Доменные имена как объекты интеллектуальной
Собственности
Развитие новых технологий привело к созданию новых объектов интеллектуальной собственности. Одним из таких объектов являются доменные имена.
Их возникновение обусловлено функционированием Интернет. Для работы в сети Интернет компьютеру присваивается индивидуальный номер IP-адрес, который идентифицирует данный компьютер в сети. IP-адрес представляет собой четырехбайтовое число, записанное в десятичной форме, например, “111.11.111.11”. Однако из-за неудобства использования в повседневной работе числовых адресов в 1984г., когда Интернет все еще использовался преимущественно для исследовательских целей, была разработана система доменных именDomainNameSystem (DNS), позволяющая обращаться не по цифровым IP-адресам, а по специально устанавливаемым именам. То есть данная система позволяет владельцу IP-адреса зарегистрировать алфавитно-цифровую последовательность символов, которую можно использовать в качестве альтернативы его IP-адреса. Такая последовательность символов, зарегистрированная в качестве адреса компьютера в сети Интернет, носит название доменного имени (domainname).
Домены появились в январе 1985 года, тогда таковых было 7:
“.com” – для коммерческих сайтов;
“.edu” – для образовательных сайтов;
“.gov” – для сайтов государственных организаций США;
“.mil” – для военных организаций США;
“.net” – для сайтов, чья деятельность связана с Сетью;
“.org” – для некоммерческих организаций;
“.int” – для международных организаций.
Само доменное имя состоит обязательно из домена верхнего уровня (TopLevelDomainTLD), расположенного в правой части доменного имени, и из одного или нескольких доменов более низкого уровня, отделенных точками. Домены верхнего уровня могут быть или родовыми (GenericTopLevelDomainsgTLDs), указывающими на род деятельности их владельца, или состоять из кода страны (CountryCodeTopLevelDomainsccTLDs), в которой они зарегистрированы.
В настоящее время существуют 6 доменов gTLD без регистрационных ограничений –“.com”, “.net”, “.org”, “.info”, “.biz” и “.name”. Указанные домены используются повсеместно, вне зависимости от типа организации.
Каждая страна имеет свой домен верхнего уровня, состоящий из кода страны. Например, для России – это “.ru”, Норвегии –“.no”, Италии –“.it”, Германии – “.de” и др.
Доменные имена, как и средства индивидуализации предпринимателей, оказывают существенное влияние на престиж своего правообладателя. Основная стоимость Интернет-компании складывается из ее престижа, т.е. goodwill. Goodwill – это условная стоимость деловых связей, нематериальных активов, престиж торговой марки, устойчивая клиентура, репутация и др. Он приобретается вследствие роста репутации компании среди клиентов в течение многих лет и позволяет получить доходы, превышающие доходы, полученные при его отсутствии.
Goodwill Интернет-компании непосредственно объективизируется в ее доменном имени, поскольку именно оно является связующим звеном между компанией и клиентами. Поэтому доменные имена хорошо зарекомендовавших себя сайтов имеют высокую стоимость и часто являются объектами купли-продажи. Так, например, стоимость известного доменного имени unix.com составила $1 млн.
Из-за огромных объемов плохо структурированной информации в Интернете пользователям достаточно сложно найти нужный ресурс. Поэтому средний пользователь обычно пытается угадать место расположения нужного ему ресурса, вводя наиболее подходящее слово или словосочетание в качестве доменного имени. Так, например, компания “ProctоrandGamble” зарегистрировала такие доменные имена, как underarm.com и diarrhea.com. Поэтому правообладателю не все равно, какое доменное имя ему принадлежит.
В настоящее время мнения юристов по поводу сущности доменных имен различны. Одни понимают под доменными именами обычные товарные знаки, другие видят в них новый объект исключительных прав. В начале 1999 г. в решении одного из судов США по делу Umbrointernational, Inc. Против Canada, Inc. И NSI доменное имя впервые было классифицировано как новая форма интеллектуальной собственности, которая может быть предметом наложения ареста. Суд также посчитал, что имена доменов могут иметь существенное значение и получать защиту как товарные знаки.
Доменные имена являются объектами исключительных прав, но не являются товарными знаками, поскольку сильно отличаются по своей сущности от последних, хотя и выполняют схожие с ними функции.
Следует обратить внимание на очевидные различия между доменным именем и товарным знаком. Эти различия сводятся к тому, что товарные знаки имеют территориальные пределы действия и регистрируются в отношении определенной группы товаров или услуг. Доменные же имена по своей сути экстерриториальны, т.е. имеют силу независимо от страны, в которой они были зарегистрированы, и никак не ограничивают владельца соответствующего доменного имени в осуществлении своей деятельности. Кроме того, в отличие от товарных знаков, в качестве которых могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании, в качестве доменных имен могут использоваться только алфавитно-цифровые последовательности символов длиной до 63 символов. Помимо этого, в качестве доменных имен могут использоваться практически любые словесные обозначения и их сочетания в отличие от товарных знаков, в которых не допускается использование словесных обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, являющихся общепризнанными терминами или указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства, сбыта и др.
Судебная практика зарубежных стран не признает доменные имена товарными знаками, но считает, что захват доменного имени, схожего с товарным знаком, является нарушением прав владельца данного товарного знака.
В июле 1998г. в Британском апелляционном суде рассматривалось дело BritishTelecommunicationsplc. и др. против OneIn A MillionLtd. и др. OneIn A MillionLtd. зарегистрировала большое количество хорошо известных товарных знаков в качестве доменных имен, например, marksandspencer.com, marksandspencer.co.uk, britishtelecom.co.uk, britishtelecom.net и др. Суд постановил, что подобные действия нарушают права на товарные знаки.
Похожее дело рассматривалось в феврале 1999 г. Итальянским апелляционным судом, который постановил, что регистрация доменного имени с целью последующего получения выгоды от его перепродажи владельцу схожего фирменного наименования нарушает его права.
Таким образом, доменные имена выполняют одновременно несколько функций, которые могут быть сведены к следующим:
- функции адреса (поиска необходимого сайта);
- функции рекламы;
- функции индивидуализации правообладателя.
Права на доменное имя возникают с момента его регистрации.
В России с 4 декабря 1993 года до 1 июня 2001 года регистратор доменов в домене“.ru” был единственный, им являлся Российский научно-исследовательский Институт развития общественных сетей (РОСНИИРОС). После указанной даты регистраторов стало несколько (по состоянию на 2013 год – 26акредитованных регистраторов), все они используют централизованную базу данных доменных имён. Единые правила для всех регистраторов в доменах “.ru”, и “.рф” задаются Координационным центром национального домена сети Интернет(http://cctld.ru/ru/registrators/). Основной задачей Координационного центра является обеспечение надежного и стабильного функционирования DNS-инфраструктуры российского сегмента сети Интернет.
Регистрация домена в отличие от государственной регистрации объекта промышленной собственности в Роспатенте представляет собой совокупность технических мероприятий, позволяющих домену существовать. Регистрация доменов предусматривает заявительный порядок регистрации и самостоятельный выбор заявителем имени для регистрируемого домена. Регистрация домена не может предоставить его владельцу право запрещать регистрацию сходных доменных имен другими лицами.
Рис.17. Свидетельства о регистрации доменных имен
Рис. 18. Десятка самых дорогих мировых доменных имен
в 2013 году
Рис. 19. Десятка самых дорогих российских доменных имен
в 2013 году
Регистрация не допускается, если в качестве доменного имени выбраны слова, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (в частности, оскорбляющие человеческое достоинство либо религиозные чувства и т.д.). Не регистрируются домены с именами, уже зарегистрированными в базе данных. Отклоняются также заявки на регистрацию домена, не отвечающие установленным требованиям к оформлению заявки.
Контрольные вопросы:
1. Как осуществляется защита ноу-хау?
2. Что общего и в чем различия между патентом и ноу-хау?
3. Каковы функции доменного имени?
4. Каков порядок регистрации доменного имени?
5. Кто осуществляет регистрацию доменных имен?
14. ПЕРЕДАЧА ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ