Спецификация учебных элементов (понятий)

Спецификация - табличная форма представления структурно-логического анализа (табл. 7). Спецификация содержит названия УЭ (поня­тий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы обозначающие понятия.

В табл. 7 заносятся понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному понятию (элементу) присваивается порядковый номер. Далее понятия классифицируются по различным основаниям и от­мечаются значком «+». Как правило, первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.

Таблица 7 Спецификация УЭ

№ п/п Название учебных элементов (понятий) Опорное понятие Новое понятие Символ Уровень усвоения
           

Граф учебной информации

Граф учебной информации - способ выявления и наглядного пред­ставления связей или соотношений между учебными элементами (рис. 3).

Спецификация учебных элементов (понятий) - student2.ru

Спецификация учебных элементов (понятий) - student2.ru Рис. 3. Граф учебной информации

Графом называют совокупность точек (вершин), соединенных ребра­ми (дугами). Для структурно-логического анализа наиболее удобен плоский граф - «дерево». Каждую вершину следует рассматривать как символ, изо­бражающий информацию, соответствующую только данному УЭ. Поэтому не следует рассматривать один УЭ как часть информации другого элемента или сумму информации нескольких УЭ. Каждый учебный элемент графа

вне зависимости от положения и связей имеет свою собственную, только в нем заключенную информацию.

Понятия располагаются на горизонталях (порядках), образующих оп­ределенную общность. Краткое определение этой общности называют по­нятие-комплекс. Порядки обычно обозначают римскими цифрами, а поня­тия (УЭ) - арабскими.

При построении графа необходимо иметь в виду следующее:

1) количество порядков должно полностью охватывать все учебные
элементы темы;

2) количество учебных элементов, входящих в один порядок, не огра-­
ничено;

3) не выделяют учебный элемент, если только он один имеет связь с
элементом высшего порядка;

4) ребра могут пересекать горизонтали порядков, но не должны пере­-
секаться между собой.

Структурно-логическая схема

При подготовке учебного материала к уроку возникает необходи­мость построения модели, отражающей в наглядной форме структуру учеб­ного материала, последовательность, подчиненность и соподчиненность понятий, логические связи.

Построение графа учебной информации дает лишь наглядную карти­ну логических связей между понятиями. Динамику формирования понятия, последовательность включения понятий в процесс объяснения в наглядной форме он не отражает. Поэтому наиболее приемлемым способом предъяв­ления учебной информации является структурно-логическая схема.

Структурно-логической схемой называют граф, ребра которого представлены в виде векторов, указывающих логическую связь между по­нятиями и последовательность введения их в учебный процесс. При по­строении структурно-логической схемы необходимо соблюдать следующие правила:

1) в каждую вершину схемы следует помещать лишь одно понятие;

2) векторы, соединяющие вершины, не должны пересекаться (если
пересечение неизбежно, то следует найти в материале такое понятие, кото­-
рое относится к точке пересечения);

3) отношение подчинения между понятиями указывается направлени­-
ем стрелки вектора, соединяющего понятия;

4) равнозначные вершины схемы, содержащие соподчиненные поня­-
тия, следует располагать на одной линии, а подчиненные опускать на сту­-
пень ниже.

В структурно-логическую схему включаются не все понятия, выде­ленные при структурно-логическом анализе и занесенные в спецификацию. Состав их почти целиком зависит от первоначального уровня знаний уча­щихся. Если для учащихся какие-либо исходные понятия достаточно про­сты, то их можно не вводить в схему

Построение структурно-логических схем целесообразно только для небольших фрагментов учебного материала. Для материала с большим объ­емом, структурно-логическая схема, как правило, содержит значительное число вершин-понятий, ребер и замкнутых контуров. Это затрудняет ее чтение и характеризует сложность изучения данного фрагмента материала.

С целью упрощения структурно-логической схемы ряд входящих в нее вершин-понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вво­дят детализирующие понятия. В более сложных случаях учебный материал разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из кото­рых составляют свою схему.

При построении всех следующих за первой частных структурно-логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий ма­териал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно-логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем.

Построение структурно-логических схем представляет один из прие­мов отбора и систематизации учебного материала, реализующих принципы научности, систематичности и последовательности обучения, доступности, наглядности.

Порядок выполнения заданий

1. Из программы предмета выбрать тему урока и выписать ее.

2. Проанализировать содержание темы и составить план изложения.

3. Используя два - три источника информации, составить полный
конспект темы.

4. Подготовить таблицу (см. табл. 7) для составления спецификации
учебных элементов и, используя составленный конспект темы, выписать
все значимые понятия, которые содержит учебный материал.

5. Анализируя содержание учебного материала и программу, выпол­-
нить классификацию понятий. Для этого необходимо выделить опорные и
новые понятия, определить уровень их усвоения.

6. Проанализировав вычлененные понятия, выбрать имеющие более
высокий уровень обобщения (понятия-основания) и определить количество
порядков в графе.

7. Подготовить бланк для графа: в верхней части листа наметить вер­-
шину первого понятия и через равные интервалы провести горизонтали по
числу порядков. Пронумеровать их.

8. Построить граф, размещая вершины (понятия) на соответствующих
порядках и оформляя связи (вычерчивая ребра). В ходе этой работы не ис­-
ключена возможность корректировки оснований (порядков), которые были
установлены ранее, и внесения в спецификацию дополнительных понятий.

9. Проверить полностью ли граф и спецификация охватывают содер­-
жание учебного материала, нет ли лишних понятий, следует ли разделять
тему на несколько подтем.

10. По построенному графу содержания учебного материала выделить
подсистемы учебного материала. Например: физический процесс, лежащий
в основе действия технических устройств; конструкционные параметры
изучаемого устройства; назначение устройства и т.д. Для трех - четырех
выделенных подсистем построить структурно-логических схемы.

11. При необходимости перестроить структуру изложения материала
в соответствии с графом и структурно-логическими схемами и составить
новый конспект учебного материала.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность структурно-логического анализа содержания учеб­-
ного материала?

2. Что дает преподавателю построение графа учебной информации?

3. Какие методические задачи может решить педагог, используя спе­-
цификацию?

4. Какие методические цели ставит педагог, выделяя опорные и новые
понятия в учебной информации?

5. Что называется структурно-логической схемой учебного материа­-
ла? С какой целью она разрабатывается?

Рекомендуемая литература

Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М: Педагогика, 1995. 336 с.

Эрганова Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 1999. 138 с.


Наши рекомендации