Матричные игры с нулевой суммой

Матричная игра Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru (с нулевой суммой) – это антагонистическая игра, в которой первый игрок Аиспользует возможные стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , …, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , а его противник (оппонент В)– стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , …, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Если игрок А применит стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , а оппонент – стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то плата Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru игры будет выигрышем игрока А (проигрышем В) для Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и таким образом, игра с нулевой суммой полностью описывается так называемой платежной матрицей игры

Игроки Стратегии игрока В
В А Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Стра-тегии игрока А Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
…………………………….
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
…………………………….
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Если игра состоит только из личных ходов, то выбор пары чи­стых стратегий Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru единственным образом определяет ис­ход (результат) игры. Если же в игре используются случай­ные ходы, то исход игры определяется средним значением (математическим ожиданием) выигрыша. Платежная матрица яв­ляется табличной записью функции выигрыша. В теории матричных игр всегда предполагается, что в платежной мат­рице записаны выигрыши игрока А.

При поиске оптимальных стратегий игроки опираются на основной принцип теории игр – принцип гарантированного результата – принцип максимина, в соответствии с которым каждый игрок, считая партнера по игре разумным противником, выбирает свои действия в предположении, что соперник не упустит возможности использовать в своих интересах любую его ошибку.

Выбирая свой ход игрок Аанализирует платежную матрицу, определяя для своей каж­дой чистой стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ( Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ) минималь­ное значение Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ожидаемого выигрыша: Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , (считая, что противник играет наилучшим образом), и а затем из всех Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru игрок А выберет наибольшее Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , и таким образом, выберет соответствующую ему чистую – максиминную – стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Игрока Агарантирует себе выигрыш не хуже Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru при любых стратегиях игрока В и не существует чистой стратегии игрока А, которая давала бы ему больший выигрыш, чем Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru при всех стратегиях игрока В.

Число Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru называется нижней чистой ценой игры(максимином). Она выражает выигрыш игрока А, при использовании максиминной стратегии независимо от действий игрока В.

Число β определяемое по формуле,

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

называется верхней чистой ценой игры (минимаксом). Она показывает, какой максимальный проигрыш (гарантированный результат) может быть у игрока В при подходящем выборе им своей чистой стратегии (независимо от действий игрока А). Соответствующая стратегия игрока Вназывается минимаксной.

Стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ( Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ) первого игрока и стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru второго игрока (возможные их ходы) принято называть чистыми стратегиями.

Пример. Пусть первый игрок имеет т, а второй – п чистых стра­тегий, тогда каждую пару Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru чистых стратегий первого и второго игро­ков можно представить в виде единичных векторов:

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ,

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -е место Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -е место

Теорема. В матричной игре нижняя чистая цена игры не превосходит верхней чистой цены игры, т. е. Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Если для чистых стратегий Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru игроков А и В соответ­ственно имеет место равенство Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то пару чистых стра­тегий ( Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ) называют седловой точкой матричной игры, элемент Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , матрицы, стоящий на пересечении Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -й строки и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -го столбца, – седловым элементом платежной матрицы, а число Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – чистой ценой игры.

Ситуация, когда ни один из игроков не имеет разумных оснований для изменения своей стратегии, называется ситуацией равновесия.

Если матричная игра имеет седловую точку, т.е. в платежной матрице присутствует элемент, который является одновременно минимальным в строке и максимальным в столбце, то она решается в чистых стратегиях. Чистые стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , образующие седловую точку и будут оптимальными, а решением игры считается трой­ка объектов Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Про игры с седловой точкой говорят, что они решаются в чистых стратегиях, так как последние полностью определяют рациональное поведение конфликтующих сторон. Платежная матрица может иметь несколько седловых точек.

(Пример).Игра задана следующей платежной матрицей

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru 1
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -3 -1 -3
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru 7 4 5 6  

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – максиминная стратегия, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – минимаксная стратегия, следовательно, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Особенность этого примера в том, что если оппонент придерживается стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то игроку А невыгодно использовать какую-либо стратегию кроме Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Но если игрок А использует стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то оппоненту придется использовать Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Причина состоит в том, что выигрыш Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru одновременно является минимальным для максиминной стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и максимальным для минимаксной стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Это игра с седловой точкой Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , стратегии сторон Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , соответствующие этой точке, являются оптимальными чистыми стратегиями. Чистая цена игры равна Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Пример.Игра задана следующей платежной матрицей

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -3
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -6

то для определения нижней и верхней чистой цены игры следует определить, какой выигрыш гарантирует игроку А каждая из стратегий при самых неблагоприятных действиях оппонента. Это означает, что в каждой строке нужно найти минимальное значение Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Поскольку оппонент может провести такой же анализ для выбора одной из стратегий Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то в каждом столбце он будет искать максимально возможные значения выигрыша игрока А: Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Дополняя платежную матрицу этими значениями, получим:

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -3 -3
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru 1
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -6 -6
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru 7 9 6 6 7  

Из этой таблицы видно, что выбор стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru гарантирует игроку А выигрыш не менее 4 ед. при любой стратегии оппонента. Таким образом, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – максминая стратегия. Соответствующее ей значение 4 ед. – есть нижняя цена игры.

Для оппонента стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru минимизирует максимально возможный проигрыш и называется минимаксной. Используя ее, оппонент не может проиграть больше верхней цены игры Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Для рассматриваемого примера Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Смешанной стратегией p первого (А) игрока называется вектор

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , где Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , ( Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ) и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru /

Аналогично q – смешанная стратегия игрока В:

( Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , где Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , ( Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ) и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ).

Здесь Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – вероятности, с которыми игроки А и В выбирают свои чистые стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru в ходе игры.

Чистая стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru игрока А может рассматриваться как частный случай смешанной стратегии, i-я компонента которой равна 1, а остальные равны 0. Аналогично для игрока В.

Применяя смешанные стратегии игроки выбирают свои чистые стратегии слу­чайно и независимо друг от друга и, таким образом, случайной становится величина выигрыша (про­игрыша):

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – плата – платежная функция игры с платежной матрицей Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Смешанныестратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru называ­ются оптимальными, если для произвольных стратегий Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru выполняется условие

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ,

т.е. Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – является седловой точкой функции Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Использование в игре оптимальных смешанных стратегий обеспечивает первому игроку выигрыш, не меньший, чем при использовании им любой другой стратегии р, второму игро­ку – проигрыш, не больший, чем при использовании им лю­бой другой стратегии q.

Значение платежной функции при оптимальных стратеги­ях определяет цену игры v, т. е. Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , причем Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Совокупность оптимальных стратегий и цены игры соста­вляет решение игры.

Теорема о минимаксе. В смешанных стратегиях любая конечная матричная игра имеет седловую точку, причем Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru где Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – оптимальные смешанные стратегии игроков А и В соответственно.

Чистые стратегии игрока, входящие в его оптимальную смешанную стратегию с вероятностями, отличными от нуля, называются активными стратегиями игрока.

Решение игры можно существенно упростить, если своевременно выявить имеющееся в платежной матрице доминирование одних стратегий над другими, ибо это позволит предварительно сократить размеры матрицы.

Игрок А заинтересован в максимизации выигрыша. Поэтому в платежной матрице сравниваем элементы строк s и t, а именно: Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru с элемен­тами Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru для Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Если Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ( Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ) то выигрыш игрока А при стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru будет больше, чем при стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , какую бы чистую стратегию не применил игрок В. В этом случае стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru доминирует над стратегией Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru называют доминирующей, а стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – доминируемой.

Поскольку игрок В заинтересован в минимизации про­игрыша, доминирующим будет столбец с наименьшими эле­ментами. Например, сравниваем элементы Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -го и 1-го столбцов: если Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то игроку В выгодно выбрать стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , которая доминирует над стратегией Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru называется доминирующей, а стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – доминируемой.

Если в матричной игре имеем строки (столбцы) с одними и теми же элементами, то такие строки (столбцы), а соответственно и стратегии игроков А и В называются дублирующими.

В матричной игре доминируемые и дублирующие строки (столбцы) можно опускать, что не влияет на решение игры, но позволяет уменьшить размерность платежной матрицы. Таким образом, если стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru доминирует над стратегией Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то вероятность применения последней в оп­тимальной смешанной стратегии р* игрока А равна нулю, а поэтому t-ю строку из платежной матрицы можно исключить. Если l-я стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru игрока В доминирует над r-й стратегией Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то r-й столбец из платежной матрицы можно исключить.

Пример. Можно упростить платежную мат­рицу, прибавляя, например, ко всем элементам достаточно боль­шое положительное число, в результате чего можно получить новую матрицу с положительными (неотрицательными) эле­ментами. Умножая элементы на подходящий положительный множитель (отличный от нуля), можно уменьшить (увеличить) элементы новой матрицы, что облегчает дальнейшие вычисле­ния. При этом вероятности активных стратегий не меняются.

Так, разделив элементы матрицы

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

на 100 (умножив на 0,01), а затем прибавив к элементам но­вой матрицы число 3, придем к матрице

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Работать с этой матрицей проще, чем с исход­ной.

Поскольку оптимальные смешанные стратегии игроков в результате рассмотренных упрощений платежной матрицы не меняются, то все получаемые в процессе преобразований мат­рицы называют эквивалентными.

Решение матричных игр 2×2

Игра 2×2 является наиболее простым случаем конечных матричных игр. В этой игре каждый из игроков обладает только двумя стратегиями.

Рассмотрим матричную игру 2×2:

  В1 В2
А1 Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
А2 Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Если игра 2×2 имеет седловую точку, то ее решение очевидно.

Предположим, что игра не имеет седловой точки, т.е. Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Требуется найти оптимальные смешанные стратегии игроков Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , а также цену игры Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Очевидно, что в игре 2×2, не имеющей седловой точки, обе стратегии игроков являются активными. Поэтому если игрок A, будет применять свою оптимальную смешанную стратегию, то, независимо от действий игрока В, выигрыш его будет равен цене игры Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Игрок А будет применять стратегию А1 с вероятностью Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и стратегию А2 с вероятностью Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Если игрок В отвечает своей стратегией В1, то выигрыш игрока А определяется из уравнения

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Если же игрок В будет применять стратегию В2, то выигрыш игрока А не изменится и определяется равенством

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Учитывая условие Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , получим систему трех уравнений с тремя неизвестными

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Решив эту систему, найдем оптимальное решение для игрока А: Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и цену игры Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Аналогично определяется оптимальная стратегия игрока В из системы уравнений:

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Таким образом, матричная игра сведена к системе линейных уравнений.

Графический метод применим к играм, в которых хотя бы один игрок имеет только две стратегии. Рассмотрим игру (2×n).

  Второй игрок
  Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ... Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Первый игрок Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ... Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ... Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Предполагаем, что игра не имеет седловой точки. Обозначим: Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – вероятность применения первым игроком 1-й стратегии, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – вероятность применения первым игроком 2-й стратегии, причем Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – вероятность примене­ния вторым игроком 1-й стратегии, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – вероятность приме­нения вторым игроком 2-й стратегии и т.д., Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – вероятность применения вторым игроком n-й стратегии.

Ожидаемый выигрыш Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru первого игрока при применении вто­рым игроком 1-й стратегии составит

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Аналогично найдем ожидаемые выигрыши первого игрока при применении вторым игроком 2, 3,..., n-й стратегий. Полу­ченные данные поместим в таблицу.

Чистые стратегии второго игрока Ожидаемые выигрыши первого игрока
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
... ...
n Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Из таблицы видно, что ожидаемый выигрыш первого иг­рока линейно зависит от Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . На плоскости Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru построим графики ожидаемых выигрышей первого игрока, которые представляют прямые, проходящие через точки Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

Первый игрок должен выбирать такие стратегии, чтобы максимизировать свой минимальный ожидаемый выигрыш. Поэтому оптимальная стратегия первого игрока определяется как точка пересечения прямых, максимизирующих его мини­мальный ожидаемый выигрыш. Поскольку игрок А может рассчитывать только на выигрыш Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , то на плоскости Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru рисуем график зависимости Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и находим наивысшую точку Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru на этом графике, ордината которой выражает цену игры Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , а стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru является оптимальной смешанной стратегией игрока А.

Аналогично определяется оптимальная стратегия второго иг­рока. Она определяется как точка пересечения прямых, минимизирующих его максимальные ожидаемые проигрыши.

Статистические игры

Под статистической игрой (игрой с природой) будем понимать парную матричную игру, в которой один игрок заинтересован в наиболее выгодном для него исходе игры, а второй игрок («природа») безразличен к результату игры.

В отличие от матричных игр, в которых участвует два игрока, с противоположными интересами (один игрок старается максимизировать плату, а другой – минимизировать), в реальных задачах, приводящихся к игровым, зачастую имеется не­определенность, вызванная отсутствием информации об усло­виях, в которых осуществляется действие (погода, покупатель­ский спрос и т.д.) и эти условия не зависят от сознательных действий другого игрока. Такие игры относят к играм с природой. Сознательный игрок в играх с природой старается действовать осмотрительно, второй игрок (природа, покупательский спрос и т.д.) действует случайно.

Предположим, что в игре с природой сознательный игрок Аможет использовать Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru чистых стратегий Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ,…, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , а природа Пможет реализовать Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru различных состояний Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ,…, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Игроку А могут быть известны вероятности Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ,…, Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , с которыми природа реализует свои состояния, но он может и не знать их.

Действуя против природы, игрок Аимеет возможность использовать как чистые стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , так и смешанные стратегии. Если игрок А в состоянии оценить (величиной Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ) последствия применения каждой своей чистой стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru при каждом состоянии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru природы, то игру можно задать матрицей:

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru = Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ,

которая называется платежной.

Решение статистической игры состоит из следующих этапов:

1.Выявление и отбрасывание дублирующих и доминируемых стратегий лица, играющего с природой; стратегии природы отбрасывать нельзя.

2.Построить и исследовать матрицу рисков.

3.Оценить выигрыш при различных игровых ситуациях: критерии Вальда, Байеса, Сэвиджа и Гурвица и др.;

4.Сделать вывод о выборе наилучшей стратегии.

Игры с природой, хотя и являются частным случаем парных матричных игр, обладают и некоторыми особенностями. Например, при упрощении платежной матрицы отбрасывать те или иные состояния природы нельзя, так как она может реализовать любое состояние независимо от того, выгодно оно игроку Аили нет. Кроме того, решение достаточно найти только для игрока А, поскольку природа в рекомендациях «не нуждается».

Также в играх с природой смешанные стратегии имеют ограниченное значение: они приобретают смысл только при многократном повторении игры.

Таким образом, цель при решении статистической игры заключается в определении такой стратегии сознательного игрока (чистой или смешанной), которая при ее применении обеспечила бы наибольший выигрыш.

РискомМатричные игры с нулевой суммой - student2.ruигрока А, когда он пользуется чистой стратегией Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru при состоянии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru природы, называется разность между максимальным выигрышем, который он мог бы получить, если бы точно знал, что природой будет реализовано именно состояние Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , и тем выигрышем, который он получит, используя стратегию:

Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ,

где Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ― максимальный элемент Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru -го столбца платежной матрицы. Элементы матрицы рисков, соответствующие стратегиям Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru и Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru характеризуют общую благоприятность или неблагоприятность для игрока А отдельных состояний природы. Матрица рисков имеет вид:

  П1 П2 ... Пn
A1 Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru   Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
A2 Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru   Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru
       
Am Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru   Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru

Для принятия решений в статистических играх используются следующие критерии:

1.Критерий, основанный на известных вероятностях условий, критерий Байеса. Пусть известны вероятности Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru состояний Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru природы, тогда пользуются критерием Байеса, в соответствии с которым оптимальной считается чистая стратегия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , при которой максимизируется средний выигрыш Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Следует отметить, что в этом случае игроку Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru нет смысла пользоваться смешанными стратегиями. Применение в игре с природой в этом случае любой смешанной стратегии Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru не увеличивает выигрыш игрока А, получаемый при оптимальной чистой стратегии.

2.Принцип недостаточного основания Лапласа. Если объективные оценки состояний природы получить невозможно, то вероятности состояний природы могут быть оценены субъективно на основе принципа недостаточного основания Лапласа, согласно которому все состояния природы полагаются равновероятными, т.е. Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , и оптимальной считают чистую стратегию Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , обеспечивающую максимальное среднее значение выигрыша: Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru .

3.Максминный критерий Вальда. По этому критерию рекомендуется применять максиминную стратегию. Она достигается из условия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , и совпадает с нижней ценой игры. Критерий является пессимистическим, считается, что природа будет действовать наихудшим для сознательного игрока образом.

4.Критерий максимума. Оптимальная стратегия выбирается из условия Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru . Критерий является оптимистическим, считается, что при­рода будет играть наиболее благоприятно для сознательного игрока.

5.Критерий Гурвица. Критерий рекомендует стратегию, определяемую по формуле Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru , где Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru (степень оптимизма) изменяется в диапазоне [0,1].

Критерий придерживается некоторой промежуточной по­зиции, учитывающей возможность как наихудшего, так и наи­лучшего поведения природы. При Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru =1 критерий превращает­ся в критерий Вальда; при Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru =0 — в критерий максимума. На Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru оказывает влияние степень ответственности лица, принима­ющего решение по выбору стратегии. Чем хуже последствия ошибочных решений, больше желания застраховаться, тем Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru ближе к единице. В общем случае число Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru выбирают из опыта или субъективных соображений.

6.Критерий Сэвиджа. Суть критерия состоит в выборе та­кой стратегии, чтобы не допустить чрезмерно высоких потерь, к которым она может привести. Согласно этому критерию, рекомендуется выбирать ту стратегию, при которой в наихудших условиях величина риска принимает наименьшее значение: Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru – оптимальная стратегия, где Матричные игры с нулевой суммой - student2.ru - элементы матрицы рисков.

Элементы сетевого планирования

Современное сетевое планирование начинается с разбиения программы работ на операции. Определяются оценки продол­жительности операций, и строится сетевая модель (график). Построение сетевой модели позволяет проанализировать все операции и внести улучшения в структуру модели до начала ее реализации. Строится календарный график, определяющий начало и окончание каждой операции, а также взаимосвязи с другими операциями графика. Календарный график выявляет критические операции, которым надо уделять особое внима­ние, чтобы закончить все работы в директивный срок. Что касается некритических операций, то календарный план поз­воляет определить резервы времени, которые можно выгодно использовать при задержке выполнения работ или эффектив­ном применении как трудовых, так и финансовых ресурсов.

Сетевая модель — графическое изображение плана выпол­нения комплекса работ, состоящего из нитей (работ) и узлов (событий), которые отражают логическую взаимосвязь всех операций.

Работа — это любые операции, трудовые процессы, сопровождающиеся затратами ресурсов или времени. Это активный процесс, требующий затрат ресур­сов, либо пассивный (ожидание), приводящий к достижению намеченного результата. На сетевых графиках работы изображают стрелками. Рядом со стрелкой указываются числовые характеристики: время выполнения работы, расход ресурса, количество исполнителей и т. д. Под работами подразумеваю

Наши рекомендации