Лабораторно-практическое занятие №5

РАЗРАБОТКА ИНСТРУКЦИОННОЙ КАРТЫ

Цель —формирование умений анализа трудового процесса и структу­рирование его для построения инструкционной карты.

Метод — моделирование трудовой деятельности.

Методическое обеспечение: инструкционно~технологические, рабо­чие, операционные карты выполнения работ.

Термины и понятия:

•трудовой процесс;

• инструкционная карта.

Краткие теоретические сведения

Трудовой процесс

Трудовой процесс -часть производственного процесса. Производст­венный процесс отличается от трудового в ряде отраслей народного хозяй­ства временем протекания. Например, в химической промышленности вре­мя трудового участия человека в производстве значительно меньше, чем сам производственный процесс. В ряде профессий производственный про­цесс совпадает с процессом труда рабочего. Например, у слесаря-сборщика контрольно-измерительных приборов сборочные и ремонтные операции в основном выполняются вручную, поэтому производственный и трудовой процессы совпадают. Однако трудовой процесс у гальванщика не совпадает с производственным по времени: длительность производственного процесса больше, чем время выполнения трудовых операций.

Трудовой процесс содержит:

• операции;

•приемы;

•действия.

Принято более крупные части трудового процесса называть опера­циями. Например, монтаж, наладка, пайка, раскрой, измерение - это круп­ные части деятельности специалиста. Каждая операция выполняется в не­сколько приемов.

Прием - это часть операции, имеющая самостоятельную цель. В опе­рации пайки лужение является приемом. В операции разделки кабеля окон-цевание жил является отдельным приемом. Следующие более мелкие части трудового процесса - действие и движение.

Действие- законченная сово­купность движений (нажать кнопку «Пуск» на системном блоке и т.д.). Принято считать, что каждое действие включает 2-3 движения.

Знание структуры трудового процесса необходимо педагогу профес­сиональной школы, так как основной целью производственного обучения является формирование готовности выполнять определенные трудовые операции, приемы и применять профессиональные знания и умения на практике.

Инструкционная карта

Для формирования профессиональных умений и навыков на уроках практического обучения используются различные инструктивные учебные документы. В производственном обучении наибольшее применение получили инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы.

Инструкционная карта—форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представле­ния о приемах и действиях при выполнении работ.

Инструкционные карты применяются при изучении учебных опера­ций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, спо­собы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых прие­мов изучаемой операции.

Технологические (инструкционно-технологические) карты применя­ются при выполнении работ комплексного характера. Они раскрывают тех­нологическую последовательность, режимы, технические требования, сред­ства выполнения учебно-производственных работ.

Инструкционные карты являются средством организации и активиза­ции учебно-практической деятельности учащихся. Наличие такой докумен­тации, как письменный инструктаж, позволяет каждому учащемуся много­кратно в процессе выполнения учебно-производственных работ обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность учащим­ся постоянно осуществлять самоконтроль.

Для разработки инструкционной карты необходимо четко представ­лять конкретные учебные цели и систему приемов и действий, которыми нужно овладеть для их достижения. Овладевая той или иной операцией, включающей большое количество приемов, необходимо иметь четкую по­следовательность действий, которая становится ведущим компонентом, оп­ределяющим всю структуру деятельности. Текстовые инструкционные кар­ты выполняются в виде таблиц, в которые входят названия операций, спо­собы выполнения приемов и действий, а также виды контроля за их испол­нением. Пример инструкционной карты приведен в приложении.

В последнее время при реализации идеи опорных сигналов в произ­водственном обучении получили распространение кодовые инструкции, в которых операции закодированы условными символами. В этом случае все приемы выполнения учебно-производственных заданий можно выразить с помощью соответствующих символов. Для разработки кодированной инст­рукционной карты необходимо изучить технологический процесс с целью вычленения отдельных операции. Для кодирования каждой операции мож­но воспользоваться уже готовыми инструкционными и технологическими картам.

Порядок выполнения заданий

1. Из учебного пособия «Практическое руководство по настройке локальных сетей» выбрать инструкционную карту, с помощью которой за­полнить табл.8.

Таблица 8

Анализ трудового процесса

Название трудового процесса

Средства труда

Объект труда

№ п/п Название операции Код операции Прием Действие  
         

2. Используя пооперационный анализ трудового процесса, подобрать эскизы, схемы, усиливающие наглядность выполняемого действия.

3. Разработать самостоятельно операционную инструкционную карту (см. приложение).

4. Используя коды операций или приемов и наглядные средства, со­ставить кодовую инструкционную карту по формированию практических умений.

Контрольные вопросы

1. Какие этапы можно выделить в разработке инструкционной карты?

2. Что является ориентировочной основой деятельности в письменной форме инструктажа?

3. Дайте определение кодовой инструкционной карты.

4. Как создается ориентировочная основа деятельности в кодовой ин­струкционной карте?

5. Каковы функции указаний контроля в инструкционной карте?

6. Перечислите умственные умения, формируемые у учащихся при работе с инструкционной картой.

Рекомендуемая литература

Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.

Наши рекомендации