Тема 3. Методы анализа управленческих решений

К методам анализа управленческих решений относятся метод цепных подстановок, сравнения, индексный, балансовый, элеменирования, функционально-стоимостного анализа, SWOT-анализа, факторного анализа и др.

Методы разработки, анализа и выбора управленческих решений включают:

- формирование набора мероприятий (организационного, технологического, экономического, правового и социального характера), направленных на достижение конкретных целей системы;

- изучение и разностороннюю оценку каждого варианта решения;

- выбор наилучшего решения по определенным критериям.

Методы анализа управленческих решений основаны на работе специалиста (ЛПР) с набором аналитических зависимостей, статистическими материалами, математическими соотношениями, мнениями экспертов и т.д.

Прием средневзвешенной величины

Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных экономических явлений. Выражает отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.

Задание. Требуется определить темп прироста объема продаж предприятия в году t и направления расширения рынка. Сравнить результаты, полученные по методу средневзвешенной величины и по методу среднеарифметической величины. Исходные данные на основе сегментации рынка представлены в табл.3.1.

Таблица 3.1

  Показатели Рынок 1 Рынок 2 Рынок 3
1. Показатели по товару А
1.1. Объем продаж в году t, тыс. у.е. -
1.2. Темп прироста объема продаж на год t+1, % 5,0% 12,0%; -
2. Показатели то товару Б
2.1. Объем продаж в году t, тыс. у.е. -
2.2. Темп прироста объема продаж на год t+1, % 2,5%; - 4,5%;

Решение:

1) по товару А

1.1 Определим долю объема продаж товара А на всех рынках:

Рынок 1: = 450/(450+130+0)=0,78

Рынок 2: =130/580=0,22

Рынок 3: =0

1.2 Определим средние величины темпа прироста объема продаж по товару А:

- по методу среднеарифметической величины

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

- по методу средневзвешенной величины

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

2) по товару Б

2.1 Определим долю объема продаж товара Б на всех рынках:

Рынок 1: = 1240/(1240+0+3150)=0,3

Рынок 2: =0/4490=0

Рынок 3: =3150/4490=0,7

2.2 Определим средние величины темпа прироста объема продаж по товару Б:

- по методу среднеарифметической величины

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

- по методу средневзвешенной величины

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

Ответ: по методу среднеарифметической величины темп прироста объема продаж предприятия в году t по товарам А и Б составил 5,7 и 2,7% соответственно. По методу средневзвешенной величины – 6,9% - товар А и 3,9% - товар Б. Направления расширения рынка для товара А в краткосрочной перспективе – Рынок 1, в долгосрочной – Рынок 2. Для товара Б – Рынок 3 как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах.

Факторный анализ

Различные виды факторного анализа позволяют рассчитать силу влияния факторов на функцию или результирующий показатель с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Задание. Определить, какой из факторов оказывает наибольшее влияние на фондоотдачу. Исходные данные приведены в табл. 3.2.

Предлагается следующая схема расчета:

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru ;

где Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru – изменение фондоотдачи при изменении i-го фактора;

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru - коэффициент, учитывающий влияние i-го фактора;

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru - значение факторов в базисном и отчетном годах соответственно.

Таблица 3.2

  Показатели Базисный год Отчетный год
1. Объем производства продукции, млн. руб. (В) 15 389 15 552
2. Фондоотдача, руб. (F)
3. Уд.вес кооперированных поставок в себестоимости продукции, % ( Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru ) 60,35 60,25
4. Уд.вес активной части ОПФ в их стоимости, % ( Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru ) 63,1 63,3
5. Коэффициент сменности работы оборудования ( Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru ) 1,28 1,3

Решение:

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

Ответ: наибольшее влияние на фондоотдачу оказывает коэффициент сменности работы оборудования (3,72)

Метод цепных подстановок

Метод цепных подстановок (МЦП) используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию. Используется только в том случае, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер. МЦП заключается в последовательной замене плановой величины одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными. Степень влияния каждого из факторов на функцию определяется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические.

Задание. Требуется определить влияние трудовых факторов на функцию – объем продаж (V). Объем продаж равен произведению всех четырех факторов, представленных в табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Факторы и функции План Факт
1. Объем продаж (V), у.е. 2803,8 3155,2
2. Среднесписочная численность (Ч)
3. Среднее число дней, отработанных 1 рабочим за год (Д)
4. Среднее число часов, отработанных 1 рабочим за день (t) 6,9 6,8
5. Средняя выработка продукции на 1 отработанный человеко-час (В) 1,5 1,6

Решение: План продаж перевыполнен на 351,4 у.е. (3155,2-2803,8)

I расчет (все показатели плановые): 900*301*6,9*1,5=2803,8 у.е.

II расчет (Ч – фактич, ост – плановое): 1000*301*6,9*1,5=3115,4 у.е.

III расчет (Ч, Д – фактич, ост – плановое): 1000*290*6,9*1,5=3001,5 у.е.

IV расчет (Ч, Д, t – фактич, В – плановое): 1000*290*6,8*1,5=2958,0 у.е.

V расчет (все показатели фактические): 1000*290*6,8*1,6=3155,2 у.е.

Ответ: Отклонение фактического объема продаж от планового произошло за счет влияния следующих факторов:

1) увеличения среднесписочной численности (II-I): 3115,4-2803,8=+311,6 у.е. (наиболее существенный фактор)

2) уменьшения числа рабочих дней (III-II): 3001,5-3115,4=-113,9 у.е.

3) сокращения продолжительности раб дня (IV-III): 2958.0-3001,5=-43,5 у.е. (наименьшее влияние)

4) повышения среднечасовой выработки (V-IV): 3155,2-2958,0=+197,2 у.е.

Общее отклонение = 3155,2-2803,8=+351,4 у.е. (или 311,6-113,9-43,5+197,2=+351,4)

Контрольные вопросы

1. Классификация методов принятия решений.

2. Содержание и сущность приемов анализа.

3. В чем сущность факторного анализа и какова область его применения?

4. Какова последовательность подстановки показателей в МЦП?

5. В чем выражается связь между отдельными показателями при применении балансовых методов?

6. Содержание и сущность этапов функционально-стоимостного анализа.

7. В чем особенности SWOT-анализа?

Тема 4. Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений

Одним из условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений /10, 11/. Необходимо проработать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели системы менеджмента. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

· фактор времени (время осуществления проекта или инвестиций);

· фактор качества объекта;

· фактор масштаба (объема) производства объекта;

· уровень освоенности объекта в производстве;

· метод получения информации для принятия решения;

· условие применения (эксплуатации) объекта;

· фактор инфляции;

· фактор риска и неопределенности.

Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогноза эффективности инвестиций. Методика сопоставимости альтернативных вариантов УР по всем факторам идентична: параметры более старого варианта решения приводятся в сопоставимый вид с параметрами нового варианта при помощи корректирующих коэффициентов.

Задание 4.1. Учет фактора времени

Рассчитать суммарные инвестиционные приведенные затраты (Зп) трех вариантов строительства объекта, отличающиеся графиком вложений. Зависят ли приведенные затраты от графика вложений в каждом варианте? Определите наиболее эффективный проект.

Расчеты проводить при ставке накопления, равной 0,1. Исходные данные приведены в таблице 4.1. (где Зн – затраты номинальные).

Таблица 4.1

Варианты инвестиций Годы вложения инвестиций Суммарные инвестиции
t t +1 t +2 t +3 ( пуск)
3п 3п 3п 3п 3п
1.          
2. -          
3. - - -        

Решение:

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

t: 50*(1+0,1) Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru = 66,55 млн.руб.

t+1: 50*(1+0,1) Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru = 60,5 млн.руб.

t+2: 50*(1+0,1) Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru = 55 млн.руб.

t+3: 50*(1+0,1) Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru = 50 млн.руб.

Варианты инвестиций Годы вложения инвестиций Суммарные инвестиции
t t +1 t +2 t +3 ( пуск)
3п 3п 3п 3п 3п
66,55 60,5 232,5
- - 60,5 215,5
- - - - 205,0

Ответ: вариант инвестиций №3 эффективнее варианта 1 на 27,05 у.е. (232,05-205,0) или на 13,5% (за счет сокращения сроков строительства в 2 раза и соответственно «замораживания» инвестиций на менее короткий период).

Задание 4.2. Учет фактора качества

Опередить: а) среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонт станка в году t+3; б) годовую производительность станка в году t+3 (остальные условия эксплуатации не меняются).

Построить график изменения указанных показателей за период (t;t+3)

Исходные данные приведены в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Показатели Значения показателей
1. Среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонт металлорежущего станка в году t , у.е.
2. Годовая производительность станка в году t , шт. деталей
3. Коэффициент ежегодного увеличения среднегодовых затрат на эксплуатацию станка в период времени (t-3; t+3) 0.03
4. Коэффициент ежегодного снижения производительности станка в период времени (t-3; t+3) 0.04

Решение:

а) Среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонт станка в (t+3)г.:

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru =1500(1+3*0,03)=1635 у.е.

(3 – период в годах м/у расчетным годом и базовым)

б) Годовая производительность станка в (t+3) г.:

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru =5000(1-3*0,04)=4400 шт.

Ответ: а) среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонт станка в году t+3 составляют 1635 у.е; б) годовая производительность станка в году t+3 составляет 4400 шт.

Задание 4.3. Учет фактора качества

Как изменится коэффициент, учитывающий фактор качества продукции в году t+1? Построить график изменения показателя качества за период (t;t+2). Исходные данные приведены в таблице 4.3.

Таблица 4.3

Показатели Вид продукции
А Б
1. Полезный эффект объектов (показатель качества) в году t, ед.
2. Снижение полезного эффекта в году t+2, % 5% 2%

Полезный эффект или анализируемый показатель качества в г. t первого объекта равен 150 ед., второго – 130 ед.

Ккач – коэффициент, учитывающий фактор качества объекта.

Ккач стнов

Пст- значение полезного эффекта или анализируемого показателя качества старого варианта объекта, по которому объекты приводятся в сравнимый вид.

Пнов - то же по новому варианту.

Продукция А:

Пt+1 =150 (1-1*0,05)* =142,5

Пt+2 =150*(1-2*0,05)=135

Продукция Б:

Пt+1 =130 (1-1*0,02)* =127,4

Пt+2 =130*(1-2*0,02)=124,8

∆А=150-135=15, ∆Б=130-124,8=5,2.

Тема 3. Методы анализа управленческих решений - student2.ru

Разница в кач-ве: Кк t=150/130=1,154 (15%), Кt+1=142,5/127,4=1,12 (12%), Кt+2=135/124,8=1,08 (8%).

Т.о. разница в уровне качества анализируемых объектов уменьшилась.

Задание 4.4. Учет фактора масштаба

Определить себестоимость объекта по новому варианту, величину ее изменения в процентном соотношении и проанализировать факторы, за счет которых изменится себестоимость. Исходные данные приведены в таблице 4.4.

Таблица 4.4

Показатели Значения
1. Себестоимость единицы продукции по старому варианту, у.е.
2. Программа выпуска объекта по старому варианту (в год), шт.
3. Программа выпуска объекта по новому варианту, шт.
4. Коэффициент снижения себестоимости на каждые 1000 шт. выпускаемой продукции (коэффициент фактора масштаба) 0.05

Новый вариант с/с-ти: S =1400*(1-(0,05+0,05*0,4))=1302 у.е. уменьшение на 7% (1302/1400=0,93). Увеличение объема: 7500/4500=1,66 на 66%.

Ответ: Себестоимость товара по новому варианту уменьшилась на 7% % за счет увеличения программы выпуска на 66%.

Задание 4.5. Учет условий применения объекта

Провести сравнительный анализ эффективности использования (годовой производительности) станка, работающего в условиях первого и второго производства. Режим работы первого производства − трехсменный, а второго производства − двухсменный. Годовая производительность станка, работающего в условиях первого производства, равна 2000 шт. продукции, второго − 1600.

Для целей сравнительного анализа эффективности использования станка требуется привести в сопоставимый вид производительность станка, работающего в условиях первого производства по режиму работы второго производства.

Решение: Новая производительность станка в условиях I производства = старая производительность станка в условиях I пр-ва *(сменность работы нового пр-ва II / сменность работы старого пр-ва I)=2000*(2/3)=1333

Ответ: Первый станок используется менее эффективно, чем второй на 17% (100-(1333/1600)*100).

Задание 4.6 . Учет фактора инфляции

Требуется определить:

а) приведенные к концу года t+1 цены на продукцию «А» и «Б»;

б) объем продаж в году t по ценам на конец года t+1 ;

в) средний индекс инфляции по продукции предприятия.

Исходные данные приведены в таблице 4.5

Таблица 4.5

Показатели Ед. изм. Кол-во
1. Кол-во реализованной продукции А в году t шт.
2. Кол-во реализованной продукции Б в году t шт.
3. Среднегодовая цена ед. продукции А в году t руб.
4. Среднегодовая цена ед. продукции Б в году t руб.
5. Индекс инфляции по продукции А в среднем за период t+1   1.25
6. Индекс инфляции по продукции Б в среднем за период t+1   1.18

Решение: 1) приведенная к концу г. t+1 цена продукции А: 150*1,25=187,5 у.е.; приведенная к концу г. t+1 цена продукции Б: 470*1,18=554,6 у.е.;

2) объем продаж в г. t по ценам на конец г.t+1: 1200*187,5+110*554,6=286006 у.е.

3) Jи - индекс инфляции за анализируемый период.

Jиновст,

индекс инфляции по продукции предприятия по товару А=187,5/150=1,25=25%

индекс инфляции по продукции предприятия по товару Б=554,6/470=1,18=18%

Jи=∑(Vjjj)/∑(Vjj).

средний индекс инфляции по продукции предприятия =(1200*1,25*150+110*1,18*470)/(1200*150+110*470)=1,23=23%

Контрольные вопросы

1. Назовите условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения.

2. В чем особенность учета фактора времени и фактора инфляции при разработке решения?

3. В чем отличие фактора масштаба и уровня освоенности объекта в серийном производстве?

4. Почему при разработке управленческого решения необходимо учитывать условия применения анализируемого объекта?

5. В чем отличие инфляционного риска от процентного риска?

6. В чем отличие процессов накопления и дисконтирования?

Наши рекомендации