Виды инвестиционной деятельности и классификация инвестиций
Инвестиции (как объект) - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (например, научно-технологич, благотворит, здоровье, реклама, социальн, политич, военный, образоват). Инвестиции – это те или иные виды интеллектуальных или имущественных ценностей, кот. вкладываются в опред. коммерческие процессы или фин. инструменты с целью получения прибыли. Инвестиционная деятельность (как процесс) - вложение инвестиций и осущ. практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В зависимости от объекта: *Реальные. Прямые закупки основных фондов, машин, оборудования, земельных участков, помещений для производства, приобретение действующих производств, вложения средств в торговые марки, знаки, в развитие персонала и т.п. *Финансовые. Приобретение акций и др. ЦБ (ценных бумаг), кредитование, предоставление лизинговых услуг и т.п. *Спекулятивные. Цель таких инвестиций – краткосрочное обогащение из-за ожидаемого повышения цены на: валюты, драгметаллы, ЦБ. По объектам вложения: *в физактивы – то есть, в развитие предприятия, отрасли, в объект, повышающий эффективность предпринимательской деятельности или производственного комплекса; *в нематериальные активы – права на пользование участками, патенты, авторские знаки, лицензии, трейдмарки, интеллектуальную собственность, разработки и т.п; *в инновации – вклады в программы развития, образования, обучения, объекты НТП; *нетто-инвестирование - вложения финансов или капитала в приобретение нового предприятия; *брутто-инвестирование – состоит из нетто- и реинвестирования. То есть происходит процесс связывания существующих инвестиций и высвободившихся ресурсов, полученных в результате первичного инвестирования. В итоге прибыль от вклада в новое предприятия направляется на его дальнейшее развитие. По характеру собственности: государственные; частные; иностранные. По месту приложения: внутренние; зарубежные. По участию в управлении: *прямые, когда непосредственно инвестор принимает участие в отборе объектов инвестирования. Также под прямыми инвестициями может подразумеваться инвестирование в уставной капитал хозяйствующ. субъекта, с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении объектом инвестирования. *косвенные, когда объекты инвестирования определяет не сам владелец инвестируемого капитала, а различ. инвест. фонды, консультанты, компании, паевые фонды и другие финансовые учреждения. В зависимости от доходности: *Высокодоходные инвестиции, которые отличаются высоким уровнем дохода, существенно превышающим средний показатель доходности на инвестиционном рынке. *Среднедоходные инвестиции, чистая инвестиционная прибыль по которым приблизительно равна средней доходности на инвестиционном рынке. *Низкодоходные инвестиции, доходность по которым меньше, нежели средняя норма прибыли на рынке. *Бездоходные инвестиции, которые осуществляются не с целью получения прибыли, которой собственно по этих видах вложений не имеется. Такое инвестирование в основном преследует цели получения социального, экологического или любого другого внеэкономического эффекта. По характеру использования капитала инвестиции разделяют на: *Первичные инвестиции, которые подразумевают использование капитала, вновь сформированного для инвестиционных целей, который может быть создан как за счет заемных средств, так и за счет собственных. *Реинвестиции – повторное инвестирование капитала, который сформировался за счет прибыли, полученной от первичных инвестиций. *Дезинвестиции – изъятие капитала, который был инвестирован ранее, из инвестиционного оборота без последующего его использования в инвестиционных целях. В зависимости от цели вложений: *прямые – приобретение материалов, средств производства, вложения денежных финансов в бизнес с целью участия в дальнейшей предпринимательской деятельности компании; *портфельные – вложения в ЦБ, которые формируются портфельным способом. Так инвестор сможет оперативно принимать участие в управлении компанией, иметь право голоса на заседаниях учредителей или собрании акционеров, предлагать и утверждать решения о дальнейшей политике компании; *реальные – вложение средств в материальное производство; *нефинансовые – инвестиции в форме открытий, патентов, ноу-хау, торговых марок. Данные формы вложений имеют свое денежное выражение и прямо либо косвенно способствуют повышению и эффективности деятельности, в которую происходит инвестирование. *интеллектуальные – финансовые вложения в продукт интеллектуальной деятельности. Финансирование разработки ноу-хау, технологий, патентов и т.п. По характеру активов: в финансовые активы; в нефинансовые активы. По территории размещения: *Внутренние инвестиции. Речь идет об инвестирование капитала в те объекты, которые расположены в границах того или иного региона (страны). *Внешние инвестиции. Инвестирование капитала в объекты, которые расположены за границей. По масштабам: глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле; народнохозяйственные, оказывающие влияние на всю страну в целом или ее крупные регионы; крупномасштабные, охватывающие отдельные отрасли или крупные территориальные образования (субъект Федерации, города, районы); локальные, действие которых ограничивается рамками данного предприятия, реализующего ИП. По срокам реализации: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные ( от 1 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет). По типу отношений (степени взаимозаменяемости): независимые – решение о принятии одного не сказывается на решении о принятии других; альтернативные (взаимоисключающие) – принятие одного из них означает, что остальные должны быть отвергнуты; взаимодополняющие, когда реализация нескольких проектов может происходить лишь совместно. При этом взаимодополняющие проекты можно подразделить на: *комплементарные, когда принятие одного инвестиционного проекта приводит к росту доходов по другим проектам; *проекты, связанные между собой отношениями замещения, когда принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам. По степени риска (сравнительно с уровеем среднего риска на инвестиционном рынке): низкорисковые; среднерисковые; высокорисковые. По видам: коммерческие; некоммерческие. По характеру и сферам деятельности (направленности): промышленные – выпуск и реализацию новых видов продукции; экономические – на приватизацию предприятий, развитие рынка капиталов, реформирование налогообложения и др.; организационные – направл. на совершенствование и реформирования системы управления; исследовательские – ориентированные на НИР, разработку программных средств; социальные – связанные с реформированием сис-мы соц. защиты населения, охраны здоровья, окруж. среды и т.д.
51. Цели разработки и структура бизнес-плана
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Составлять его рекомендуется на период от трех до пяти лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Цели разработкибизнес-плана: 1) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия; 2) может выполнять функцию планирования; 3) помогает контролировать и оценивать процесс развития предприятия; 4) необходим для привлечения денежных средств; 5) нужен для привлечения инвесторов, эффективного использования инвестиций. Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможный риск. Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции, от опыта предпринимателя, срока работы предприятия. Бизнес-план может состоять из следующих разделов: 1. Титульный лист 2. Резюме/Вводная часть 3. Анализ положения дел в отрасли 4. Сущность проекта 5. План маркетинга 6. Производственный план 7. Организационный план 8. Финансовый план 9. Оценка рисков 10. Приложения. Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные: полное название фирмы; сведения о владельцах или учредителях; краткая характеристика сути предлагаемого проекта; общая стоимость проекта; указание на конфиденциальный характер данного документа. Резюме/Вводная часть. Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну – четыре страницы. Раздел включает: *более подробную характеристику направления деятельности предприятия; *общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем; *обоснование перспективности проекта; *необходимый объем инвестиций для реализации проекта; *контрольные сроки по проекту. К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана. Анализ положения дел в отрасли. Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям: *динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста; *тенденции ценообразования; *всесторонняя характеристика конкурентов; *выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий; *характеристика потребителей; *оценка влияния научно-технических и социальных аспектов; *перспективные рыночные возможности. Сущность проекта. В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения: *основные цели; *характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке; *подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка; *стадия разработки, патентная чистота и защита товара; *характеристика предприятия; *общая стоимость проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления. План маркетинга. Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются: *программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта; *общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность; *направления совершенствования продукции; *требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду; *обоснование ценовой политики; *планирование сбыта; *планирование товародвижения; *планирование рекламной кампании; *планирование сервиса; *система маркетингового контроля. Производственный план. Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты: *производственные мощности; *описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам; *субподрядчики; *оборудование; *производственные площади; *сырье; себестоимость. Организационный план. Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий – с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы: *организационно-правовая форма; *организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений; *характеристика учредителей; *характеристика руководящего состава; *работа с персоналом; *материально-техническая обеспеченность управления; *местонахождение предприятия. Финансовый план. Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов: *сводный баланс доходов и расходов; *план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью; *балансовый план на конец первого года в его традиционной форме; *план по источникам. Оценка рисков. Назначение раздела – в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения: *перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта; *определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие; *разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий; *обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми, в силу этого, можно пренебречь. Приложения. В заключительной части бизнес-плана приводятся документы и источники, которые были использованы при его подготовке, и на которые есть ссылки в основном тексте. Речь идет о письмах от клиентов и партнеров, копиях договоров и контрактов, различных прейскурантах, статистических обзорах, справках, результатах исследований и т.д.