Сущность и основные функции менеджмента качества

Менеджмент качества - это управление процессами планирования, обеспечения и контроля и повышения качества продукции и услуг организации. Менеджмент качества включает в себя следующие составляющие: Контроль качества. Рассматривается как деятельность по оценке соответствие объекта контроля качества установленным требованиям и стандартам. В данную группу относятся измерения, испытания, наблюдения, мониторинг в результате проведения которых можно осуществить сравнение значений наблюдаемы переменных с требуемыми. Обеспечение качества. Это регулярная деятельность, за счет которой обеспечивается соблюдение установленных требований к качеству. В данную группу входят работы по управлению, материальному обеспечению, техническому обслуживанию процессов и процедур изготовления продукции или выполнения определенных операций. Планирование качества. Это действия по определению характеристик качества и установление требований к качеству, то есть это действия по постановке целей в области качества и определения необходимых ресурсов для достижения требуемого уровня качества. Улучшение качества. Данная составляющая характеризуется как реализация действий по повышению качества или обеспечение возможностей организации выполнить установленные требования. Объектом менеджмента качества выступает процесс создания продукции и вся деятельность организации в области качества. Субъектами управления качеством является руководители всех уровней управления, каждый из которых может оказывать воздействие на создание продукции через имеющиеся у него функции управления. Вместе они образуют систему управления качеством. Процесс управления качеством рассматривают как состав и последовательность процедур по выполнению управленческих функций по качеству на всех уровнях управления и этапах создания продукции. Системы менеджмента качества. Наиболее популярными и востребованными на сегодняшний момент являются следующие системы управления качеством: *ISO 9000. Данная система построена на основе международных стандартах ISO серии 9000. Она фокусируется на строгой регламентации деятельности, четком взаимодействии сотрудников и непрерывном улучшении как отдельных подсистем, так и организации в целом. *TQM (Totalqualitymanagement). Главный принцип системы заключается в улучшении всего, что может быть улучшено в организации при этом строгой формализации, как в предыдущей системе не предусмотрено. *Премии по качеству. В разных странах выделяют различные премии по качеству: Премия Деминга, Премия Балдриджа, EFQM (EuropeanFoundationforQualityManagement). Премии получают организации, соответствующие всем требованиям премии и применяющие различные методы управления качеством. *6 сигма (6 sigma). Это системы улучшения качества процессов организации, которая призвана выявлять и устранять различные причины несоответствия и дефектов. *Бережливое производство. Включает в себя набор производственных практик по сокращению издержек и повышения качества выпускаемого продукта. Расходование ресурсов организации должно быть направлено на создание ценности для потребителя. *Kaizen (кайдзен). Это система по постоянному улучшению процессов в организации. В результате постоянного повышения качества незначительных операций организация может получить крупное усовершенствование. Менеджмент качества на предприятии предполагает наличие политики в области качества, системы контроля, системы мониторинга потребителей, системы внутренних проверок, системы управления информацией по качеству и системы непрерывных улучшений качества. Управление качеством продукции достигается путем планирования его повышения, контроля за соответствием показателей установленным требованиям, регулирования процесса его формирования в зависимости от изменяющихся условий и факторов. Оно необходимо на всех стадиях производственного процесса — при планировании, производстве, хранении и реализации продукции. Функции управления качеством подразделяются на общие — планирование, организация, мотивация, регулирование, анализ и контроль и специальные — на основе разделов международной системы стандартов. Можно выделить следующие специальные функции управления качеством продукции: изучение рынков сбыта и требований потребителей к качеству; Определение положения предприятия на рынке и целей, связанных с данной продукцией; Прогнозирование спроса, технического уровня, качества, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции; Разработка новых видов продукции и внедрение их в производство; Реклама продукции; Оценка поставщиков сырья, материалов; технологическое обеспечение; совершенствование организации труда и производства; материально-техническое обеспечение; метрологическое обеспечение; документационное обеспечение; информационное обеспечение; Организация специальной подготовки и обучения кадров по повышению качества и конкурентоспособности продукции; аттестация работников и качества работ; отбор и расстановка кадров; Правовое обеспечение управления качеством продукции; обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации и др. К функциям менеджмента качества относят: Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Планирование качества должно начинаться с анализа процессов, существующих в организации и процессов, входящих в СМК. Для стандартных процедур планирование качества может осуществляться с использованием существующих методик. Вместе с тем, новые виды деятельности, контракты или проекты могут потребовать составления специальных планов качества. Разработка планов качества может быть частью планирования качества. Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Представляет собой оперативную деятельность, направленную на достижение соответствия продукции или услуг заданным требованиям внутренних и внешних нормативных документов. Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффективность или прослеживаемость.





Наши рекомендации