Ассортимент бумаг для печатания
· Классификация (газетные, офсетные б/покрытия, книжно/журнальные бумаги для ролевой печати с горячей сушкой, к/ж бумаги с легким мелованным покрытием для офсетной листовой печати, бумаги ДВХИ с полным мелованным покрытием, переплетные материалы, самокопирующие бумаги, односторонне-мелованные бумаги и картоны (этикеточные бумаги, упаковочные картоны), специальные упаковочные материалы (пергамент, карамельные бумаги)...)
· Области применения бумаг
По потребительской стоимости существующий ассортимент бумаг можно условно разделить следующим образом:
1. Бумага с большим содержанием древмассы и низкой белизной.Самые тонкие бумаги этой группы (в диапазоне 45 - 51 г/кв.м.) применяются, в основном, для печати газет. Сейчас на рынке доминируют газетные бумаги российского производства из Кондопоги, Сыктывкара, Балахны (до остановки комбината в январе 1997 года). Бумаги такого класса поступают на рынок как по прямым поставкам потребителю, так и через ряд оптовиков или посредников.
Более плотная бумага (55 - 70г/кв.м.) используется для печати книг, инструкций, информационных листков. Эти бумаги могут быть облагорожены - пигментированы или покрыты одним слоем мелования. Некоторые производители (например, финский ЭНСО) предлагают гамму таких бумаг (“Энсобук” и “Энсобалки”) с одинаковой массой, но разной пухлостью. Они могут использоваться, например, при печати многотомных изданий для “выравнивания” отдельных томов по толщине.
Кроме того, специально для справочников и газетных вкладок выпускаются бумаги, тонированные в массе (мягких, пастельных тонов: желтого, розового, голубого и др. цветов), которые также могут быть облагорожены. Подобные бумаги под наименованием “Ньюс” и “Директори”, в частности, выпускают фабрика “Варкаус” концерна ЭНСО, и шведский “Хольмен Пэйпер”.
Такие бумаги относительно дешевы, однако, за дешевизну нужно расплачиваться - подобная бумага пригодна лишь для печати текстов и несложных (обычно, черно-белых) иллюстраций и схем.
2. Чистоцеллюлозные бумаги без покрытия.Как правило, это каландрированные чистоцеллюлозные (или с небольшим, до 10%, содержанием древмассы) бумаги с достаточно большой степенью белизны (86-97% ISO), в диапазоне 60-120 г/кв.м, используемые для изданий длительного срока службы. Эти бумаги очень незначительно подвержены старению (“пожелтению”), хорошо передают цветовую гамму и могут использоваться для печати изданий длительного срока службы с большим количеством цветных иллюстраций.
Бумаги этой группы (особенно высококачественные сорта, такие как финские “КюмУльтраОфсет”, “Лумисет”, “КангасОфсет”, шведская “Скандия”, немецкая “ТауроОфсет” и целая группа под общим названием “WF Офсет”) лишь ненамного дешевле бумаг с мелованным покрытием.
Чистоцеллюлозные бумаги без покрытия широко используются как бумага-основа для производства мелованных и самокопирующих бумаг.
На мелованных бумагах мы остановимся ниже, а здесь есть смысл упомянуть о недавно вошедших в наш обиход бумагах для изготовления бланков, позволяющих получать при печати на ударных принтерах 7-10 копий без использования “копирки”.
Для изготовления бланков используется, как правило, бумага трех типов: CB - для первого слоя, CFB - для средних слоев и CF - для последнего листа бланка. Принцип действия основан на взаимодействии химреагента в микрокапсулах, нанесенных на нижнюю поверхность бумаги, с каолиновым покрытием лицевой стороны следующего листа, в результате которого на лицевой стороне нижних слоев остается устойчивый след. Кроме того, существует бумага типа SC, позволяющая использовать в качестве второго слоя обычную бумагу, однако она существенно дороже описанных выше типов. Ее отличие состоит в том, что на нижнюю сторону листа наносится одновременно и микрокапсульный и “проявочный” слой.
Самокопирующая бумага позволяет осуществлять многокрасочную офсетную печать как на лицевой, так и нижней стороне листа. На сегодняшний день самокопирующие бумаги на российский рынок поставляют фирмы “Келлер” (марка “Реакто”), “Цандерс” (“Аутокопи”), “Стора” (“Жироформ”), “Ниротек” (одноименная бумага) и, в небольших количествах, “Арьо Виджинс” (“Идем Супрайор”).
3. Бумаги с мелованным покрытием.
В рекламной полиграфии для печати плакатов, буклетов, каталогов, листовок и др. представительской продукции, в основном, используется мелованная чистоцеллюлозная (WF) бумага. Такая бумага позволяет качественно передавать заданную цветовую гамму, что особенно важно для печати многокрасочных иллюстраций, которые придают изданию привлекательный внешний вид.
Основной объем мелованных бумаг, представленных на нашем рынке составляют бумаги, производимые крупнейшими европейскими производителями - финскими концернами “Metsa-Serla”, “Enso-Group” и “ЮПМ-Кюммене”, шведским “МоДо”, австрийской “КНП Лейкам”, итальянской “Гарда Картье”, немецкими “ZANDERS” и “Шойфелен”. Полиграфисты со стажем вспомнят бумаги производства Корюковской и Слонимской фабрик, московской фабрики “Юнион”, доминировавшие на рынке до 1994 года, и почти полностью вытесненные сегодня скандинавскими и немецкими бумагами.
Европейские производители выпускают бумагу с различным количеством слоев мелования. Бумага с многослойным покрытием изготавливается с глянцевым и матовым покрытием, в диапазоне 90 - 350 г/м2 (а с вводом в мае 1997 года новой бумагоделательной машины в г. Оулу (Финляндия) этот диапазон расширится и достигнет 80 - 400 г/м2). Технология и порядок нанесения покрытий на различных фабриках существенно отличаются, поэтому иногда, говоря об одной и той же бумаге, различные источники указывают разное количество слоев мелования.
С недавнего времени ряд шведских производителей стали вносить в состав бумаги синтетические компоненты, намереваясь со временем довести их содержание до 50%. Это позволит существенно улучшить оптические характеристики бумаги, исключить проблему разрушения мелованного слоя при фальцовке (складывании), однако одновременно создаются определенные трудности при печати, которая потребует применения специальных красок для невпитывающих поверхностей (применяемых сейчас при печати на высокоглянцевых и фольгированных бумагах).
Группу мелованных бумаг при более детальном рассмотрении можно подразделить на самостоятельные подгруппы:
Двусторонне мелованные бумаги, применяемые, в основном, для изготовления рекламной и представительской продукции, дорогих книг, буклетов, художественных альбомов и т.п. Такая бумага может быть как традиционно белой, так и цветной.
Для листовок, информационных листков прямой почтовой рассылки обычно используется легкая бумага в диапазоне 50 - 90 г/кв.м., что позволяет получить достаточно низкую себестоимость продукции, а также снизить вес почтового отправления. Эти бумаги имеют, преимущественно, одно- или двухслойное покрытие и древесную массу в основе.
Проспекты и буклеты чаще всего печатаются на бумаге с массой 80-150 г/кв.м (обложки - 200 - 250г/кв.м.), имеющей многослойное мелованное покрытие. Последние тенденции в полиграфии предполагают использование глянцевой бумаги для обложки и матовой - для внутренней “тетради”. Наибольшей популярностью у наших полиграфистов пользуются финские бумаги “ВелАрт”, “Галери Арт”, шведский “Сильверблейд”, немецкие “Иконофикс” и “Мега”, австрийские “МагноПринт”, “Магностар”, “Магномат”. Некоторые производители предлагают подобные бумаги с тиснением (например, “Магнолюкс” от “КНП Лейкам”, “БВС Плюс” от “Шойфелен”).
Визитные карточки, рекламные папки, карманные календари и т.п. обычно печатаются на мелованных бумагах с массой 200 - 450 г/кв.м или на коллекционных бумагах, речь о которых пойдет ниже. При выборе бумаги следует учитывать, что бумаги с одинаковой массой квадратного метра могут иметь различную толщину листа.
Кроме того, в этой группе нужно выделить высокоглянцевые бумаги “литого” мелования, такие, как “Хромолюкс” от “Цандерс”, “Биндакот” от итальянской “Бинда Картье”, “Люстралюкс” от английской “Туллис Рассел”. Наибольшее применение эти бумаги нашли при изготовлении визитных карточек, папок, обложек буклетов. Такая бумага выпускается в диапазоне от 70 до 450 г/кв.м., кроме того, помимо “стандартной” белой бумаги программа поставки включает широкую цветовую гамму: от различных оттенков белого и нежных пастельных тонов до интенсивных темных тонов, а также бумаги с тонированным фоном (“Хромолюкс Варио”).
Односторонне мелованные бумаги- при массе 1 кв.м. от 70 до 120 г они используются для изготовления разнообразных этикеток и мягкой упаковки, а от 100 до 150 г/м2 - для изготовления плакатов, постеров и афиш (т.н. афишные бумаги), где рабочей является только одна сторона листа.
Долгое время афишная бумага в России ассоциировалась с невзрачной продукцией отечественной целлюлозно-бумажной промышленности, на которой печаталась, например, программа кинотеатров. В настоящее время ряд фирм предлагает специализированную одностороннюю бумагу массой - 115-150 г/кв.м. с мелованным покрытием, обработкой на влагостойкость, непрозрачность и прочность приклеивания, а некоторые из них уже имеют нанесенный сухой клеевой слой. Это, в первую очередь, французские бумаги “Шантафиш” и “Шантопак”, австрийская “Никлалук”. Эти бумаги позволяют сочетать высокую точность передачи изображения, присущую мелованным бумагам и специфические требования, предъявляемые к материалам для наружной рекламы. Их разновидностью являются цветные (флюоресцентные) афишные бумаги, например французская бумага “Изоматик”.
Кроме того, подобные бумаги используются для изготовления рабочего (запечатываемого) слоя при производстве самоклейких бумаг, наибольшая доля российского рынка которых принадлежит финской фабрике “Рафлатак”.
Более плотные бумаги (до 450г/м2) используются для производства как представительской продукции (визиток, обложек буклетов), так и для изготовления упаковки.
Кроме того, следует упомянуть картоны с мелованным покрытием на основе первичных волокон: их основой является древесная или макулатурная масса, покрытая слоем целлюлозы, на которую и наносится мелованный слой. Если мелование осуществляется только с одной стороны (или на лицевую и тыльную стороны наносится разное количество слоев мелования), то такой картон принято относить к упаковочному сектору - он используется для производства коробок для промышленных и пищевых товаров. Причем, для последних органы санитарного надзора не разрешают применение макулатурных картонов. В России наибольшее признание получили финские картоны “Такопак”, переименованные с конца 1996 года в “Аванта Прима”, выпускаемые концерном “Мется Серла”, а также “Стромпак” концерна “Стромсдал”.
При двустороннем меловании такие картоны используются для изготовления обложек буклетов, визитных карточек, папок. Они могут быть как с глянцевой поверхностью, так и с различными вариантами тиснения (например, картон “ГалериКард” концерна “Мется Серла”).
4. Коллекционные бумаги. Это разнообразная эксклюзивная (иногда ручного отлива) бумага, которая может быть стилизована “под старину”, пергамент, с микровключениями, различными видами тиснения или покрытия, а также так называемые креативные системы, где заказчик может создать “свою” бумагу из предлагаемого набора плотностей, тиснений и цветов. Часто такие бумаги содержат в своей композиции вторичную массу, хлопок. Такие бумаги выпускаются, как правило, небольшими партиями и по цене могут превосходить обычные сорта в несколько раз. Известны бумаги, имитирующие структуру ткани, камня, табачного листа и пр.
В рамках “коллекций” или малосерийных бумаг существует несколько особых подгрупп, о которых стоит сказать отдельно. Во-первых, это бумаги с покрытием типа “жемчуг” и различными видами тиснения (например, “Бриллианс” фирмы “Гмунд” и “Констеллэйшн Джэйд” от “Федригони” (Италия).
Другая группа - полиграфические кальки различной плотности, используемые как разделители в каталогах и буклетах, интересное применение они могут также найти в качестве обложек и декоративных вставок. Это, например, калька Т2000RO, выпускаемая немецким концерном ЦАНДЕРС.
5. Переплетные материалы. Наиболее массовые, “одноразовые” издания небольших форматов и объемов вполне допускают использование наиболее дешевых бумаг для текста, а придать изданию товарный вид помогают современные обложечные или коллекционные бумаги.
В 80-е годы широкую популярность получила ныне не выпускающаяся финская мелованная бумага «ЛюксАрт» с тиснением «Лен». Позднее ей на смену пришли финские картоны-хромэрзац с двусторонним мелованным покрытием - «ГалериКард» и «Стромкард» (с одно- и двусторонними тиснениями «Лен», «Яичная скорлупа» и «Молоток» или без тиснения). К сожалению, эти картоны плохо выдерживают многочисленные сгибы и переплет из них быстро портится.
Для подобных изданий можно рекомендовать бумаги, изготовленные на основе длинных целлюлозных волокон, такие, как «Эфалин» производства немецкой фабрики «Цандерс». Эта чистоцеллюлозная бумага обладает достаточно большой жескостью на изгиб. Помимо различных тиснений она представлена широчайшей цветовой гаммой - от совсем светлых до ярких и насыщенных тонов. Такое сочетание качеств позволяет использовать бумагу Эфалин” как для мягких обложек, так и для покрытия твердых переплетов.
Книги в твердых переплетах, как правило, более объемны, предназначены для частого использования и должны служить достаточно долго. Это предъявляет особые требования к переплетным материалам. Картон, используемый для изготовления переплетных крышек, должен обладать достаточной прочностью на изгиб, не расслаиваться и не коробиться, он должен хорошо воспринимать тиснение. Толщина и жесткость картона должны обеспечивать хорошую раскрываемость при чтении и легкость при резке. Переплетчики с ужасом вспоминают времена, когда для этих целей использовались отечественные изоляционный, чемоданный или прокладочный картоны.
На сегодня лучшие материалы, отвечающие всем требованиям, представлены на отечественном рынке голландскими и австрийскими производителями. Один из них - переплетный картон, производимый голландской фирмой «КАППА КАРТОН». Этот картон полностью удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, кроме того, он на 20% экономичнее отечественных аналогов (за счет меньшего веса 1м2 при одинаковой толщине и существенно более высоких прочностных характеристиках). Картон «КАППА» можно использовать при переплете блоков значительно большей толщины, чем позволяют привычные нам картоны.
Покровные материалы, используемые для изготовления обложек, должны иметь представительный внешний вид и при этом быть светопрочными, износостойкими, прочными на разрыв и изгиб, иметь малую жесткость и не скручиваться при нанесении клея. Бумаги, используемые при оклейке крышек, должны иметь хорошую проклейку, благодаря чему достигается высокая износостойкость и предотвращается протекание клея в местах склеивания.
Наибольшее распространение в настоящее время получили материалы с синтетическим, поливинилхлоридным покрытием, изготовленные на прочной бумажной основе. Несколько лет назад этот сектор был представлен лишь отечественным материалом «бумвинил», производимым в подмосковной Мамонтовке. Сегодня на лидирующее место уверенно выходят материалы, производимые финским концерном «Киилтопласт». Прежде всего, это аналог нашего «бумвинила» - «Мирадур» (материал на более плотной основе носит название «Кестодур»). Он отличается широчайшим диапазоном цветов (более 100 оттенков) и фактур (под мрамор, кожу, ткань, листву) и гораздо более высокими эксплуатационными характеристиками, что позволяет использовать его при изготовлении как массовых, так и элитных изданий.
Сегодня все реже в качестве обложечных материалов используются ткань и кожа. Последняя крайне дорогая и применяется практически лишь для эксклюзивных подарочных изданий. Традиционные тканевые материалы обеспечивают наибольший срок службы, однако на сегодня их использование нельзя признать рациональным. В большинстве случаев они успешно заменяются синтетическими материалами на бумажной основе, которые отличаются более выгодным соотношением цены и качества, значительно лучше приспособлены к запечатке и тиснению, технологичнее в работе.
Основы подготовки к печати (препринт)
· макет
· цветоделение
· вывод пленок
· цветопроба
· изготовление пластин
· подготовка бумаги к печати
Перед началом тиражирования (печати) необходимо провести большой объем предварительных работ - осуществить цикл так называемой “допечатной подготовки”. Он состоит из трех основных частей - работы Издательства (Рекламного Агентства), Препресс-бюро (Сервис-бюро) и Типографии. Это разделение, конечно, в определенной степени условно.
Первая часть допечатной подготовки - работа Издательства (Рекламного Агентства).
Включает в себя разработку необходимого издания - разработку концепции, написание, набор, корректуру и редактуру текстов, подбор иллюстративного материала и проведение необходимых фотосъемок, сканирование и цветокоррекцию полученного иллюстративного материала, дизайн и, наконец, создание электронной версии оригинала-макета.
В настоящее время создание электронной версии осуществляется в основном на базе нескольких хорошо известных издательских программных продуктов. Для журнальной и книжно-журнальной верстки используются в основном, QuarkXPress и Adobe Pagemaker. Наиболее распространенными графическими пакетами являются Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Corel Draw. Надо отметить, что использование Corel Draw зачастую дает непредсказуемые результаты при цветоделении, а поэтому нежелательно.
В процессе работы над электронным макетом желательно иметь возможность получения цифровых цветопроб или хотя бы цветных или черно-белых распечаток подготавливаемого издания.
! Важно отметить, что принцип работы принтеров отличается от принципа работы фотонаборных устройств, и получение желаемого результата на принтерных распечатках не дает стопроцентных гарантий того, что фотоформы будут также правильными. Проверка полученных фотоформ абсолютно необходима!
Вторая часть допечатной подготовки - работа Препресс-бюро (Сервис-бюро).
Включает в себя вывод цветоделенных пленок (фотоформ) на фотонаборных аппаратах (ФНА) и изготовление аналоговых цветопроб. Современные ФНА позволяют получать разные типы растрирования изображений и производят автоматический спуск полос - расстановку полос издания в таком виде и порядке, в каком они должны оказаться на печатном листе.
! Для получения фотоформ для высококачественных изданий необходимо использовать ФНА с внутренним барабаном или капстановые ФНА. Непременным условием правильной работы ФНА является регулярный денситометрический контроль его работы.
Не в каждом издательстве есть хорошие сканеры, поэтому зачастую именно в Пре-пресс-бюро производят необходимое качественное сканирование и цветокоррекцию. Полученные иллюстрации могут использоваться в электронных макетах Издательства.
Третья часть допечатной подготовки - работа Типографии.
Включает в себя монтаж фотоформ на монтажной основе (если это необходимо), изготовление офсетных пластин, подготовку бумаги к печати и, если такая возможность есть в типографии, изготовление офсетной цветопробы. Необходимо отметить, что все в большем количестве типографий появляется оборудование, работающее по технологии Computer-to-Plate и позволяющее исключить получение фотоформ, для которых необходим ручной монтаж, и изготовление офсетных пластин.
Рассмотрим некоторые нюансы, возникающие в процессе допечатной или, как часто говорят, предпечатной подготовки в Типографии.
ПРЕДПЕЧАТНАЯ ПОДГОТОВКА
Процесс монтажа фотоформ принципиально очень прост, но требует определенного опыта и сноровки. Все допущенные ошибкивпроцессе монтажа связаны или с невнимательностью монтажистки - несоответствием монтажа спусковому макету, или с неаккуратностью - недостаточно хорошим совмещением, попаданием грязи между монтажной основой и фотоформой и т.п.
Процесс экспонирования - копирование под действием УФ-излучения изображения с фотоформ на формные (офсетные) пластины производится в различных копировальных рамах и требует уже не только аккуратности, но и выполнения ряда технологических условий. Копирование должно осуществляться при оптимальном времени и условиях экспонирования (в копировальных рамах, позволяющих проводить многоступенчатые процессы экспонирования).
Определение времени экспозиции осуществляется экспериментально в процессе последовательного экспонирования (с разным временем) контрольных полутоновых шкал (например, СПШ-К) на формные пластины. Эту операцию необходимо делать каждый раз при получении новой партии офсетных пластин или смены УФ-лампы в копировальной раме. Необходимо также осуществлять и текущий контроль качества путем экспонирования растровых или микроштриховых тестов (РШ-Ф).
Проявление отэкспонированных формных пластин производится в проявочных машинах (процессорах) или в некоторых небольших типографиях все еще вручную. В процессе проявления происходит вымывание разложившегося (под действием УФ-излучения) копировального слоя на тех участках формных пластин, которые оказались под действием УФ-излучения. Эти участки соответствуют пробельным элементам. Получающееся таким образом изображение на формной пластине является прямым.
Процесс проявления так же, как и процесс экспонирования формных пластин, требует соблюдения определенных технологических условий. Необходимо определение и соблюдение как времени проявления формных пластин, так и температуры и степени старения (****) проявителя.
! Крайне неразумно использовать проявитель слишком долго. Это приводит не только к увеличению времени проявления, но и к ухудшению качества проявления и к накоплению в проявителе мельчайших загрязнений, что вызывает появление мелкой “сыпи” на формах и необходимость переделки форм. Скупой платит дважды.
Проявленные пластины иногда покрывают гуммирующим раствором, защищающим печатные формы от окисления. Перед началом работы этот раствор с пластин смывается. Однако даже без покрытия гуммирующим раствором качество проявленных современных пластин сохраняется достаточно долго.
Подготовка бумаги к печати представляет собой акклиматизацию и резку под печатный формат. Процессу акклиматизации и бережному отношению к бумаге, к сожалению, должное место отводится не всегда, хотя безукоризненное состояние бумаги - одно из важнейших условий устойчивой работы офсетной печатной машины и достижения хорошего качества.
При переувлажнении хранящейся бумаги и дальнейшей ускоренной сушке возникают силы, приводящие к короблению листа. Как правило, именно несоблюдение требований по акклиматизации приводят к подобному результату. Типичными ошибками можно считать преждевременное вскрытие пачек с бумагой, работа «с колес» (т.е. с бумагой, хранившейся или транспортировавшейся в климатических условиях, отличающихся от цеховых), длительные интервалы между печатью в несколько краскопрогонов.
При подготовке бумаги к печати следует руководствоваться следующими требованиями. При поставке бумаги в печатный цех с палеты должны быть удалены крепящие ленты и внешний амбалаж. В таком виде бумага должна оставаться в условиях печатного цеха до тех пор, пока она не достигнет температуры печатного цеха. Вскрытие пачек бумаги может должно происходить непосредственно перед печатью В зависимости от разницы температуры между поверхностью бумаги и окружающим воздухом минимальное время акклиматизации должно составлять:
Объем упаковки | Время акклиматизации стопы бумаги (в пачках), при разнице температуры печатного цеха и бумаги (оС), час: | |||||||
м3 | 5 оС | 7.5 оС | 10 оС | 15 оС | 20 оС | 25 оС | 30 оС | 35 оС |
0.2 | ||||||||
0.4 | ||||||||
0.6 | ||||||||
1.0 | ||||||||
2.0 |
Для печати на листовых машинах не рекомендуется использовать бумагу, получаемую в ролях с последующей резкой. Бумаги, продаваемые в ролях и листах имеют различную влажность. Это приводит к тому, что порезанная ролевая бумага не набирает необходимый уровень влажности, что может выразиться в ее деформации. Именно поэтому производители не принимают претензии по качеству ролевой бумаги, порезанной на листы.
При резке мелованной бумаги на гильотине неминуемо образуется пыль от покровного слоя, которая, попадая в печатную машину, засоряет увлажняющий раствор и оседает на офсетной резине. Резка бумаги на фабрике производится на промышленной листорезке из 2 - 4 ролей. Соответственно рубящий нож просекает одновременно лишь несколько листов, что определяет низкий уровень пыли, оседающей на бумаге.
Бумажные листы не должны иметь механических повреждений, волнистости, пузырей или царапин. Они не должны подвергаться негативному воздействию влаги и температурным колебаниям. Не в каждой типографии находится возможность проводить акклиматизацию бумаги перед печатью, а зачастую этому вообще не придают никакого значения. Некоторые сорта бумаги и картона настолько гигроскопичны (например, макулатурные картоны), что даже самые незначительные отклонения температуры и влажности в типографии приводят к неравномерной деформации. При поглощении бумагой влаги на ее краях образуется более или менее выраженная волнистость, если бумага отдает влагу - ее края загибаются (коробление бумаги).
! Выбор того или иного вида бумаги, как правило, осуществляется заказчиком. Зачастую этот выбор определяется желанием сэкономить. Но высококачественную продукцию нельзя получить на низкосортной бумаге. Именно эта бумага или картон подвержены наиболее сильному влиянию мельчайших флуктуаций состояния микроклимата. А деформация бумаги приводит не только к усложнению работы печатника, но и, что намного страшнее, к необратимой потере приладки* и даже приводки** при печати.
Соблюдение мер по правильному обращению с бумагой является необходимым, но не достаточным условием для обеспечения качественной печати. Не меньшее значение оказывает и направление отлива*** бумаги.
Направление отлива должно быть параллельно оси цилиндра печатной машины. А при работе на малых офсетных машинах допускается направление отлива перпендикулярно к оси цилиндра (более высокая жесткость и поэтому лучшая выкладка листов).
! Важно учитывать направление отлива и для послепечатной обработки продукции. Нелишне напомнить, что при биговке и фальцовке направление отлива должно быть параллельно линии сгиба. Вспомните, не приходилось ли вам сталкиваться с парочкой обложек, напечатанных на половине листа формата 62 х 94? Бумага сэкономлена, количество листопрогонов тоже. Но на книги с этими обложками смотреть грустно...
ОСОБЕННОСТИ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО