Понятие и функции предприятия (фирмы)

ТЕМА 11. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Понятие и функции предприятия (фирмы)

Фирма — юридически само­стоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «пред­приятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

По отношению к входящим в ее состав производствен­ным единицам фирма — орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, вы­ступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Фирмы различаются между собой по многим характе­ристикам. По этим характеристикам и ведется классифика­ция фирм.

Основные признаки классификации фирм:

- отраслевая и предметная специализации;

- структура производства;

- мощность производственного потенциала (размер фирмы).

Одним из главных признаков классификации фирм до недавнего времени считались отраслевые отличия вы­пускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко определяется, для какого конкретного вида продук­ции (вида работ) она предназначена.

На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как пра­вило, большинство фирм имеют межотраслевую структу­ру. По структуре производства фирмы делятся на:

· узкоспециализированные;

· многопрофильные;

· комбинированные.

Группировка фирм по мощности производственного по­тенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего фирмы делятся на три группы:

· малые;

· средние;

· крупные.

При отнесении фирм к одной из указанных групп ис­пользуются следующие показатели:

· численность персонала;

· стоимостный объем продукции;

· стоимость средств производства.

Важнейшие задачи действующей фирмы — это:

• получение дохода владельцем фирмы;

• обеспечение потребителей продукцией фирмы;

• обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профес­сионального роста;

• создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы;

• охрана окружающей среды: земли, воздушного, вод­ного бассейнов;

• предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва постав­ки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).

Задачи фирмы определяются:

· интересами владельца;

· размерами капитала;

· ситуацией внутри фирмы;

· внешней средой.

Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры). Владелец не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом фирмы, в противном случае вместо него это сделает кто-то другой.

Организационно-правовые формы производственных организаций

(самост.)

Источники формирования хозяйственных средств

Источники финансирования хозяйственных средств состоят из собственных и привлеченных (заемных) средств:

Хозяйственные средства предприятия
Основные Оборотные
Источники формирования (финансирования)
Собственный капитал Привлеченный капитал
Уставной капитал Добавочный капитал Резервный капитал Резервные фонды Фонды накопления Целевые финансирования и поступления Арендные обязательства Нераспределенная прибыль Амортизационные отчисления Долгосрочные заемные средства Краткосрочные заемные средства
Долгосрочные кредиты Долгосрочные займы Долгосрочная аренда основных фондов Краткосрочные кредиты Краткосрочные займы Авансы покупателей и заказчиков Кредиторская задолженность
Долгосрочный капитал Краткосрочный капитал
       

ТЕМА 11. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Понятие и функции предприятия (фирмы)

Фирма — юридически само­стоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «пред­приятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

По отношению к входящим в ее состав производствен­ным единицам фирма — орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, вы­ступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Фирмы различаются между собой по многим характе­ристикам. По этим характеристикам и ведется классифика­ция фирм.

Основные признаки классификации фирм:

- отраслевая и предметная специализации;

- структура производства;

- мощность производственного потенциала (размер фирмы).

Одним из главных признаков классификации фирм до недавнего времени считались отраслевые отличия вы­пускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко определяется, для какого конкретного вида продук­ции (вида работ) она предназначена.

На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как пра­вило, большинство фирм имеют межотраслевую структу­ру. По структуре производства фирмы делятся на:

· узкоспециализированные;

· многопрофильные;

· комбинированные.

Группировка фирм по мощности производственного по­тенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего фирмы делятся на три группы:

· малые;

· средние;

· крупные.

При отнесении фирм к одной из указанных групп ис­пользуются следующие показатели:

· численность персонала;

· стоимостный объем продукции;

· стоимость средств производства.

Важнейшие задачи действующей фирмы — это:

• получение дохода владельцем фирмы;

• обеспечение потребителей продукцией фирмы;

• обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профес­сионального роста;

• создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы;

• охрана окружающей среды: земли, воздушного, вод­ного бассейнов;

• предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва постав­ки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).

Задачи фирмы определяются:

· интересами владельца;

· размерами капитала;

· ситуацией внутри фирмы;

· внешней средой.

Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры). Владелец не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом фирмы, в противном случае вместо него это сделает кто-то другой.

Наши рекомендации