Формы общественной собственности: государственная и коллективная.

Коллективная собственность — форма общественной соб­ственности, при которой вещи, материальные и духовные ценно­сти принадлежат определенному коллективу.

Формы коллективной собственности:

кооперативная — являющаяся достоянием членов коопера­тива, объединивших средства и труд для совместной деятельности;

народная — сложившаяся в результате перехода коллекти­ву государственного предприятия или выкупа арендованного иму­щества (определенный вклад работника в имуществе» предприя­тия и начисления процента на него);

Акционерная собственность — это групповая частная собственность, кото­рая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг — акций и облигаций.

арендная — возникшая в результате аренды трудовым кол­лективом предприятия на договорных условиях за плату и на определенный срок;

общественных объединений и религиозных организаций — возникает за счет собственных средств, пожертвований, а так­же передачи государством имущества.

Государственная собственность — форма общественной соб­ственности, являющаяся достоянием всех людей страны.

Формы государственной собственности:

• республиканская — достояние граждан страны (земля, ее недра, республиканские банки, средства госбюджета, предприя­тия, учебные заведения, другое имущество);

• муниципальная (коммунальная) — имущество ассоциации граждан области, района (средства местного бюджета, жилищ­ный фонд предприятия торговли и бытового обслуживания, транс­порт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество).

В типичной рыночной экономике 10—15% вещественных факторов производства находятся в индивидуальной частной собственности, 60—70% — в групповой частной собствен­ности и 15—20% — в государственной.

Переход к рыночной экономике может быть осуществлен только на базе изменения отношений собственности.

Разгосударствление — передача от государства другим субъектам частично или полностью функций прямого хозяй­ственного управления, замена вертикальных связей горизонталь­ными, т.е. между самими предприятиями.

Цель разгосударствления

• преодоление монополии государства;

• устранение отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение его в реального собственника;

• создание и развитие конкурентных рыночных отношений;

• преобразование трудовых отношений с помощью разных форм собственности и возможности выбора сферы применения своего труда.

Направления разгосударствления

• уменьшение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации;

• уменьшение доли национального продукта, перераспреде­ляемого через госбюджет;

• коммерциализация госпредприятий путем передачи им пол­ной хозяйственной самостоятельности;

• ликвидация монополии внешней торговли;

• переход от централизованного распределения ресурсов че­рез рынок товаров, труда и капиталов.

Приватизация(private – частный, личный) — смена собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственно­сти другим экономическим субъектам.

Цели приватизации

• повышение эффективности производства в отраслях, нахо­дящихся под чрезмерным контролем государства (активизирует­ся конкуренция, усиливается заинтересованность предприятий снижать издержки производства);

• уменьшение расходов на государственное управление (сокраща­ются субсидии, административные расходы, дефицит госбюджета);

• становление слоя частных собственников (среднего класса).

Основные способы приватизации государственных и муници­пальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпри­нимателям;

• продажа дочерних или контролируемых государством ком­паний;

|' • продажа части акций, принадлежащих государству, в сме­шанных компаниях;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо по­требителям;

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора. В результате доля государственной собственности в производствен­ном капитале сократилась с 15—20 до 8%. Во Франции за 1986—1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации. Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980—1987 гг. в среднем 4—5 государственных предприятий, уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

Наши рекомендации