Размежевание с ненаучным социализмом

(коммунизмом)

Марксизм при своем возникновении в середине XIX в. отнюдь не был единственным социалистическим (коммунистическим) учением. В то время, наряду с ним, существовали и другие секты, фракции, течения, теории, тоже выступавшие под флагом социализма (коммунизма), называвшие себя социалистическими (коммунистическими). К ним относились:

– течения, выражавшие интересы не пролетариата, а различных иных классов, слоев тогдашнего буржуазного общества, которые находились в состоянии известной конфронтации с капиталистическими порядками и выступали против них в целях своего самосохранения;

– течения, выражавшие интересы пролетариата, но допускавшие ошибки в понимании законов капитализма и, вследствие этого, предлагавшие неправильные пути борьбы с ним.

Исходную особенность обеих разновидностей социализма (коммунизма) составляло то, что они были ненаучными, содержали различного рода иллюзии, заблуждения относительно происходящих в реальной действительности процессов. Причем если течения, входившие во вторую разновидность, могли (поскольку они выражали интересы пролетариата) называться социалистическими (коммунистическими), то течения, входившие в первую разновидность, не имели к социализму и, тем более, к коммунизму (поскольку они выражали интересы непролетарских классов, слоев) никакого отношения. Эти течения изначально были «социалистическими» лишь в кавычках, были мнимосоциалистическими, лжесоциалистическими. Марксизму требовалось от обеих разновидностей, дав им классовую характеристику, отмежеваться 34.

Из течений, относящихся к первой разновидности ненаучного социализма, в «Манифесте»рассматриваются:

1. Феодальный социализм. Он критиковал капитализм с позиций класса феодалов и проповедовал возвращение к средневековым порядкам.

2. Христианский социализм.Он, идя рука об руку с феодальным социализмом, стремился придать социалистический оттенок религиозному мировоззрению.

3. Мелкобуржуазный социализм. Он представлял собой протест различных мелкобуржуазных слоев против разорения их крупным капиталом и направлялся на сохранение отжившего простого товарного производства с адекватными ему отношениями. К критике капитализма и взглядам на социализм он прикладывал свою, именно мелкобуржуазную, мерку.

4. Немецкий, или «истинный», социализм».Он являлся одним из течений мелкобуржуазного социализма. Содержание его составляла идеализация докапиталистических порядков и сеяние иллюзии о возможности для Германии перехода к социализму, минуя стадию развития крупной капиталистической промышленности.

5. Консервативный, или буржуазный, социализм. Он заключался в стремлении известной части буржуазии посредством реформ излечить присущие капитализму недуги, внушить пролетариату, что буржуазия существует в его интересах, вызвать в нем отрицательное отношение к революционной классовой борьбе и тем увековечить свой строй, который буржуазии кажется самым лучшим из миров.

Из течений, относящихся ко второй разновидности ненаучного социализма, в «Манифесте» рассматриваются критически-утопические социалистические и коммунистические системы Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Критическими они называются потому, что в них, с позиций интересов трудящихся, дается разносторонняя критика капитализма, вскрываются его язвы, пороки. И это является их сильной стороной, которая марксизмом была оценена и использована.

Однако отмеченная выше ошибочность в понимании данными системами законов капитализма делала выдвигаемые ими проекты по улучшению положения трудящихся неосуществимыми, т.е. утопическими. Объяснялось это тем, что означенные системы сложились тогда, когда капитализм еще далеко не раскрыл всей своей природы. Конфликты, вытекавшие из его порядков, только зарождались, и средства их устранения были не ясны. Поэтому ответы на возникавшие общественные вопросы приходилось умозрительно выдумывать из головы. К тому же представители утопических систем стояли преимущественно на позициях не материалистического, а идеалистического понимания истории. То есть считали первичными не бытие, а сознание, не материальные, а духовные факторы – идеи, теории. В выдвижении определенных идей, теорий и перестройкой в соответствии с ними человеческой жизни они видели исходную причину исторического движения. Реальное же состояние общества при этом игнорировалось. Такой подход и приводил к конструированию различных фантастических картин, созданию нереальных планов социального переустройства. А главное, создатели таких систем отвергали всякое политическое (в особенности революционное) действие пролетариата и надеялись достигнуть своей цели мирным (посредством опыта и силой примера) путем.

В «Манифесте» указывается, что значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как борьба классов развивалась и принимала все более определенные формы, фантастическое стремление возвыситься над ней и преодолеть ее фантастическим же способом лишалась всякого практического смысла и теоретического оправдания. Поэтому если основатели различных утопических социалистическо-коммунистических систем и были (в своих исторических условиях) во многих отношениях революционны, то их ученики (уже в иных исторических условиях) всегда образовывали лишь реакционные секты. Они крепко держались прежних воззрений своих учителей, игнорируя происшедшие в обществе изменения. Они продолжали стремиться к притуплению классовой борьбы, примирению противоположностей и мечтали по-прежнему о мирном осуществлении своих утопий.

Надлежало преодолеть такие представления о социализме и коммунизме, поставить взгляды о них на реальную почву, превратить из утопии в науку. Эту задачу и решал «Манифест», что проявилось в сформулированных в нем и рассмотренных выше положениях.

* *

*

Заканчивается «Манифест» словами, звучащими как призыв к борьбе за низвержение капитализма и торжество коммунизма: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!» 35.

Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» как выражение принципа пролетарского интернационализма стал, по инициативе Маркса и Энгельса, девизом Союза коммунистов, заменив собою прежний абстрактно-расплывчатый и утопический лозунг Союза справедливых: «Все люди – братья». Он указывает на классовый и одновременно международный характер коммунистического движения, ориентирует коммунистов, пролетариев, широкие трудовые массы планеты на сплочение своих рядов в противостоянии общему врагу – эксплуататорам и угнетателям любых разновидностей, во имя достижения общей цели – перехода человечества к социализму и коммунизму.

Наши рекомендации