Системы производственного обучения

В профессиональном обучении под системой производственного обу­чения понимается порядок расчленения содержания обучения и группировкаего частей в последовательности овладения учащимися умениями и на­выками рабочей профессии [7].

В настоящее время в отечественной учебно-методической литературе описано около двадцати различных систем производственного обучения:

•операционная;

•операционно-предметная;

•моторно-тренировочная;

• операционно-комплексная;

•технологическая;

•предметно-технологическая;

*проблемно аналитическая и т.д.

История развития систем производственного обучения в основном отражает историю становления методикипрофессионального обучения. Первая научнообоснованная система производственного обучения называласьоперационной или русской. К сожалению, в настоящее время Россия утратила приоритет в разработке систем профессионального обучения.

Термин «операция»в названии системы указывает на высокую сте­пень расчленения содержанияобучения. Операции - это учебные единицы,отражающие элементы реального трудового процесса, но не совпадающие с ним. При планировании производственного обучения, отборе учебно-производственных работ для каждого урока мастер производственного обучения тщательно изучает структуру содержания учебного материала в программе производственного обучения.

Для выбора системы производственного обучения и обоснования методической системы урока ему необходимо правильно представлять содержание учебного материала по каждой крупной теме программы, структурировать его и выстраивать в необходимой логической последовательности в соответствии с поставленными целями и задачами. На различных этапах обучения решаются различные учебно-производственные задачи, следовательно, структура содержания учебного материала различна,и анализ содержания программ производственного обучения показывает, что нет универсальной системы производственного обучения.

Метод сетевого графика

Среди методов анализа учебных программ широко известен метод построения сетевого графика последовательности изучения тем анализи­руемого и родственных ему предметов. Он позволяет оценить правильность расположения взаимосвязанных тем, выявить вид межпредметных связей по хронологическому признаку и на этой основе создать стройную логику изучения материала.

Сетевой график представляет собой графическую модель процесса изучения учащимися нескольких учебных предметов в течение определенного времени (рис. 2).

Системы производственного обучения - student2.ru

Специальный курс

Рис. 2. Фрагмент сетевого графика изучения предметов:

0 - начало изучения предметов; О7 - завершение полугодия;

1 )и т.д. - перечень тем программы производственного обучения;
5') и т.д. - перечень тем специального курса;

12, 24, 36 и т.д. - количество недель на изучение темы

На сетевом графике изучение каждого предмета дается как цепь со­бытий, представленных отдельными темами. Темы (вершины) на графике изображаются кружочками, каждыйсо своимномером. Сам процесс изучения тем представляется в виде ориентированных ребер (векторов), соединяющих между собой вершины.Над ребрами ставится цифра,соответствующая длительности изучения темы в часах (см. рис. 2).

Исходной (нулевой) вершиной сетевого графика является начало изу­чения предмета. Завершающая его вершина соответствует окончанию изу­чения одного из учебных предметов. Любая сплошная стрелка на сетевом графике соединяет две вершины и отражает процесс овладения учащимися материалом конкретной темы, которая зашифрована на графике числом, соответствующим номеру темы по программе [5].

Межпредметные связи на сетевом графике изображаются в виде штриховых векторов, соединяющих темы разных предметов. Они прово­дятся из вершин, соответствующих времени начала изучения исходных тем учебного предмета, к вершинам, характеризующим начало изучения свя­занных с ними тем другого учебного предмета.

Порядок выполнения заданий

1, Анализ профессиональной характеристики,

1.1. Изучить профессиональную характеристику, выписать из нее:
•название профессии, ее шифр, уровень квалификации;
•предмет труда, средства труда специалиста;

•основные виды профессиональной деятельности;

•ведущие требования к профессиональным знаниям (3-4 требования);

•ведущие требования к профессиональным умениям (3-4 требования).

1.2. Сделать вывод о том, какие совмещенные профессии можно по­лучить на базе основной.

2, Анализ учебного плана,

2.1, Рассмотрев в сборнике учебныхпланов и программ план учебного процесса, составить перечень предметов профессионально-технического цикла (табл. 1).

Таблица 1

Предмет профессио­нальной подготовки Количество часов на изучение Период обучения Форма контроля ЗУН
       

2.2. Рассмотреть планирование учебных часов на изучение специаль­ного курса и производственного обучения. Определить количество отве­денных часов на изучение предметов в неделю, полугодие, год. Данные за­нести в табл.2.

Таблица2

Количество часов, отводимых на изучение предметов в

неделю, полугодие, год

Предметы 1-йкурс 2-йкурс 3-й курс
  Полугодие  
  I П I П I П
  Количество недель
         
Количество часов в неделю  
           

3. Анализ программы специального курса,

3.1. Проанализировав пояснительную записку программы курса,
сформулировать цели изучения предмета, определить специфику содержания,
указать приемы и методы работы преподавателя, определить организационные
формы обучения

3.2. Из программы предмета выбрать одну тему. Используя профес-­
сиональную характеристику определить те знания иумения, которые фор-­
мируются при изучении данной темы.

3.3. Определить изаписать названия практических илабораторных
работ по данной теме.

3.4. В рассматриваемой теме определить количество уроков и, выписав
тему одного урока, представить его содержание,

3.5. Подобрать один учебник иметодическое пособие для преподава-­
теля.

4, Анализ программы производственного обучения,

4.1. Проанализировать сводно-тематический план. Для этого опреде­лить следующее:

•взаимосвязь содержания и периодов обучения, степень сложности выполняемых учебно-производственных работ в различные периоды обу­чения;

•место проведения проверочных работ, производственной практики,

4.2. Выписать из программы одну операционную тему. Выделить в
ней основные операции, вспомогательные приемы и действия,

4.3. Изучить содержание двух тем программы. Определить объекты
труда в анализируемых темах, указать ведущие приемы и операции, вы­
брать наиболее оптимальные для данных тем системы производственного обучения и обосновать свой выбор. Заполнить табл.3.

№ п/п Тема производствен­ного обучения Объект Ведущие прием и операции Система произ- водственного обучения
         

4,4. Разработать сетевой график изучения двух предметов различных циклов профессиональной подготовки спецтехнологии и производственного обучения по анализируемой профессии для второго года обучения. Сделать вывод об оптимальности межпредметных связей дисциплин. Дать ре­комендации по корректировке времени изучения смежных тем, если это не­обходимо. Построить сетевой график предлагаемого варианта.

5. Анализ программы предмета общетехнического цикла,

5.1. Ознакомиться с содержанием программы одного из предметов
общетехнического цикла.

5.2. Изучить пояснительную записку программы. Из пояснительной
записки выписать:

•цели изучения предмета; •межпредметные связи;

•методы и приемы обучения; •организационные формы обучения;

•формы внеклассной работы,

5.3. Изучить тематический план. Выписать основные разделы про­
граммы исследуемого предмета и определить объем часов на их изучение.
Выбрать один из разделов программы и выписать темы, составляющие со­
держание раздела. Определить количество часов, отводимых на изучение
каждой темы. Заполнить табл. 4

Таблица 4
Тематический план

Наименование раздела, темы Количество часов на изучение  
   

Используя табл.4, выбрать одну тему. Из программы выписать
краткое содержание выбранной темы. Определить название лабораторных работ по рассматриваемой теме. Сформулировать требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данной темы. Определить количество
уроков по теме.

5.4. Из программы общетехнического предмета выписать один из ре-­
комендуемых учебников, методическое пособие, дидактический материал.

Контрольные вопросы:

1. Что определяет система производственного обучения?

2. Может ли программа производственного обучения строиться по
единой системе производственного обучения?

3. Какие документы входят в состав учебного плана?

4. Что такое сетевой график? Какова цель его составления?

5. Какова структура учебных программ?

Рекомендуемая литература

Эрганова Н.Е.Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-Пед. Ун-та, 1999. 138 с.

Лабораторно-практическое занятие № 2

Анализ учебника

Цель- формирование умений изучения и анализа учебников по ос­новным предметам профессионально-технического цикла

Метод- выявление степени соответствия учебника основным дидак­тическим требованиям организации процесса обучения.

Методическое обеспечение:учебные программы по предметам, учебники,

Термины и понятия:

•учебник;

•методический аппарат учебника;

•метод выявления степени соответствия учебника дидактическим требованиям;

•органолептический метод анализа.

Наши рекомендации