Черты натурального производства

• все виды работ, от добывания предметов труда до получе­ния конечного продукта, выполняются в самом хозяйстве;

• является замкнутым, нет связи с рынком, другими хозяй­ственными единицами;

• производство осуществляется для удовлетворения потреб­ностей работника, членов его семьи;

• используются примитивные орудия труда, характеризую­щиеся низким уровнем развития производительных сил;

• доминирует простое воспроизводство (прежних размеров), которое не обеспечивает роста производительности труда.

Примеры: общины первобытного общества; рабовладельческие латифундии; феодальные поместья; патриархально-крестьянские хозяйства.

Простое товарное производство — производство самостоятельных мелких производителей (крестьян и ремесленников), в котором продукт производится для обмена, продажи

Товар (Т) — продукт труда, предназначенный для обмена через куплю-продажу.

Свойства товара

• потребительная стоимость — полезность, способность то­вара удовлетворять потребности и вкусы людей, создается конкретным трудом (продукт труда слесаря, крестьянина и т.д.);

• стоимость товара — воплощенный в нем общественный труд, создается абстрактным трудом (затраты интеллектуаль­ной, нервной, мускульной и другой энергии товаропроизводи­теля), что делает товары соизмеримыми, сопоставимыми.

На величину стоимости товара влияют

• производительность труда — эффективность, плодотвор­ность конкретного труда, создающая потребительную стоимость; измеряется количеством товаров, созданных за единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции; снижает стоимость товара (при росте производительности труда производство товаров увеличи­вается прямо пропорционально, а общая стоимость товаров оста­ется неизменной величиной);

• интенсивность труда — напряженность труда; измеряется степенью расходования рабочей силы за единицу времени;

Теории стоимости

• трудовая (классическая – Петти, Смит, Рикардо) — научная концепция, которая определяет стоимость товара величиной труда на его производство;

• предельной полезности (маржинализм) — стоимость товара определяется наименьшей его полезностью, т.е. чем больше товаров, тем меньше их полезность и ниже их стоимость;

• спроса и предложения (А.Маршалл) — стоимость, или цена, товара оп­ределяется только спросом и предложением данного товара;

• трех факторов производства (Сэй, Миль) — связывает создание стоимости как слагаемое из доходов (процента на капитал, заработной платы и земельной ренты) с функционированием трех фак­торов производства — капитала (средства производства), труда и земли.

Деньги:

В теории рыночной экономикипод деньгами понимается все то, что принимается продавцами для оплаты товаров и услуг, или все то, что выполняет функции денег.

Бартер — натуральный обмен одного товара на другой.

Деньги — особый товар, выступающий в роли всеобщего эк­вивалента стоимости всех других товаров.

Являются абсолютно ликвидным средством обмена (товар, имеющий наибольшую способность к сбыту). Ликвидность — это возможность исполь­зования в качестве платежного средства. Ликвидность связана с издержка­ми обмена. Чем меньше издержки обмена (потери при обмене), чем полнее сохраняется номинальная стоимость актива, тем выше его ликвидность.

Функции денег

• мера стоимости — выражают стоимость всех других това­ров (измерение ценности блага осуществляется только через его цену, т.е. количество денежных знаков, выражающее экономи­ческую ценность данного блага).

• средства обращения — выполняют роль посредника в про­цессе товарного обмена, который называется товарным обраще­нием: Т — Д — Т, где Т — Д - продажа, Д - Т - купля;

• средство сбережений или накопления — деньги перестают обращаться (товар продан, и не следует покуп­ка другого товара). В этой функции отражена способность денег в любое время выступить как платежное средство.

• средство платежа — используются тогда, когда товары про­даются в кредит, т.е. в долг, а также при уплате земельной рен­ты, налогов, квартирной, заработной платы и т.д.;

• роль мировых денег — обслуживают международные торго­вые операции, служат международным платежным средством в качестве золота или валюты.

С выполнением деньгами функции средства платежа связано появление кредитных денег.

Кредитные деньги - платежные средства и средства обращения - векселя, банкноты, чеки, возникшие на основе развития кредита.

Виды кредитных денег

• вексель — ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной де­нежной суммы;

• банкнота — разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными эмиссионными банками при совер­шении кредитных операций;

• чек — денежный расчетный документ, содержащий приказ (поручение) владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы.

• кредитная карточка — именной платежно-расчетный документ, позволяющий заимствовать деньги или оплачивать товары или услуги.

Теории денег

• металлическая — деньги отождествляются с благородными металлами. По мнению ее сторонников-меркантилистов, золото и серебро являются деньгами по своей природе в силу естествен­ных свойств;

• номинальная — деньги считаются знаками стоимости, ус­ловными счетными единицами, а товарная природа денег отри­цается;

• количественная — величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества (больше денег — меньше их стоимость);

• регулируемой валюты — Дж. М. Кейнс считал, что количе­ство денег в обращении может определяться государством.

В ходе развития человеческого общества менялись природа и характер денег. Принято выделять три основных вида денег:

Товарные деньги — это определенный вид товара (в разные эпохи это были скот, меха, ракушки, соль и т.п). Металлические — золото и серебро. Этому способствовали такие их физические свойства: однородность, делимость, сохраняемость, редкость.

Бумажные деньги — это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бумажные день­ги практически не имеют собственной вещественной стоимос­ти. Раньше они выступали как представители (заместители) зо­лота в обращении. Современные бумажные деньги — банкноты — это долговые обязательства государственных центральных бан­ков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио — выпуск) бумажных де­нег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.

Рыночное хозяйство

Рынок — система экономических отношений, складывающих­ся при купле-продаже товаров.

Сущность рынка

• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на ос­нове спроса и предложения;

• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конк­ретном месте на основе спроса и предложения;

• в широком значении — система воспроизводства, осуществ­ляемая под воздействием спроса и предложения;

• сфера обмена внутри страны и между странами, связыва­ющая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.

Условия возникновения рынка

• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;

• экономическая обо­собленность и самостоятельность производителя; част­ная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.

Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:

• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителя­ми и производителями;

• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;

Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

.

Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-про­дажи):

• домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);

• объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или вы­полняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

• правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляю­щие регулирование экономики.

Объекты рынка — материальные и нематериальные блага,

факторы и средства производства, вовлеченные в отношения куп­ли-продажи.

Наши рекомендации