Подбор учебно-производственных работ

Подбор учебно-производственных работ имеет цель перевода рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственное содержание процесса обучения. Это определяет важность и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом необходимо тесно связывать педагогические принципы рационального подбора работ с реальными возможностями, которые не всегда соответствуют принципам. Отсюда и многообразие вариантов организации подбора учебно-производственных работ.

При подборе учебно-производственных работ руководствуются следующими общедидактическими требованиями:

работы (изделия), как правило, должны иметь производственную ценность;

трудовые приемы, операции, способы, применяемые при выполнении учебно-производственных работ, должны соответствовать программам производственного обучения соответствующим профессиям (группам профессий);

учебно-производственные работы должны быть посильными для выполнения их учащимися на соответствующей стадии обучения степени сложности, точности, физическим усилиям и объему необходимых профессиональных знаний;

учебно-производственные работы должны подбираться с учетом постепенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;

содержание и объем работ должны способствовать закреплению предусмотренных программой производственных знаний, умений и навыков, приучать учащихся применять их в разнообразных условиях производственной деятельности;

в качестве учебно-предусмотренных заданий преимущественно выбираются детали, изделия или работы, техничные для усвояемой профессии, дающие учащимся возможность овладевать передовой техникой, технологией и методами труда.

Учебно-технологические требования - это характеристика учебно-производственных работ с точки зрения требований к их материалу, конфигурации, характеру заготовок, размерам, массе и т.п.

Учебно-технологические требования отражают характер содержания учебно-производственных работ, точность, качество обработки, соосность, взаиморасположение деталей сложного изделия, соответствие нормативным параметрам и т.п.

Перечень учебно-производственных работ - это один из основных документов планирования производственного обучения, в котором фиксируются (отражаются) результаты подбора учебно-производственных работ в соответствии с общими и частными принципами и требованиями. Он включает отработанный, согласованный с заказчиками, прежде всего с базовыми предприятиями, обеспеченный материалами, оборудованием, инструментами, документацией, приспособлениями, учитывающий реальные условия производственных работ применительно к темам учебной программы по соответствующей профессии. На основе перечня учебно-производственных работ составляются планы производственной деятельности учебных групп, он является основной разработкой планов производственной деятельности училища в целом.

Важнейшим требованием к перечням учебно-производственных работ является их стабильности (по крайней мере, в основе номенклатуры учебно-производственных работ). Это создает благоприятные условия и возможности для разработки качественной и комплексной учебно-технической и технологической документации, оснащение учебных мастерских соответствующих основным и вспомогательным оборудованиям, инструментами, приспособлениями и другими необходимыми приспособлениями и средствами для высокопроизводительной и высококачественной производственной деятельности. Наилучших успехов добиваются училища, формирующие перечни учебно-производственных работ на основе заказов базового предприятия, а также других стабильных заказчиков.

Цели формирования является одним из важнейших показателей - критериев профессионального мастерства будущих квалифицированных рабочих, формируемого в процессе производственного обучения, является производительность труда. Эффективным педагогическим средством формирования у учащихся этого качества является педагогически правильное организованное нормирование их учебно-производительноготруда.

Перечень учебно-производственной работы по теме: « Подготовка агрегатов для высева семян свеклы».

Распределяю тему на подтемы: «Подготовка трактора к работе со свекловичной сеялкой», «Подготовка свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».

Время на изучение подтемы 3 часа.

На инструктаж: 1.1 - 30 мин, 1.2 - 20 мин.

На упражнения: 1.1 - 20 мин, 1.2 - 40 мин.

На производственную деятельность: 1.1 - 110 мин, 1.2 - 100 мин.

Учебно-производственные работы.

1.1«Подготовка трактора к работе со свекловичной сеялкой»;

1.2«Подготовка свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».

4. Материально-техническая подготовка к изучению темы

Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения. Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные и дидактические материалы и т.д.

Учебные (учебно-производственные) мастерские являются структурными подразделениями профессионально-технического обучения училища, предназначенные для производственного обучения учащихся соответствующим профессиям и осуществляющим производственную деятельность на началах хозрасчетов в соответствии с утвержденными планами.

В учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных умений и навыков, учащихся в процессе изготовления продукции, выполнение производственных заказов, работ по обслуживанию населения при непременном населении и соответствии этих заказов и заданий требованиям программы производственного обучения.

При этом учащиеся овладевают начальными умениями и навыками выполнения трудовых приемов, операций, способами выполнения работ комплексного характера с применением типичных для профессии. Приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к производственной культуре, рациональному использованию учебного времени, производственной, технической и технологической дисциплины.

Независимо от операции и специфики содержания труда по профессиям, производственное обучение учащихся в учебных мастерских проводится, в основном в процессе их производственного труда. Поэтому необходимо, чтобы учебные мастерские соответствовали как учебным, так и производственным требованиям.

Тематическими планами в каждом тридцатичасовом цикле лабораторно-практических занятий по предметам «Тракторы и автомобили» и «Сельскохозяйственные машины» предусмотрено по 6 часов на отработку заданий по подготовке МТА к работе, их формируют, исходя из программы этого раздела производственного обучения. На каждом шестичасовом уроке из десяти звеньев, на которые делиться учебная группа, восемь занимаются с преподавателем в лаборатории, а двое выполняют задания по подготовке МТА к работе на специально оборудованных рабочих местах под руководством мастера группы и выделенного ему в помощь мастера. Таким образом, каждый мастер работает с одним звеном из двух или трех учащихся, что позволяет использовать те же методы, которые практикуются при индивидуальном обучении. На последних занятиях звенья меняются заданиями в соответствии с графиком чередования.

Учебные мастерские (комплекс) обычно выстраивается в торец учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и скрыто галереей - переходом на уровне 1-2 этажей. Учебные мастерские сооружаются также и как автономное здание.

Такое размещение имеет ряд преимуществ:

неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях;

пыль, копоть, газы не нарушают метереологический климат учебного корпуса;

дополнительные площади позволяют организовывать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Основной комплекс учебных мастерских училища являются специализированными учебными мастерскими для производственного обучения учащихся по определенной профессии (определенному виду работ). Как правело, учебные мастерские создаются на полные учебные группы, т.е. на 25-30 рабочих мест учащихся. Каждая учебная мастерская имеет право на изолированную от других мастерских зон. В здании учебных мастерских предусматривается также санитарно-бытовые помещения и устройства: комната отдыха, гардеробные, душевые, умывальники и туалеты. Кроме того, в помещениях учебных мастерских устраиваются вестибюли, комнаты мастеров, технические кабинеты и административно-служебные помещения в соответствии с конкретной архитектурно-планировочной и организационной структурой своего комплекса училища.

Площадку для проверки и настройки машин и орудий размечают водоэмульсионной краской в смеси с цементом или с помощью залитых в бетон металлических полос.

Все тракторы и машины, предназначены для составления агрегатов, должны быть исправными и снабжены полными комплектами запасных частей, заменяемых при регулировании, наладки и переоборудования. Помимо инструмента, прилагаемого к машинам на рабочих местах должны быть наборы типа ПИМ-1516 и контрольно - измерительные приспособления (линейки, шнуры, щупы, шаблоны, угломеры и пр.). Кроме того, используют различные подставки, подкладки и т.п. их обычно изготавливают сами мастера и учащиеся по собственным конструкторским разработкам

Каждое звено подготавливает МТА на своем рабочем месте. Задания нужно формировать так, чтобы они слагались из двух равных по объему, логически завершенных частей. Поскольку на уроке подготовкой МТА одновременно заняты два звена, то для освоения первой темы: «Навешивание машин на гусеничные и колесные тракторы» могут быть оснащены два рабочих места.

Кроме машин и технологического оборудования на рабочих местах размещают стеллажи, верстаки, монтажные столы и табуретки. Учебные плакаты, альбомы, инструкционно-технологические карты и справочная литература должны находиться в удобных и защищенных от повреждения местах.

Колесный трактор, сеялка, контрольная линейка, подкладки под колеса и сошники сеялки, шнур, калиброванные непротравленные семена свеклы, удобрения, весы, комплект инструментов для ЕТО тракторов и сеялок, топливосмазочные и обтирочные материалы, заправочный инвентарь. Шинный манометр, учебные плакаты и схемы по техническому обслуживанию и подготовке к работе свекловичной сеялок.

5. Методическая подготовка мастера к занятиям

Подготовка к учебному году у мастера как правило, не имеет временных рамок и проводится в течение текущего учебного года. Естественно, ее содержание, глубина, широта охватываемых вопросов различны для опытного и молодого (тем более начинающего) мастера производственного обучения, хотя этот этап подготовки обязателен для каждого педагога.

Подготовка к учебному году включает в изучение мастером квалификационной характеристики профессии, учебного плана, программы производственного обучения, программы социальной технологии (специальных предметов). Особенно важно в тех случаях, когда в предстоящем учебном году вводится новая учебная документация. Изучая ее, мастер определяет, какие новые знания, умения и навыки должны быть усвоены учащимися, какова последовательность учебного процесса в целом и по производственному обучению, в частности, какие связи между предметами, а также между теорией и практикой предусмотрены в учебных программах.

Мастер совместно с преподавателем намечаютспецтехнологии намечают и координируют конкретные пути и способы межпредметных связей, осуществляемых в ходе учебного процесса, вносят разумные изменения в последовательность изучения и содержания учебного материала. Готовясь к учебному году, мастер изучает также новые учебники и учебные пособия, методические материалы и частные методики по профессии, материалы научно-технической информации, отражающие новую технику, технологию, передовые опыты и методы труда по профессии.

В целях повышения уровня педагогического мастерства мастер особое внимание должен уделять новинкам и педагогической литературы, брошюрам и другим материалам, освещающим передовой педагогический опыт, изучать новые методические разработки по вопросам производственного обучения применительно к профессии.

На этапе к подготовке к учебному году, мастер производственного обучения принимает участие в педагогических чтениях и конференциях, в которых выступает с докладами и с сообщениями о совершенствовании учебно-воспитательной работы с учащимися.

Большое внимание мастера уделяют улучшению учебно-материальной базы учебного процесса. Мастера уделяют особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться по новым учебным программам. В порядке осуществления комплексного методического обучения и обеспечения учебного процесса они определяют, какие наглядные пособия, приспособления оснастка, технические средства обучения потребуются для качественного процесса профессиональной подготовки учащихся, разрабатывают и организуют изготовления недостающего, активно участвуют в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.

К изучению очередной темы учебной программы мастер начинает готовится еще на этапе к подготовке к учебному году. Анализируя программу производственного обучения (особенно в период изучения основ профессии - операции), он предусматривает место каждой темы в процессе производственного обучения с учетом реальных условии. В ряде случаев возникает необходимость перестановки места изучения тем программы, уменьшения или увеличения времени, отведенного на их изучение. Такие изменения в разумных пределах разрешается вносить в программу, они производятся по решению соответствующих методических комиссий училища.

Готовясь к изучению мастер, прежде всего анализирует содержание материала учебной программы, изучает соответствующие разделы учебника, методических пособий, технической литературы, освещающий передовой опыт. В ходе мастер четко определяет, какие приемы, способы и разновидности работ должны изучить учащиеся, и распределяет материал темы на уроке, а сложные темы, включающие большое количество разнообразных приемов и видов работ, расчленяет перед этим на подтемы.

При распределении материала темы или подтемы на уроки необходимо иметь в виду, что одним из важных требований к уроку является четкость цели и определенность содержания.

Последовательность изучения материала темы определена программой, однако мастер в зависимости от сложившихся условии может в отдельных случаях изменять ее при непременном условии полного выполнения программы.

Наиболее просто распределить на уроки материал операционных тем, так как в них четко указаны приемы и способы работ, подлежащие освоению.

Распределяю тему:

. «Подготовка трактора к работе со свекловичной сеялкой».

. «Подготовка свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».

Подготовка к уроку. Содержание и порядок подготовки к уроку во многом зависят от периода обучения, содержания учебного материала урока, опыта мастера, состава учебной группы.

Готовясь к уроку, мастер определяет его структуру и время на каждый элемент. И структура, и распределение во многом зависят от периода обучения и от места данного урока в системе уроков по теме. Так, при изучении «операционных» тем составной структурной частью уроков, как правило, являются специальные упражнения в отработке отдельных приемов. Если же приемы будут отрабатываться в процессе упражнений по операции в целом, этот элемент урока отсутствует.

Распределяя время уроков по его элементам, необходимо учитывать реальные условия изучения учебного материала. При необходимости мастер может запланировать проведение дополнительных упражнений с отдельными учащимися, слабо усвоившими приемы работ на прошедших уроках.

Готовясь к проведению урока, мастер изучает соответствующие методические разработки, рекомендации, частные методики, знакомится с новейшим материалами, освещающие передовой педагогический и производственный опыт. При этом мастер должен бы мысленно провести урок.

Готовясь к уроку, мастер должен также продумать, в какой форме и какими методами наиболее эффективно решать воспитательные задачи. При этом важно умело подобрать примеры и факты, иллюстрирующие связь работы учащихся с общими задачами, стоящими перед училищем, продумать пути воспитания у учащихся аккуратности, бережливости, ответственности, интереса к профессии, культуры и дисциплины труда, творческого отношения к учебно-производственной деятельности.

В результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план урока, который является рабочим документом в течении всего урока.

План урока

производственное обучение урок агрегат высев

Тема: «Подготовка агрегатов для высева семян свеклы».

Цель урока: Закрепить умение в проведении ежесменного технического обслуживания тракторов, научить учащихся подготавливать свекловичные сеялки к высеву семян с соблюдением агротехнических требований и технической безопасности.

Воспитательные цели: 1. Выработать у учащихся прочные знания, умения и навыки обеспечивающие качественное выполнение работ в проведении ежесменного технического обслуживания тракторов.

. Формировать у учащихся умения и навыки связанные с умственной деятельностью при подготовке свекловичной сеялки.

Материально-техническое оснащение: Колесный трактор, сеялка, контрольная линейка, подкладки под колеса и сошники сеялки, шнур, калиброванные непротравленные семена свеклы, удобрения, весы, комплект инструментов для ЕТО тракторов и сеялок, топливосмазочные и обтирочные материалы, заправочный инвентарь. Шинный манометр, учебные плакаты и схемы по техническому обслуживанию и подготовке к работе свекловичной сеялок.

Ход урока.

I.Организационная часть (1-2 мин)

1.Проверка количества, состава группы.

2.Проверка внешнего вида учащихся.

II.Вводный инструктаж (50 мин)

1.Сообщение темы урока, целей урока.

2.Повторение пройденной темы: «Подготовка агрегатов для высева зерновых и зернобобовых культур».

.1 Проверить знания учащихся по вопросам:

а) Как правильно проводится ЕТО гусеничного трактора, прицепных сеялок и сцепки к работе?

б) Как правильно производится составление агрегата?

в) Как правильно подготовить колесный трактор, навесную сеялку к работе, составление агрегата?

.2 Проверить владение приемами работы:

а) Показать правильность проведения ЕТО гусеничного трактора, прицепных сеялок и сцепки к работе?

б) Показать правильность составления агрегата?

в) Показать правильность подготовки колесного трактора, навесную сеялку к работе, составление агрегата и проверка его в движении?

. Объяснение нового материала

.1 Привести план объяснения

а) «Подготовка трактора к работе со свекловичной сеялкой».

б) «Подготовка свекловичной сеялки к работе и составление агрегата».

.2 Трудовые приемы демонстрируемых мастером:

а) Показать учащимся правильную регулировку механизма навески и колей колес;

б) Показать учащимся как регулируют крылья загортачей.

. Проверить усвоение нового материала

.1 Задать учащимся вопросы:

а) Как правильно осуществляется регулировка механизма навески и колеи колес?

б) Как правильно регулируют крылья загортачей?

.2 Предложить воспроизвести трудовые приемы:

а) Воспроизвести правильность регулировки механизма навески и колеи колес;

б) Воспроизвести правильность регулировки загортачей.

. Подвести итоги вводного инструктажа.

III.Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж мастера (240 мин).

Упражнения:

1.Проведение ЕТО тракторов и подготовка их к работе со свекловичными сеялками;

2.Выполнение операций ЕТО сеялок;

.Подготовка сеялок к высеву семян свеклы;

.Комплектование посевного агрегата и проверка его работы;

.Установка сеялки и трактора на место стоянки.

Целевые обходы с проверкой:

1.Проверка качественного выполнения ЕТО тракторов;

2.Проверка внимательности при выполнении ЕТО сеялок;

.Проверка качественной подготовки сеялок к высеву семян свеклы;

.Проверка аккуратности при комплектовании агрегата и проверки его работы;

.Проверка внимательности и четкости при установке сеялок и трактора на место стоянки.

IV.Заключительный инструктаж.

1.Подведение итогов урока. Сообщение оценок.

2.Анализ результатов (разбор лучших образцов работ, анализ характерных ошибок, их причины).

.Задание на дом. Подготовиться к тесту.

Наши рекомендации