Виды макроэкономических пропорций

• общеэкономические — между крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством между; I и II подразделениями материального производства (объемами средств производства и предметов потребления в валовом национальном продукте, численностью работающих в каждом из этих подразделений,);

• межотраслевые — между отраслями промышленности и др.;

• внутриотраслевые — между взаимосвязанными производ­ствами внутри одной отрасли;

• территориальные — общеэкономические, меж- и внутриот­раслевые в границах определенной территории;

• межгосударственные — между государствами на основе меж­дународного разделения труда;

• стоимостные — между отдельными элементами стоимости валового национального продукта (денежной выручкой, дохода­ми в сферах материального и нематериального производства, до­ходами предприятий, государства и населения);

ресурсные — между трудовыми ресурсами и производствен­ной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отрас­лями и регионами;

Каждая страна стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой об­щественных потребностей.

Пропорциональность составляет основу сбалансированности национальной экономики.

Сбалансированность национальной экономики — соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них.

Для измерения национального продукта используются различные макроэкономические показатели:валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, валовой общественный продукт, совокупный общественный продукт и др. Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются систем он национальных счетов. (СНС). Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товарок и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования. Стандартная система счетов разработана в ООН и применяется сегодня более чем в 100 странах мира

Валовой национальный продукт (ВНП – GNP – gross national product) — исчисленная в ры­ночных ценах стоимость конечного продукта (продукции, товаров и ус­луг), произведенного как внутри страны, так и за рубежом в течение года.

Конечный продукт — показатель суммарного объема конечной, завершенной в производстве, готовой продукции в денежном выражении.

По стоимости конечный продукт не включает сумму промежуточного продукта — используемых в течение года предметов труда. ВВП используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира и является обобщающим показателем производства товаров и услуг и измерителем их стоимости.

Валовой внутренний продукт (ВВП – GDP – gross domestic product) - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

Иначе говоря, в ВВП включаются товары и услуги, созданные как отечественными, так и иностранными производителями. Отсюда, например, заработная плата турецких строителей, работающих России, учитывается в ВВП России и в ВНП Турции.

ВВП не включает:

государственные и частные трансфертные платежи. Трансфертные платежи это выплата денег, взамен которых товары и услуги не поступают какие (пенсии, пособия, субсидии, стипендии и т.п.);

сделки с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций и т.п.);

выручку от продажи товаров, произведенных в предшествующий период. Такая продажа не отражает текущего производства и потому не учитывается в ВНП данного г (Например, если Вы продаете в 1998г. «Жигули» выи' 1992 г., то естественно, стоимость этой машины, производства (ВНП) 1998г. не входит).

продукцию, которая не попадает на рынок (домашние работы, самообслуживание);

объем теневой экономики (25—30 % ВВП). Это часть ВВП подсчитывается приблизительно.

Наши рекомендации