Системный подход к организации управления

В экономике существует понятие система. «Система» - слово греческого происхождения и означает «целое, составленное из частей». В общем случае под системой понимают множество элементов, образующих определенную целостность. Крупные системы называют большими, а системы с участием человека – социальными или социально-экономическими. Таким образом, в системе всегда присутствуют элементы, их взаимосвязи, а в социально-экономических системах еще и люди.

Для целей анализа развития горных производств из множества систем можно выделить технические и организационные системы. Технические представляются в виде объектов, а вторые - в виде проблем.

Сущность системы наиболее полно проявляется в ее особенностях и свойствах.

Первым и важнейшим признаком системы является структурно-организованная совокупность более простых частей, так называемых подсистем. В технической системе это могут быть стадии, блоки; в социально-экономической системе - цехи, службы, участки, бригады.

Вторым признаком систем является взаимосвязь подсистем: их взаимное влияние, как на собственные свойства, так и на свойства системы в целом, их взаимодействие в процессах целенаправленного функционирования системы, появление качественно новых свойств у системы по отношению к ее составляющим элементам (эмерджентность).

Третьим признаком систем является их иерархичность - всякая система представляет собой подсистему, зависимую часть более крупной системы. Каждая подсистема может рассматриваться как система совокупности входящих в нее более простых подсистем. Так, например, каждая технологическая установка представляет собой совокупность взаимосвязанных аппаратов. В свою очередь, каждый аппарат включает в себя совокупность взаимосвязанных узлов и деталей.

Четвертым признаком систем является то, что процессы их функционирования протекают во времени, т.е. эти системы являются динамическими. В системах протекают целенаправленные процессы. Совокупность протекающих процессов представляет собой функционирование системы.

Каждая система имеет совокупность связей с другими системами, а также между ее подсистемами. Первый вид связей, т.е. между системами того же и старших рангов, правомерно называть внешними. Второй вид связей системы (между ее подсистемами) называют внутренними связями.

В общем случае подсистемы связаны между собой материальными, энергетическими и информационными потоками, которые именуют внутренними связями. В соответствии с принципом иерархичности внутренние связи системы являются внешними по отношению к ее подсистемам.

Все внешние связи любой системы и подсистемы можно подразделить на входы и выходы (рис. 7.6.).

  Управление ↓  
Вход: à Предприятие   àВыход:
Ресурсы (материально-технические, финансовые, людские, интеллектуальные, энергетические, минеральные) ↑ Возмущающие факторы (стихийные бедствия; общества по защите окружающей среды) Продукция

Рис. 7.6. Предприятие как система

Входами принято называть внешние связи (потоки), направленные к системе, и регулирующие внешние воздействия на систему. Выходами называют внешние связи (потоки), исходящие от системы и представляющие собой результат ее функционирования, воздействия на другие системы, т.е. на внешнюю по отношению к данной системе среду.

Основной функцией системы является преобразование (переработка) ресурсов, поступающих на вход системы, в конечные результаты на выходе системы. Реализацию такого преобразования называют процессами основной текущей деятельности системы. Применительно к промышленному предприятию процессы основной текущей деятельности означают переработку ресурсов на входе системы в конечные результаты - продукцию и услуги.

Следует отметить также, что кроме позитивных конечных результатов на выходе системы могут быть и негативные результаты ее деятельности - вредные выбросы, нерациональные действия, нарушение сроков и т.д. Соответственно и на входе системы наряду с ресурсами, необходимыми для ее функционирования, различают также негативные, нежелательные воздействия, нарушающие ее нормальную деятельность. Их называют возмущающими воздействиями или внешними возмущениями, например, сбои в электроснабжении, нарушение поставщиками сроков выполнения договоров и т.д. Негативные выходы и возмущения между подсистемами будут соответственно негативными внутренними выходами и возмущениями. Типичные примеры внутренних возмущений на производстве - нарушения технологической дисциплины, поломки оборудования и т.д.

Наши рекомендации