Машиностроительный межотраслевой комплекс России, его состав и особенности размещения

Машиностроительный комплекс (МСК) России обеспечивает ее орудиями труда, реализует достижения НТП и НТР, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. Вместе с металлообработкой образовывает межотраслевой МСК. А вместе с химией является самой диверсифицированной отраслью промышленности.

На МСК приходится ¼ стоимости всех промышленных фондов страны и 1/5 объема выпускаемой продукции. Для российского машиностроения характерен набор специфических черт:

1. Повышенная доля тяжелого машиностроения как в целом, так и в в доле отраслей группы А (производство средств производства);

2. Высокий уровень милитаризации (производства на нужды армии);

3. Низкая доля российского машиностроения на мировом рынке (до 1%);

4. Низкий уровень технологической культуры и, соответственно невысокий уровень качества продукции;

5. Неравномерность размещения машиностроения по территории страны.

Факторы размещения:

I. Традиционные (сырьевой, потребительский, трудоресурсный, транспортно-географический);

II. Новые (экологический, НТР, деятельности транснациональных корпораций, региональной политики и стратегии внешнеэкономической деятельности, фактор качества менеджмента).

Надо отметить, что в России произошел отрыв от сырьевой базы (металлургических районов). На первое место вышел потребительский фактор. На это в первую очередь повлияла НТР. Большую роль играет транспортно-географический фактор, который влияет на размещение производства вдоль потоков сырья и машиностроительной продукции.

Отрасли

Судостроение

Охватывает ремонт и производство судов. Подразделяется на речное, морское и комбинированное. Производства привязаны строго к морским побережьям и крупным рекам. Черты: длительный производственный цикл, строительно-монтажные производства, многочисленные кооперационные связи, широкая номенклатура продукции, малосерийность и уникальность каждого изделия. Корабли: военные, гражданские, комбинированные (плавучий госпиталь «Енисей»). Гражданские суда: транспортные, промышленные, промышленно-добывающие, пассажирские, туристско-спортивные.

Центры производства: Санкт-Петербург (почти все), Выборг, Мурманск, Таганрог (экранопланы), Астрахань, Владивосток.

Речные центры производства: Нижний Новгород («Красное Срамово»), Волгоград (2 завода), Москва, Великий Утюг, Тюмень, Тобольск, Благовещенск.

Воздушное машиностроение

Авиация: 1. Военная; 2. Гражданская.

Центры производства: Москва (Ил, Ту, Як), Смоленск (ремонт), Воронеж, Таганрог (Бе 2000, Ту).

Ракетостроение:

1. Москва и Подмосковье;

2. Омск;

3. Красноярск.

4. Королев (Московская область) (РКК «Энергия» (проектирование и выпуск ракет))

Железнодорожное машиностроение

Возникло в районах, где только начинал свое развитие российский железнодорожный транспорт а также вдоль железнодорожных линий.

В связи с металлоемкостью отрасль переместилась ближе к металлобазам.

Магистральные тепловозы:

1. Коломна (ТЭП70У, ТЭП 70БС, 2ТЭ70).

Маневрово-промышленные тепловозы:

1. Брянск (ТЭМ 18ДМ, ТЭМ ТМХ, ТЭМ 18В).

2. Людиново (ТЭМ14, ТЭМ7А, ТГМ4Б, ТГМ6Д, ТЭМ9).

3. Муром (ТГМ23Д).

Элесктровозы :

1. Новочеркасск (ЭП1М, ЭП1П, ЭП20, Э5К, 2ЭС5).

Вагоны грузовые: (сырьевой фактор и потребительский)

1. Брянск;

2. Тверь;

3. Санкт-Петербург;

4. Калининград;

5. Нижний Тагил (УралВагонЗавод);

6. Новоалтайск (АлтайВагон);

7. Абакан (контейнерные платформы);

Вагоны пассажирские:

1. Торжок (ЭТ2М);

2. Усть-Катав (Трамвайные);

3. Санкт-Петербург;

Сельскохозяйственное машиностроение

География его и профиль определяются характером сельскохозяйственной специализации территории. В России она зерновая.

Зерноуборочные комбайны

1. Ростов (РостСельМаш);

2. Таганрог;

3. Краснодар (рисоуборочная);

4. Красноярск;

5. Сызрань;

6. Новосибирск;

7. Омск.

Льноуборочные

1. Бежицк;

Силоуборочные

1. Люберцы;

Картофелеуборочные

1. Рязань;

2. Тула.

Автомобилестроение

За последние 60 лет структура автомобилестроения изменилась. В 1950-е годы легковое составляло 20%, а грузовые-80%. Сегодня – наоборот. Производство динамичное.

Грузовые

  1. Нижний новгород (ГАЗ (ГАЗель, ГАЗ-53, Волга);
  2. Москва (ЗиЛ);
  3. Ульяновск (УАЗ);
  4. Миасс (Урал).

Легковые

  1. Москва;
  2. Серпухов (ОКА, Инвалидка);
  3. Тольятти (ВАЗ (Жигуль, Нива));

На сегодняшний момент на территории РФ работают зарубежные автопроизводители;



  1. Петербург (Форд);
  2. Калининград (БМВ, Хаммер);
  3. Калуга (Фольксвасген);
  4. Москва (Рено):
  5. Казань (ДЭУ)

Автобусы

1. Ликино-Дулево (ЛиАЗ);

2. Павлово (ПАЗ);

3. Набережные Члены (КамАЗ);

4. Ульяновск (УАЗ);

5. Краснодар ();

6. Курган (КАВЗ);

7. Голицыно (ГолАЗ);

8. Ростов (РоАЗ)

Трактора (Ориентация на потребителя);

1. Волгоград;

2. Челябинск (ЧТЗ);

3. Петрозаводск;

4. Владимирец;

5. Липецк (ЛТЗ);

6. Дубцовск;

7. Чебоксары (Производство трубоукладчиков)

Станкостроение

Ориентация на развитое мошиностроение. Кузнечно-прессовые, фрезерные и другие станки

1. Алапаевск

2. Московский станкостроительный завод им. А. И. Ефремова, Москва

3. Рязанский станкостроительный завод, Рязань

4. Ульяновский станкостроительный завод, Ульяновск

5. И др.

Приборостроение

Ориентация на квалифицированную рабочую силу.

1. Москва;

2. Нижний Новгород;

3. Новосибирск;

Энергетическое машиностроение

Ориентировано на потребителя

1. Колпино (атомные реактора);

2. Волгодонск (Турбины).

Вопрос 40

Наши рекомендации