Понятие и функции предприятия (фирмы)
ТЕМА 11. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Понятие и функции предприятия (фирмы)
Фирма — юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «предприятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
По отношению к входящим в ее состав производственным единицам фирма — орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.
Фирмы различаются между собой по многим характеристикам. По этим характеристикам и ведется классификация фирм.
Основные признаки классификации фирм:
- отраслевая и предметная специализации;
- структура производства;
- мощность производственного потенциала (размер фирмы).
Одним из главных признаков классификации фирм до недавнего времени считались отраслевые отличия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) она предназначена.
На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство фирм имеют межотраслевую структуру. По структуре производства фирмы делятся на:
· узкоспециализированные;
· многопрофильные;
· комбинированные.
Группировка фирм по мощности производственного потенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего фирмы делятся на три группы:
· малые;
· средние;
· крупные.
При отнесении фирм к одной из указанных групп используются следующие показатели:
· численность персонала;
· стоимостный объем продукции;
· стоимость средств производства.
Важнейшие задачи действующей фирмы — это:
• получение дохода владельцем фирмы;
• обеспечение потребителей продукцией фирмы;
• обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
• создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы;
• охрана окружающей среды: земли, воздушного, водного бассейнов;
• предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).
Задачи фирмы определяются:
· интересами владельца;
· размерами капитала;
· ситуацией внутри фирмы;
· внешней средой.
Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры). Владелец не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом фирмы, в противном случае вместо него это сделает кто-то другой.
Организационно-правовые формы производственных организаций
(самост.)
Источники формирования хозяйственных средств
Источники финансирования хозяйственных средств состоят из собственных и привлеченных (заемных) средств:
Хозяйственные средства предприятия | |||
Основные | Оборотные | ||
Источники формирования (финансирования) | |||
Собственный капитал | Привлеченный капитал | ||
Уставной капитал Добавочный капитал Резервный капитал Резервные фонды Фонды накопления Целевые финансирования и поступления Арендные обязательства Нераспределенная прибыль Амортизационные отчисления | Долгосрочные заемные средства | Краткосрочные заемные средства | |
Долгосрочные кредиты Долгосрочные займы Долгосрочная аренда основных фондов | Краткосрочные кредиты Краткосрочные займы Авансы покупателей и заказчиков Кредиторская задолженность | ||
Долгосрочный капитал | Краткосрочный капитал | ||
ТЕМА 11. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Понятие и функции предприятия (фирмы)
Фирма — юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «предприятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
По отношению к входящим в ее состав производственным единицам фирма — орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.
Фирмы различаются между собой по многим характеристикам. По этим характеристикам и ведется классификация фирм.
Основные признаки классификации фирм:
- отраслевая и предметная специализации;
- структура производства;
- мощность производственного потенциала (размер фирмы).
Одним из главных признаков классификации фирм до недавнего времени считались отраслевые отличия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) она предназначена.
На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство фирм имеют межотраслевую структуру. По структуре производства фирмы делятся на:
· узкоспециализированные;
· многопрофильные;
· комбинированные.
Группировка фирм по мощности производственного потенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего фирмы делятся на три группы:
· малые;
· средние;
· крупные.
При отнесении фирм к одной из указанных групп используются следующие показатели:
· численность персонала;
· стоимостный объем продукции;
· стоимость средств производства.
Важнейшие задачи действующей фирмы — это:
• получение дохода владельцем фирмы;
• обеспечение потребителей продукцией фирмы;
• обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
• создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы;
• охрана окружающей среды: земли, воздушного, водного бассейнов;
• предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).
Задачи фирмы определяются:
· интересами владельца;
· размерами капитала;
· ситуацией внутри фирмы;
· внешней средой.
Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры). Владелец не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом фирмы, в противном случае вместо него это сделает кто-то другой.