Тема «Криминалистическая фотография»

Северо-Кавказский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

Северо-Кавказский филиала

Российского государственного университета правосудия

Г. Краснодар

Кафедра уголовно-процессуального права

ПРАКТИКУМ

ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

«КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»

Студент ___________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Группа______

Курс________

Номер зачетной книжки________________________________________

Краснодар

Г.

ББК 67.52 П69   Обсужден и одобрен Советом Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия» г. Краснодар протокол № ____ от «____»______ 2017 г.
П69 Практикум по криминалистике: сост.: канд. юрид. наук, доц. А.В. Тарасов – Краснодар: Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия г. Краснодар, 2017. – 51с.

Практикум по дисциплине Криминалистика (раздел «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА») определяет содержание и структуру проведения практических занятий по дисциплине Криминалистика, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению – Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российского государственного университета правосудия» (г. Краснодар) (протокол № __ от _______ 2017 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российского государственного университета правосудия» (г. Краснодар) (протокол № ___ от ________ 2017 г.).

ББК 67.52

© Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия г. Краснодар, 2017

© А.В. Тарасов, 2017

Пояснительная записка

Криминалистический практикум предназначается в качестве учебного пособия для проведения практических занятий по разделу криминалистики (Криминалистическая техника). Данное учебное пособие преследует цель закрепить теоретические знания, формировать и совершенствовать практические умения и навыки, проверить качество усвоения программного материала.

Практические задания практикума студент выполняет в часы практических занятий, а также в процессе самостоятельной работы. Все задания практикума должны быть выполнены аккуратно и в установленный преподавателем срок.

Приобщаемые к практикуму объекты (дактилоскопическая карта, с оттисками следов пальцев рук; дактопленки с отпечатками следов пальцев рук; микрообъекты; исследуемый образец почерка; магнитные носители с фотоизображениями с которых изготовлены фотоснимки; распечатка изображения фоторобота) обязательно должны быть помещены в конверты и наклеены на страницы соответствующего раздела практикума.

После выполнения каждого задания практикума студенту необходимо письменно ответить на контрольные вопросы. Текстовые материалы заданий и ответы на контрольные вопросы следует писать четко, аккуратно и красителем одного цвета.

Оценка выполнения заданий практикума осуществляется по наглядным результатам (фототаблицам, протоколам, схемам и т.д.). Только при условии правильного выполнения всех заданий студент может быть допущен к защите практикума. Все задания подлежат обязательному выполнению.

При выполнении заданий студент пользуется рекомендованной в учебно-методических материалах литературой.

Задание замечания оценка Подпись преподавателя
Раздел . «Криминалистическая техника» Тема «Общие положения криминалистической техники»
       
       
       
Тема «Криминалистическая фотография»
       
       
       
Тема «Криминалистическая трасология»
       
       
       
Тема. «Криминалистическое оружиеведение»
     
     
     
Тема. «Криминалистическая габитоскопия»
       
       
Тема. «Криминалистическое документоведение»
       
       
Тема. «Криминалистическое исследование микрообъектов»
       
Тема. «Криминалистическая регистрация и использование ее в раскрытии и расследовании преступлений»
       
Итоговая оценка    

Оценочный табель

Тема «Общие положения криминалистической техники»

Задание № 1. Дайте понятие криминалистической техники и раскройте правовые основы ее применения.

Криминалистическая техника – это ________________________________________________

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 2. Дайте понятие криминалистические средства и методы.

Криминалистические средства – это __________________________________________

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Впишите наименование технических средств, использующихся для поиска и изъятия следов пальцев рук.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.

а) Произвести ориентирующую, обзорную, узловую и детальную фотосъемку на имитированном месте происшествия. При этом необходимо применить круговую или линейную панорамную и измерительную (масштабную) съемки.

б) Изготовить фотоснимки размером 9х12 см и наклеить их на листы в виде фототаблиц. Таблицы и магнитные носители оформить как приложения к протоколу осмотра.

ФОТОТАБЛИЦА

к протоколу осмотра места происшествия от «___» ____________ 200 __ г.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фото № 1. (Ориентирующая съемка методом круговой панорамы)____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фото № 2. (Ориентирующая съемка методом линейной панорамы)___________________ ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фото № 3._______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фото № 4. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фото № 5. ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО ДЛЯ КОНВЕРТА С МАГНИТНЫМ НОСИТЕЛЕМ

Фототаблицу составил: ________________________________________________

(должность, звание, ФИО)

в) составьте схематический план осмотра места происшествия (участка местности, дороги или комнаты) и оформите его в качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия.

Задание № 6.

1. Опишите технологию фотографирования трупа ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите методы исследовательской фотографии ______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следы пальцев рук

Задание № 7.

а) Составить описание предмета в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия, на котором обнаружены следы пальцев рук (объект выбирается студентом самостоятельно из перечисленных далее) осколок стекла; бутылка; входная дверь в квартиру; дверь автомашины; форточка; нож; ваза; дверца серванта; подоконник; ящик стола.

б) Дактилоскопировать одного из студентов своей группы, заполнить дактилокарту своим почерком, определить типы и виды папиллярных узоров, указав при этом: какими являются петли в узорах: ульнарными или радиальными; как расположены спирали в завитковых узорах – по ходу или против часовой стрелки. Выполненную дактилокарту вклеить в данном разделе практикума или вложить в конверт предварительно вклеенный в данном разделе.

в) Сфотографировать или сделать ксерокопию одного из отпечатков пальцев рук из дактилокарты в масштабе 3:1 с указанием в нем стрелками и цифрами деталей папиллярного узора.

Протокол осмотра места происшествия (фрагмент):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Следы обуви

Задание №8. Зарисовать дорожку следов обуви и составить описание отдельного следа обуви в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия, указав общие и частные признаки следов, способы их фиксации и изъятия в качестве вещественных доказательств.

Следы транспортных средств.

Задание №11. Выполните фотоснимок следа транспортного средства методом масштабной съемки и составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия (по следам транспортного средства).

Фото (следа транспортного средства)

Протокол осмотра места происшествия (фрагмент):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 12. Сформулируйте вопросы эксперту для производства трасологической экспертизы (следы транспортного средства) _______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 15. Выполните фотоснимки (стреляной пули и гильзы) по правилам масштабной фотосъемки и вклейте их в данном разделе. Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия по описанию (стреляной пули и гильзы).

Фото (стреляной пули)

Протокол осмотра места происшествия (фрагмент):

(Пуля) _________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 17. Выполните фотоснимок (ножа или другого вида холодного оружия) по правилам масштабной фотосъемки и вклейте снимок в данном разделе. Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия по описанию (ножа или другого вида холодного оружия).

Фото (нож, кастет или др.)

Протокол осмотра места происшествия (фрагмент):

(нож, кастет или др.) ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 18. Сформулируйте вопросы эксперту для производства экспертизы холодного оружия_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание № 19. Сделать рисунок ножа и стрелками и цифрами отметить детали ножа и указать их наименование.

Задание № 20. Выполните фотоснимки взрывного устройства или фрагментов оставшихся от его применения по правилам масштабной фотосъемки и вклейте их в данном разделе (макеты и материалы предоставляются преподавателем на практическом занятии). Составьте фрагмент протокола осмотра места происшествия по описанию (взрывного устройства или фрагментов оставшихся от его применения).

Протокол осмотра места происшествия (фрагмент):

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РОЗЫСКНАЯ ОРИЕНТИРОВКА

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 23.

1.При помощи компьютерной программы составьте фоторобот одного из студентов своей группы или лица из ближайшего окружения. Распечатку вклеить в данном разделе практикума или вложить в конверт, предварительно вклеенный в данном разделе.

2.Перечислите источники информации о признаках внешнего облика человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование письма

Задание № 26. Укажите общие признаки письменной речи:

1. Грамматические навыки ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Лексические навыки ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Стилистические навыки _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 27. Укажите общие признаки почерка:

1. Общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений:

1.1. Размещение самостоятельных фрагментов ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Поля _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Красная строка _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Размещение линии письма относительно бланковой строки _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги _________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.5. Форма линии письма в строке __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.6. Размещение движений при выполнении знаков препинания _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.7. Положение знака переноса слов ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка:

2.1. Выработанность ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Темп письма _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Координация движений _______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4. Сложность почерка ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Общие признаки почерка, отражающие структуру движений по их траектории:

3.1. Форма движений _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Направление движений ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.3. Наклон почерка ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4. Степень связности ____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 28. Укажите наиболее характерные частные признаки почерка:

Буквы алфавита, цифры Схематическая зарисовка письменных знаков, букв, цифр и их сочетаний, разметка признаков Описание признаков
 
1. Сложность движений при выполнении букв:
     
2. Форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов:
     
3. Направление движений:
     
4. Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов:
     
5. Степень связности (вид соединения):
     
6. Количество движений:
     
7. Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках:
     
8. Относительное размещение движений при выполнении письменных знаков:
     

Задание № 29. Сформулируйте вопросы эксперту для производства почерковедческой идентификационной экспертизы. ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 30. Укажите, какие материалы и в каком объеме представляются для проведения почерковедческой идентификационной экспертизы.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Микрообъекты

Задание № 31. Провести осмотр и изъятие микрообъектов (волос, ворсинки ткани, фрагменты лакокрасочного покрытия и т.д.), результаты оформить в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия. Изъятые микрообъекты вложить в конверт предварительно вклеенный в данном разделе.

Протокол осмотра (фрагмент):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 32. Укажите, какие материалы (микрообъекты, образцы) и в каком объеме представляются для проведения биологической идентификационной экспертизы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание № 33. Сформулируйте вопросы эксперту для производства судебно-медицинской (биологической) экспертизы.________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 34. Перечислите виды учетов информационных центров МВД России.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 35. При осмотре места происшествия по делу об убийстве гр. М. обнаружена пуля со следами выстрела. По каким криминалистическим учетам необходимо проверить данную пулю? Какие обстоятельства могут быть установлены в ходе этих проверок?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

ПРОТОКОЛ

Осмотра места происшествия

  «   »     г.

(место составления)

Осмотр начат в   ч   мин
Осмотр окончен в   ч   мин
 

(должность следователя (дознавателя),

  ,

классный чин или звание, фамилия, инициалы)

получив сообщение  

(от кого, о чем)

  ,
прибыл  
     

(куда)

 

и в присутствии понятых:

1.  

(фамилия, имя, отчество

 

и место жительства понятого)

2.  

(фамилия, имя, отчество

 

и место жительства понятого)

с участием  

(процессуальное положение, фамилия, имя, отчество каждого лица,

 

участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях

 

его адрес и другие данные о его личности)

 

в соответствии со ст. 164, 176 и частями первой-четвертой и шестой ст. 177 УПК РФ

произвел осмотр  

(чего)

 
 

Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснены их права, ответственность, а также порядок производства осмотра места происшествия.

Понятым, кроме того, до начала осмотра разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.

   

(подпись понятого)

   

(подпись понятого)

Наши рекомендации