков, рамы, подвески, мостов : балансировка, ремонт подвески и тормозов, Сервисные услуги: регулярные сервисные замены: замена масел, замена фильтров, замена ремней безопасности, замена подушек безопасности.

Не стоит перегружать данный раздел деталями, желательно вынести в приложения:

· патент на продукцию;

· подтверждение опыта оказания подобной услуги;

· фотографии продукции или процесса оказания услуги;

· подробные технические параметры и спецификацию.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН

Деятельность Вашего предприятия сегодня сопряжена с постоянной работой на различных рынках. Именно поэтому важно заранее изучить ситуацию и выбрать верную стратегию. А для того, чтобы определить наиболее эффективные инструменты продвижения и сбыта, стоит обратить внимание на взаимосвязь уникальных достоинств вашего товара/услуги с характеристиками и поведением Ваших потребителей.

На данном этапе руководителю важно сформировать обменное мышление: «Что я должен дать, чтобы получить?», т.е. Вы должны сформулировать предложение группе, от которой что-то хотите получить.

Маркетинговые исследования

В современной концепции маркетинга изучению рынков придается особое значение. Эти исследования служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики выступления на рынках, проведения целенаправленной товарной политики.

Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей ситуации, разработке прогноза развития рынка.Исследование рынка - не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения.

Власть покупателей на рынке

Рассматриваем покупателей как конкурентов, т.к. в сделках они желают снизить цену, получить более качественную услугу.

Примеры влияния покупателей:

-Крупные торговые сети добиваются от фермеров существенного снижения цены закупки.

-Несколько VIP-клиентов, формирующих большую часть выручки, могут требовать удешевления услуги, угрожая уходом.

-Переход клиентов на продукцию конкурентов сопряжён с необходимостью переоборудования.

Ключевые явления данной силы:

· Какое минимально достаточное качество товара (услуги) необходимо покупателю? Существуют ли стандарты данной продукции?

· Какие затраты на «переключение» с одного продукта на другой несёт потребитель?

· Может ли один или организованная группа покупателей повлиять на цену товара (услуги)?

Власть поставщиков на рынке

Изучаем способность Вашего поставщика влиять на Вас.

Пример влияния поставщиков:

-Лесозаготовку в районе осуществляют несколько крупных и мелких компаний, что снижает влияние поставщиков.

-Рынок оборудования для фитнес-зала чрезвычайно широк, однако есть незначительное влияние брендов.

-Специалистов по с/х в области достаточно мало, что позволяет им добиваться более высокой оплаты труда.

Ключевые явления данной силы:

· Может ли поставщик или организованная группа поставщиков формировать уровень цен на рынке? (например, монополист на рынке поставщиков)

· Обладает ли поставщик известным брендом?

· Каким ассортиментом товаров (спектром услуг) обладает поставщик?

· Планирует ли поставщик в будущем изменять уровень цен на свою продукцию?

План сбыта

В данном разделе вы осуществляете прогноз сбыта вашего продукта. Следует упомянуть, что данные цифры не только повлияют на выручку Вашего бизнес-плана, но и будут основным плановым ориентиром сбыта. Таким образом, важно соотнести все выявленные условия на рынке с Вашей долей рынка и на основании этих данных предположить объёмы сбыта. В графе «Продукция (услуга)» важно, кроме названия продукта, указывать его единицу измерения.

№ п/п Наименование Ед. изм. Первый год (по кварталам) руб. Итого, руб.
1 период 2 период 3 период 4 период
  Всего:            
1.   Кол-во          
Цена, руб.          
Сумма, руб.          
2.   Кол-во          
Цена, руб.          
Сумма, руб.          

Следует понимать, что на основании средней цены и объёма сбыта формируются показатели выручки Вашей компании. Завышение показателей приведёт к привлекательным финансовым результатам, однако потребует качественного и детального обоснования объективности данных. Занижение показателей приведёт к неудовлетворительным финансовым результатам. Определив для себя нижний (пессимистичный) и верхний (оптимистичный) уровни сбыта, важно максимально точно предположить реальный обоснованный уровень сбыта.

Данную таблицу, как и многие другие, вы будете заполнять в программе Excel, поэтому в таблице номер месяца (1, 2, 3, … 12) не обязательно должен совпадать с номером календарного месяца. Если проект начинается не с января, просто укажите, какой месяц будет первым. Однако внутри вашего проекта во всех таблицах один и тот же номер должен обозначать один и тот же месяц. Конечный вариант таблицы в самом бизнес-плане будет представлен по периодам (кварталам).

План продвижения

Ответы на приведённые ниже вопросы следует искать в пункте 4.2. «Описание целевой группы потребителей»:

· Как покупатели узнают о Вашем продукте?

· Какие источники информирования выбрать?

· Почему покупатели захотят купить Ваш продукт?

· Как их заинтересовать товаром?

Отдельно следует определить максимальное количество денежных средств, которые Вы готовы направить на продвижение.

№ п/п Наименование "0" период Первый год (по кварталам), руб. ИТОГО, руб.
1 период 2 период 3 период 4 период
Всего:            
             
             
             
             
             
             

Следует понимать, что продажи, основанные только на платной рекламе, могут не привести к реализации задуманных сценариев. Поэтому важно заранее продумывать различные варианты продвижения, в т.ч. бесплатного. Приветствуется, если для каждого инструмента продвижения формируется обоснование: ожидаемый сценарий работы и результат от применения.

Не стоит ограничиваться только теми инструментами, которые приведены в таблице. Так, существуют огромное количество каналов коммуникаций, среди которых:

· Личные продажи.

· Реклама по почте.

· Торговые ярмарки, выставки, форумы и конференции.

· Спонсорство и организация публичных мероприятий.

· Нетрадиционные новостные поводы для СМИ.

В данной таблице номер месяца (1, 2, 3, … 12) не обязательно должен совпадать с номером календарного месяца. Если проект начинается не с января, просто укажите, какой месяц будет первым. Однако внутри вашего проекта во всех таблицах один и тот же номер должен обозначать один и тот же месяц. «0» период означает затраты до начала реализации проекта, то есть период до первого месяца, в котором вы решили начать свою деятельность согласно бизнес-плану.

Стратегия и каналы сбыта

Данный раздел отвечает на вопрос: «Каким образом Ваш товар (услуга) будет доставлен до потребителя?» Необходимо соотнести географию присутствия и сценарии поведения ваших потребителей (см. п 4.2. «Описание целевой группы потребителей») с возможностями размещения товаров непосредственно Вами или Вашими посредниками.

Канал сбыта Описание
Самостоятельно Оптом или в розницу? Какой объём товаров (услуг) от общего объёма производства?
Через посредников (каких?) Сроки поставок и условия оплаты? Оптом или в розницу? Какой объём товаров (услуг) от общего объёма производства?

В данной таблице должны получить отражение все каналы сбыта, которыми Вы планируете пользоваться. Обычно существуют следующие виды посредников, например:

· Торговая точка или магазин.

· Предприятие вторичной обработки Вашего товара/услуги.

· Сбытовая компания.

· Сеть магазинов.

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

В данном разделе необходимо: определить этапы и сроки реализации проекта; комплексно описать все производственные процессы; спланировать обеспеченность Вашей основной деятельности необходимой инфраструктурой; определить недостающее оборудование и спрогнозировать объёмы необходимых ресурсов.

График реализации проекта

Старт проекта сопряжён с рядом подготовительных действий, которые должны быть выполнены до момента реализации продукции или старта производства. Достаточно описать график до момента получения первого дохода по проекту.

Наименование этапа Календарные сроки Содержание этапа Исполнители
1. Регистрация предприятия 05.2011 – 06.2011 Государственная регистрация, открытие банковского счёта Иванов П.П.
2. Обучение персонала 15.06.2011 – 20.06.2011 1. Обучение администратора работе с учётной системой 2. Разработка программы обучения для абитуриентов Заболоцкая В.А.
3. Монтаж оборудования 17.06.2011 – 22.06.2011 1. Установка линии производства пельменей 2. Настройка линии на выпуск 100 кг/сутки Служба ИТР
4. Старт производства 01.07.2011 Запуск производственной линии Директор

В данном разделе могут быть отражены процессы, связанные со всем сферами деятельности:

· Административная: регистрация, получение разрешений и т.д.

· Персонал: поиск, отбор, обучение персонала и т.д.

· Оборудование: приобретение, установка, настройка оборудования и т.д.

· Запасы и материалы (ресурсы): работа с поставщиками, закупка ресурсов, транспортировка ресурсов и т.д.

· Маркетинг: проведение исследований, рекламные мероприятия, мероприятия по продвижению и т.д.

· Производство: запуск производственной линии, начало оказания услуг, реализация первой партии продукции и т.д.

(Для производства) вынести в приложение схему производственного процесса

Оборудование

Исходя из сути Вашего бизнеса, схемы производственного процесса и планируемых объёмов сбыта продукта (см. п.4.5.) Вы описываете необходимое оборудование.

Необходимое оборудование:

№ п/п Наименование, характеристика Цена, руб. Количество (ед.) Итоговая стоимость, руб.
имеется требуется
  Всего:  
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          

Если у Вас уже есть какое-либо оборудование, его следует описать списком в свободной форме после таблицы «Необходимое оборудование». Следует описывать только то оборудование, которое необходимо Вам для реализации данного проекта.

Статьи капитальных вложений в проект:

№ п/п Наименование "0" период Первый год (по кварталам) руб. Итого,
1 период 2 период 3 период 4 период руб.
Всего:            
1. Приобретение оборудования            
2. Приобретение транспортных средств            
3. Проведение строительных, ремонтных работ            
4. Телефонная линия / Интернет            

Затраты предприятия

Отдельно стоит подойти к обеспечению производства ресурсами. Согласно схеме производства, Вы разделяете его на элементарные производственные процессы, таким образом, описывая для каждого процесса вид ресурса и его месячную потребность (все это можно написать после таблицы).

5.4.1. Прямые затраты – сырье и материалы:

№ п/п Наименование Един. изм. «0» период Первый год (по кварталам) руб. Итого, руб.
1 период 2 период 3 период 4 период
  Всего:            
1. Мясной фарш, кг Кол-во          
Цена, руб.          
Сумма, руб.          
2. Упаковка, шт Кол-во          
Цена, руб.          
Сумма, руб.          

5.4.2. Накладные (косвенные) затраты:

№ п/п Наименование «0» период Первый год (по кварталам) руб. Итого, руб.
1 период 2 период 3 период 4 период
Всего:            
Производственные затраты            
1. Обучение производственного персонала            
2. Транспортные расходы для производства            
3. Аренда производственных площадей            
4. Коммунальные платежи по производственным помещениям            
Административные затраты            
1. З/п административного персонала            
2. Аренда офисных помещений            
3. Коммунальные платежи по офисным помещениям            
4. Связь и коммуникации            
5. Канцелярские товары            
6. Услуги бухгалтерии            
7. Услуги банка            
8. Услуги прочих сторонних организаций            
9. Прочие административные расходы            

5.5. Налоговое планирование

Одной из самых нетривиальных задач является выбор оптимальной системы налогообложения для вашего проекта. В вопросах выбора системы налогообложения следует обязательно проконсультироваться с осведомлённым экспертом, например, специалистом налоговой службы.

Заранее стоит подготовить ответы на следующие вопросы:

· Какие виды деятельности Вы будите осуществлять?

· Какие источники и объёмы предполагаемых доходов?

· Куда будут направлены и в каких объёмах расходы?

· Сколько человек предположительно будет у Вас работать?

· Когда Вы планируете начать деятельность?

На основании данных эксперт может предложить Вам один из следующих вариантов:

· ОСНО – общая (традиционная) система налогообложения.

· УСН – упрощённая система налогообложения.

· ЕНВД – единый налог на вменённый доход.

УСН

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили 45 млн. рублей. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе и применять УСН с этой даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Уже существующие организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

При подаче заявления налогоплательщик должен выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Объект налогообложения может изменяться ежегодно.

Преимущества:

· низкая ставка налога;

· подача налоговой отчетности один раз в год;

· наиболее легкий способ ведения налогового учета;

· практически полное отсутствие выездных налоговых проверок.

Особенности:

· подходит для видов деятельности в сфере оказания услуг, которые не несут существенных затрат при формировании конечного продукта (например, агентская деятельность).

· направленность деятельности налогоплательщика на конечного розничного потребителя, либо небольшие организации, а также небольшие объемы продаж в связи с тем, что налогоплательщик не признается плательщиком НДС.

· сложная система перехода на иную систему налогообложения

УСН на основе патента

Кто может стать налогоплательщиком? Индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные виды предпринимательской деятельности, указанные в НК РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент.

Стоимость патента определяется как 6%-я ставка потенциально возможного дохода от соответствующего вида деятельности и устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Преимущества:

· низкая ставка налога;

· отсутствие необходимости подавать налоговые декларации;

· наиболее легкий способ ведения налогового учета;

· практически полное отсутствие выездных налоговых проверок;

Особенности:

· может использоваться только индивидуальными предпринимателями;

· существенное ограничение количества наемных работников (до 5 человек)

· существенное ограничение видов деятельности

ЕНВД

Одним из наиболее распространенных режимов налогообложения является ЕНВД. В первую очередь следует отметить, что ЕНВД, в отличие от УСН, является обязательным налоговым режимом: организация или ИП обязаны на него перейти, если органом местного самоуправления принят соответствующий нормативно-правовой акт, обязывающий применять ЕНВД для определенных видов деятельности.

Следует охарактеризовать основные преимущества и особенности данного налогового режима. Преимущества:

- низкая ставка налога;

- простой и прозрачный налоговый учет;

- легкое планирование сумм налога.

Основным преимуществом, которое дает данный режим, является освобождение от уплаты ряда налогов: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Индивидуальные предприниматели, соответственно, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога. Кроме того, организации и ИП, применяющие ЕНВД, не являются плательщиками НДС.

Особенности:

- организации в связи с применением ЕНВД не освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Никаких исключений и привилегий, как, например, для плательщиков УСН, для них не предусмотрено.

- необходимость вести раздельный учет доходов и расходов при совмещении деятельности, подпадающей под ЕНВД, с видами деятельности, в отношении которых ЕНВД не применяется;

- отсутствие возможности выбора иной системы налогообложения в случае, есл<

Наши рекомендации