Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

¨ качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

¨ соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

¨ фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца.

В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

Государственные нормативные требования охранЫ труда

Основы применения

государственных нормативных требований охраны труда

Напомним, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Заметим, что законодатель не дал определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», а только установил, что в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них, но что могут устанавливать государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в международных договорах, пока никак не определено.

Вместе с тем, статья 211 Трудового кодекса РФ определяет, что государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоящая из:

¨ межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

¨ строительных и санитарных норм и правил;

¨ правил и инструкций по безопасности;

¨ правил устройства и безопасной эксплуатации;

¨ свода правил по проектированию и строительству;

¨ гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований, разрабатывают стандарты следующих видов:

¨ стандарты на продукцию;

¨ стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

¨ стандарты на услуги;

¨ стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

¨ стандарты на термины и определения;

¨ стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.

Стандарты на процессы и работы устанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на услуги устанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Стандарты на термины и определения устанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа устанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала.

Помимо того, что во все стандарты и технические условия включается раздел «Требования безопасности», а в комплект технической документации на технические устройства (машины, оборудование, аппараты и т. п.) входит инструкция по их безопасной эксплуатации, вопросам обеспечения безопасности труда специально посвящены стандарты особой системы стандартов – Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система стандартов безопасности труда (ССБТ)

ССБТ – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.

ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственного надзора и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.

Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.

Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4.

Стандарты группы «0» – организационно-методические стандарты – устанавливают:

¨ организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль над соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);

¨ требования (правила) к организации рабочих мест, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы «1» – Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:

¨ требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;

¨ методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;

¨ методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы «2» – Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственному оборудованию;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;

¨ методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «3» – Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:

¨ общие требования безопасности к производственным процессам;

¨ требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;

¨ методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы «4» – Стандарты требований к средствам защиты работающих – устанавливают:

¨ требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;

¨ методы контроля и оценки средств защиты;

¨ классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Нормативные документы в строительстве

Центральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СниП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП).

Обозначения документов состоят из индекса (например, СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП – с номера 101.

Нормативные документы по пожарной безопасности

Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06-96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС).

К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относят:

¨ нормы технологического проектирования (НТП);

¨ правила пожарной безопасности (ППБ);

¨ нормы пожарной безопасности (НПБ).

Коды классов, подклассов и реквизитов принимают в соответствии с классификаторами НПБ 06-96.

Санитарные нормы и правила

Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу здоровью и жизни людей.

Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды.

Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.

Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:

¨ руководство (Р) – свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства Российской Федерации;

¨ методические указания (МУ) – документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению Госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования;

¨ методические указания по методам контроля (МУК) – документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.

Все действующие нормативные правовые документы (ГОСТ, СНиП, правила по охране труда и др.) – распорядительные, технические, инструктивные, методические и иные официальные документы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности и безвредности производственной и окружающей среды, среды обитания человека для его здоровья, издаваемые органами исполнительной власти (федеральными, субъектов федерации) и местного самоуправления, не должны противоречить санитарному законодательству Российской Федерации.

Основная задача нормативных правовых актов об охране труда – установление требований, норм и правил, обеспечивающих ограничение до определенных значений или полное устранение опасных и вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное действие на человека в процессе труда.

Правила по охране труда (ПОТ) – нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).

Правила по охране труда делятся на межотраслевые и отраслевые и обозначаются как: ПОТ – правила по охране труда; Р – Россия; М – межотраслевые; О – отраслевые; 001 – присвоенный номер; 200_ – год утверждения.

Все документы принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока действия правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда.

Требования промышленной безопасности разнесены по различным отраслям надзора и регламентированы в перечне в действующих нормативных документах Ростехнадзора, утверждаемых им.

Приказом Ростехнадзора от 1 августа 2006 г. №738 утвержден перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Обязанности и ответственность работников по соблюдению требований охраны труда

Основные типы работников

Как известно, работником называется человек, заключивший с работодателем трудовой договор. Поэтому все люди, работающие по найму, являются работниками. Их основная обязанность – выполнение условий трудового договора.

Однако разнообразие трудовых функций различных работников вносит свою дополнительную дифференциацию их обязанностей и, соответственно, ответственности. Эта дополнительная дифференциация в первую очередь зависит от роли, которую выполняет работник в трудовом коллективе. Рассмотрим это более подробно.

Подчеркнем, что хотя отношения «работник – работодатель» формально связывают два субъекта права, в реальности у одного работодателя может быть более одного работника, а работник может работать у нескольких работодателей.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления (администрацией) этой организации

Поскольку организация может реализовать возложенные на нее, как на работодателя, страхователя и т. п., законодательством обязанности только через трудовую деятельность своих работников, в итоге, трудовые отношения «работник – работодатель» реализуются в организациях через взаимоотношения «работники – работники». Чтобы ситуация не выглядела парадоксальной, необходимо вспомнить о разделении труда и функциональных обязанностей разных работников.

По критерию участия в управлении все работники могут быть разделены на две категории: «не участвующие» и участвующие в процессе управления, в том числе охраной труда.

«Не участвующих» можно назвать «исполнители», ибо они просто выполняют (исполняют) свои трудовые обязанности и распоряжения участвующих в управлении должностных лиц работодателя.

Участвующие в корпоративном управлении являются должностными лицами работодателя и осуществляют управление «исполнителями» и другими работниками от лица работодателя. Не совсем корректно, но их можно называть административно-управленческим персоналом или администрацией.

Должностные лица могут быть разделены (по типу управленческих функций) на руководителей, осуществляющих прямое и непосредственное руководство работниками, и специалистов, осуществляющих специальные функции в системе управления без прямого руководства работниками.

Руководители являются ответственными должностными лицами из числа работников, представляющими организацию (в сфере охраны труда – работодателя) при выполнении своих должностных обязанностей, и имеют в своем непосредственном и прямом подчинении других работников.

Особая роль в представительстве работодателя принадлежит первому руководителю, который в отдельных случаях, разрешенных законодательством, даже может не быть работником данного работодателя.

Помимо руководителей важную роль в управлении играют специалисты.

Специалисты помогают руководителям управлять деятельностью других работников, непосредственно заняты квалифицированным трудом по организации и обеспечению деятельности, в том числе трудовой, организации, и тем самым косвенно руководят деятельностью других работников, но не имеют, в отличие от руководителей, ни одного работника в непосредственном и прямом подчинении.

Подчеркнем, что все права, все обязанности и вся ответственность работодателя в сфере трудовых отношений должны быть распределены между должностными лицами работодателя, осуществляющими функции управления. Функции работодателя не могут быть возложены на исполнителей, поскольку исполнители – это работники, не являющиеся ни руководителями, ни специалистами, и выполняющие свои трудовые обязанности, не имея других работников в своем подчинении. Исполнители не представляют и не выполняют функций работодателя и не выступают от его имени, ибо являются «чистыми» работниками (в сфере охраны труда, как правило, рабочими или младшим обслуживающим персоналом или техническим персоналом).

В зависимости от категории работника трудовые обязанности подразделяются на должностные, т. е. выполняемые служащими, занимающими должности, и производственные (рабочие) обязанности, т. е. выполняемые рабочими по профессии.

Должностные обязанности, являясь разновидностью трудовых обязанностей, определяют объем и пределы практического выполнения порученных работнику согласно занимаемой должности функций и поставленных перед ним задач.

Заметим, что для участия в управлении все должностные лица должны быть, во-первых, назначены на должность и, во-вторых, наделены властными полномочиями. В большинстве ситуаций должностные лица получают право делегировать свои властные полномочия дальше вниз по служебной лестнице. Назначение первого руководителя – всегда особая процедура, для всех других назначений необходим приказ первого руководителя.

В результате реализация прав и выполнение обязанностей работодателя в сфере охраны труда могут быть осуществлены только при наличии документально зафиксированного распределения этих прав и обязанностей среди работников через их должностные обязанности (инструкции) и инструкции по охране труда и безопасному выполнению работ на рабочем месте.

В этом разделении ключевые позиции занимают первый руководитель организации, (первые) руководители подразделений, непосредственные руководители работ (мастера, педагоги и т.п.). Важная роль отводится сознательному соблюдению всех требований охраны труда самими работниками-исполнителями.

Первые руководители в соответствии с законодательством несут персональную ответственность за состояние охраны труда и результативность управления охраной труда в подчиненных им подразделениях (организации). Заметим, что первый руководитель может письменно или даже устно поручить сделать что-либо любому подчиненному ему работнику, но ответственность за выполнение этого порученного дела с первого руководителя никто не снимает.

На непосредственном руководителе работами сходятся все разделенные ранее между должностными лицами линии управления. Он должен обеспечить своеобразное «интегрирование» всех средств и мероприятий по охране труда для безопасного труда своих подчиненных – исполнителей.

Но все усилия вышестоящих лиц будут напрасны, если сам работник не заинтересован в сохранении своей жизни, здоровья и работоспособности.

Наши рекомендации