Классификация стандартов ссбт

Шифр подсистемы Наименование подсистемы
Организационно-методические стандарты, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ; терминологию в области охраны труда; классификацию опасных и вредных факторов
Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения
Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию
Стандарты требований безопасности к производственным процессам
Стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих
Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям
6-9 Резервные подсистемы для дальнейшего развития ССБТ

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ» включает в себя 9 групп и т.д.

Шифр СНиП состоит из:

  • аббревиатуры «СниП»,
  • номера части (одна цифра),
  • номера группы (две цифры),
  • номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),
  • две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа.

Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:

  • с трудовым законодательством;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • коллективными договорами;
  • соглашениями.

Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников(при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Принятие локальных нормативных актов по согласованиюс представительным органом работниковможет быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

  • изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников;
  • отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены;
  • привлечение в определенных случаях к сверхурочным работам;
  • регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части;
  • определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни;
  • привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • порядок и условия предоставление дополнительных отпусков;
  • утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков;
  • определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время;
  • принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

Не подлежат применению:

  • нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;
  • локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).
  • принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта.

  1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
  2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнениев письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
  3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
    • не содержит согласия с проектом, либо
    • содержит предложения по его совершенствованию,

работодатель может согласиться с ним либо обязанв течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультациис выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

  1. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт,который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
  2. Государственная инспекция, труда обязанапровести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушениявыдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).

Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, топрименяются правила международного договора (соглашения).

МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ. Рекомендации не ратифицируют. Государство может использовать их в национальном законодательстве.

50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.

Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:

  • Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
  • Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.

Основное содержание конвенций и рекомендаций МОТ излагается в сборнике Резюме международных трудовых норм.

Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества(ЕС).

Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:

  • организацию охраны труда;
  • требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
  • соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
  • определение уязвимых категорий рабочих и т.д.

Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства-члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам-членам Сообщества.

Наши рекомендации