Условие прекращения производственной деятельности

В условиях, когда текущая рыночная цена не приносит в краткосрочном периоде положительной экономической прибыли, фирма становится перед выбором:

· либо продолжать убыточное производство;

· либо временно приостановить свое производство, но понести убытки в размере постоянных издержек (TFC) производства.

Решение по данному вопросу фирма принимает исходя из соотношения своих средних переменных издержек (AVC) и рыночной цены.

Когда фирма принимает решение о закрытии, то ее совокупные доходы (ТR) падают до нуля, а возникающие убытки становятся равными ее совокупным постоянным издержкам. Поэтому до тех пор, пока цена больше средних переменных издержек (P > АVС), фирме следует продолжать производство. В этом случае получаемый доход позволит покрыть все переменные и хотя бы часть постоянных издержек, т.е. убытки будут меньше, чем при закрытии.

Если цена равна средним переменным издержкам (P = AVC), то с точки зрения минимизации убытков фирме безразлично, продолжать или прекращать свое производство. Однако, скорее всего фирма будет продолжать свою деятельность, чтобы не потерять своих покупателей и сохранить рабочие места служащих. При этом ее убытки будут не выше, чем при закрытии.

И, наконец, если цены меньше средних переменных издержек (P < AVC), то фирме следует прекратитьсвою деятельность. В этом случае ей удастся избежать ненужных потерь.

Условие прекращения производственной деятельности - student2.ru

Рисунок 4.5 – Условие прекращения производства

Докажем справедливость данных рассуждений:

По определению, П = ТR – ТС. Если фирма максимизирует свою прибыль, производя n-ое количество изделий, то эта прибыль (Пn) должна быть больше или равна прибыли фирмы в условиях закрытия предприятия (По), в противном случае предприниматель сразу закроет свое предприятие.

Другими словами,

Условие прекращения производственной деятельности - student2.ru

Таким образом, фирма будет продолжать свою деятельность лишьдо тех пор, пока рыночная цена больше или равна ее средним переменным издержкам. Только при этих условиях фирма минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде, продолжая деятельность.

Выводы по разделу:

· Равенство МС = МR, а также равенство МП = 0 показывают оптимальный объем выпуска (т.е. объем, максимизирующий прибыль и минимизирующий убытки фирмы).

· Соотношение между ценой (Р) и средними совокупными издержками (АТС) показывает величину прибыли или убытков на единицу выпуска при продолжении производства.

· Соотношение между ценой (Р) и средними переменными издержками (АVC) определяет, надо или не надо продолжать деятельность в случае убыточного производства.




IV. Графический анализ

Изобразить в координатах (Q; P, C)

  1. Ситуацию, когда в краткосрочном периоде фирма совершенный конкурент:

а) находится в точке нулевой прибыли (получает нормальную прибыль);

б) получает экономическую прибыль;

в) получает убыток, но ситуация позволяет его минимизировать;

г) получает убыток, и ситуация не позволяет его минимизировать.

  1. График кривой краткосрочного предложения конкурентной фирмы.
  2. Влияние увеличения налогов на изменение объемов производства конкурентной фирмы.

V. Задачи и ситуации

1. Объем выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции = 1000 единиц товара, цена товара = 80 у.д.е. ; AVC = 25 у.д.е., а TFC = 5000 у.д.е. Определить общую прибыль фирмы.

2. У фирмы – совершенного конкурента функция издержек такая: ТС = 10 + 6Q – 2Q2 + (1/3Q)3. На основе этих данных определить функцию предложения фирмы.

3. Фирма действует в условиях совершенной конкуренции. Рыночная цена на ее продукцию = 20 у.д.е. ТС = 75 + 17Q + 4Q2. Определить оптимальный выпуск продукции (двумя способами).

4. Фирма планирует реализовать на рынке 32000 штук изделий по цене 2500 у.д.е. Переменные затраты на единицу изделия = 1625 у.д.е., а общие постоянные затраты = 20 млн. у.д.е.

Определить: а) порог рентабельности; б) критический объем реализации; в) дать графическое изображение ситуации.

5. В общих издержках равных 100 у.д.е. 20% составляют общие постоянные издержки. Насколько процентов изменятся общие издержки, если объем выпускаемой продукции увеличится на 5%?

6. Строго говоря, в реальной жизни совершенная конкуренция никогда не существовала и, вероятно, существовать не будет. Тогда зачем ее изучать?

7. Рыночная цена единицы выпускаемой продукции составляет 70 рублей. Величина средних издержек (АС) при оптимальном выпуске продукции, составляющем 12 единиц продукции, равна 80 рублям. Величина средних переменных издержек (AVC) при этом же объеме выпуска продукции составляет 50 рублей.

Какое, по Вашему мнению, решение в краткосрочном периоде должна принять фирма – совершенный конкурент в данных экономических условиях: уйти с рынка или остаться и почему? Дайте графический анализ ситуации.

VI. Контрольные вопросы

  1. Какие критерии являются основными для определения типа рыночной структуры.
  2. Какие рыночные структуры наиболее характерны для современной рыночной экономики?
  3. Почему анализ рыночных структур начинаем с фирм совершенной конкуренции?
  4. Какие черты характеризуют фирму совершенной конкуренции?
  5. Почему форму совершенной конкуренции называют ценополучателем?
  6. В чем специфика кривых спроса и предложения у этих фирм?
  7. Какими методами конкурентная фирма может определить свое положение на рынке?
  8. Что показывают критические точки объема производства фирмы при сопоставлении TR и TC?
  9. Как фирма может определить оптимальный объем выпуска (равновесие)?
  10. Какое значение для анализа имеет метод сопоставления средних и предельных издержек?
  11. Если цена на продукцию фирмы не покрывает ее средних издержек, то стоит ли фирме сразу закрываться? Как определяется точка закрытия фирмы?
  12. Что такое величина покрытия, и какое значения она имеет для определения точки безубыточности?

VII. Рекомендуемая литература

  1. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М., 1994.
  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 172-185.
  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М., 1998-2003. Гл.8.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 2001-2007. Гл. 23.
  5. Микро – Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. – СПб., 1999. Гл. 7, 8.
  6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. – М., 2000. С. 280-324.
  7. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: «Юристъ», 2000. С. 228-238.
  8. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – ИНФРА – М, 2005.

Тема 10
Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

I. Основные вопросы темы

  1. Специфика положения фирмы на рынке в долгосрочном периоде и условие ее равновесия.
  2. Вид кривой долгосрочных средних издержек. Положительный и отрицательный эффекты масштабов.
  3. Долговременная кривая совокупного предложения отрасли. Перелив капитала. Расширение отрасли и изменение издержек производства.
  4. Рыночное предложение конкурентных отраслей в долгосрочном периоде.

II. Место и значение темы

Не менее важное значение имеет изучение долгосрочного периода в работе конкурентной фирмы. Поэтому необходимо выяснить специфику долгосрочного положения фирмы, особенность издержек в этом периоде и объяснения причин дугообразности средних долгосрочных издержек. Обратить внимание на специфику условия равновесия, а также на поведение экономических издержек в этом периоде. Выяснить факторы, влияющие на положительный и отрицательный эффекты масштабов производства, а также долгосрочное равновесие не отдельной фирмы, а конкурентной отрасли. Необходимо понять, почему кривая долгосрочного предложения отрасли (LS) стремится к горизонтальной линии, какие наклоны она может иметь. Какое влияние на положение кривой LS имеет экономическая прибыль и почему она стремится к нулю.


Наши рекомендации