Эффективность производства организаций связи

В отрасли связи повышение эффективности производства обеспе­чивает рост конечных результатов деятельности - объема услуг, доходов и прибыли, способствует комплексному улучшению экономических по­казателей - росту производительности труда, фондоотдачи и рентабель­ности, снижению себестоимости и фондоемкости. Тем самым создаются условия для дальнейшего производственного и социального развития организаций связи, наиболее полного удовлетворения общественных и личных потребностей в телекоммуникационных услугах и улучшении их каче­ства.

Эффективность - это относительный показатель, который харак­теризует соотношение между достигнутыми или ожидаемыми конеч­ными результатами производственной деятельности, выступающими в виде эффекта, и затратами или ресурсами, необходимыми для его дос­тижения, т.е.

Эффективность = Эффект / Затраты (ресурсы).

Принципиальная разница между категориями «эффект» и «эффективность» состоит в следующем. Эффект характеризует абсолютный результат производственной деятельности, а эффективность выражает его относительную величину, полученную с единицы произведенных затрат или ресурсов. Отсюда следует, что повышение эффективности означает получение максимально эффекта при неизменных затратах, либо заданного эффекта при минимальных затратах, либо максимального эффекта при минимальных затратах.

Объемы и темпы получаемого эффекта зависят от объемов применяемых ресурсов (трудовых, материальных и денежных) и осуществляемых затрат живого и овеществленного труда. При этом ресурсы и затраты различаются по их экономическому содержанию и роли в процессе формирования вновь создаваемой стоимости.

В производственном процессе участвуют рабочая сила и средства производства, являющиеся ресурсами, а в образовании стоимости - лишь потребленная их часть в виде заработной платы, амортизационных отчислений, материальных затрат и других затрат, включаемых в эксплуатационные расходы.

Особенностями ресурсов являются длительность их функционирования и многократность использования в создании потребительных стоимостей в течение ряда производственных циклов. Ресурсы обычно выражаются средними величинами во времени: среднесписочная численность работников, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. Этим они отличаются от текущих затрат на производство, которые полностью включаются в стоимость созданного продукта, учитывают величину потребленных ресурсов лишь в размере их годового расхода и полностью возмещаются из выручки за продукцию, произведенную за один производственный цикл.

Таким образом ресурсы являются определяющим фактором результатов производства, а текущие затраты - отражением использованных ресурсов, обеспечивших получение определенного эффекта.

Значение повышение эффективности всех аспектов деятельности организаций связи в условиях рыночной экономики значительно возрастает.

В таблице 7.1 представлены наиболее общие показатели оценки экономической эффективности деятель­ности организаций связи, большинство из которых могут быть рассчитаны как в целом по организации связи, так и по отдельным филиалам в соответст­вии с производственной спецификой их деятельности.

Таблица 7.1 - Система показателей оценки экономической эффективности

деятельности организаций связи

Группы показателей   Наименование показателей эффективности
1. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и затрат   1.1.Производительность труда (Доходы (выручка) на 1 работника), тыс. руб. на 1 работника 1.2.Фондоотдача, руб. на 100 руб. ОПФ 1.3.Себестоимость 100 руб. выручки, руб.
2. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и производственных мощностей   2.1.Количество линий на 1 работника, штук 2.2.Выручка на 1 линию, руб. 2.3. Расходы по обычным видам деятельности на 1 ли­нию, руб. 2.4.Отдача на персонал, руб. 2.5.Средние расходы на персонал на 1 работника, руб.
3. Показатели эффективности перспективных сегментов рынка   3.1.Доля доходов от инновационных услуг в общей выручке от продаж, % 3.1. Темпы роста доходов от инновационных услуг, % 3.3.ARPU (средний доход от одного абонента за отчетный период), руб.
4. Обобщающие показатели эффективности деятельности   4.1.Операционная маржа, % 4.2.EBITDA , тыс. руб. 4.3.Рентабельность производственных затрат, % 4.4.Рентабельность собственного капитала, %


В первую группу вошли показатели экономической эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов и затрат.

Во вторую следующие показатели:

Показатель «Количество линий на 1 работника» (Клин) характеризует производительность труда персонала организаций электросвязи в натуральном выражении и рассчитывается по формуле:

Клин = Nлин /Ч,

где Nлин - среднее за период оценки (год) количество линий;

Ч - среднегодовая численность работников основной

деятельности.

Выручка на линию дает представление о финансовой отдаче единицы производственной мощности и рассчитывается по формуле:

Влин = Впрод/ Nлин

Расходы по обычным видам деятельности на 1 линию характеризуют общие затраты операторов на обслуживание единицы производственной мощности, то есть

Зоб.лин = Зоб/Nлин

Отдача на персонал показывает, какую выручку приносит каждый рубль расходов на содержание работников основной деятельности, то есть эффективность использования потребленных в производственном процессе трудовых ресурсов.

Расходы на персонал включают в себя:

• затраты на оплату труда (3пл);

• Страховы взносы (Ст В);

• прочие затраты по персоналу, связанные с негосударственным пенсионным страхованием, добровольным медицинским страхованием, а также выплаты в соответствии с коллективными договорами, не учтенные в затратах на оплату труда (Зпер).

Формула расчета рассматриваемого показателя имеет вид:

ОП = Впрод/(Зпл + СтВ +3пер) .

Показатель «Средние расходы на персонал на 1 работника» оценивает эффективность управления соответствующими видами затрат и дает количественную оценку затрат организации на содержание одного работника. Данный показатель рассчитывается по формуле:

Зсрпер = (Зпл + СтВ + 3пер)/Чосн.

Третья группа показателей характеризует интенсивность инновационных процессов в организациях связи как важнейшего фактора роста их доходов, улучшения финансового состояния и укрепления конкурентных позиций на соответствующих рыночных сегментах.

Доля доходов от инновационных услуг в общей выручке от продаж (dинн) определяется в процентном отношении величины этих доходов за соответствующий период (Динн) к общей сумме выручки от продажи товаров, работ и услуг за соответствующий период:

dинн = Динн/Впрод

Темп роста доходов от инновационных услуг должен рассматриваться в качестве показателя эффективности инновационной деятельности операторов связи. Он определяется как соотношение доходов от инновационных услуг текущего и предыдущего года, выраженное в процентах.

Показатель ARPU (от англ. «average revenue per user) характеризует средний доход от одного абонента за отчетный период, определяется по формуле:

ARPU = Даб/Чаб

где Даб - доходы, полученные от абонентов;

Чаб -средняя за рассматриваемый период численность абонентов.

В четвертую группу включены наиболее часто применяемые при экономической оценке показатели эффективности деятельности организаций в целом.

Операционная маржа определяется процентным отношением прибыли от продаж к общей выручке и характеризует эффективность деятельности компании по оказанию услуг и выполнению других видов работ, обеспечивающих доходы, то есть

ОМ = (Ппрод /Впрод)100%.

Показатель EBITDA (от английского «earnings before interest, tax, depreciation and amortization») включает в себя прибыль от продаж за вычетом доходов по процентам и дивидендам, а также амортизацию. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он отражает те получаемые оператором эффекты, которые находятся в непосредственной зависимости от результатов его деятельности.

Наши рекомендации