Процессы интеграции и дезинтеграции в сфере производства.

В рыночных условиях хозяйствования для решения стоящих перед предприятием задач возникает необходимость объединения (интеграции) предприятий. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью достижения финансовой устойчивости предприятий в условиях сильной конкуренции.

Целями интеграции являются:

1) сокращение продолжительности создания и внедрения новой техники;

2) повышение конкурентоспособности продукции на рынке сбыта;

3) понижение издержек производства;

4) рост рентабельности и прибыли.

В зависимости от поставленных целей и задач предприятия объединяют либо на основе принципа Кооперации, либо Концентрации.

Кооперируются предприятия, как правило, для совместного выполнения крупных проектов, для осуществления единых задач и координации поведения на рынке сбыта продукции. Интеграция на основе кооперации может быть временная и постоянная. Формы ее организации – картель, консорциум.

Картель представляет собой форму союза предприятий на основе соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников (фирм) условия:

· по объему производства;

· ценам на товары;

· доли на рынках сбыта;

· обмену патентами и др.

Консорциум – это одна из форм интеграции банков и предприятий (фирм) на основе картельного соглашения для совместного проведения крупных финансовых операций по реализации капиталоемких и проектов с целью получения высоких прибылей.

Основные организационные формы объединения предприятий на основе концентрации – это синдикат, трест, концерн, ассоциация.

Синдикат – это объединение предприятий с целью централизации функций обеспечение ресурсами и маркетинга (сбыта продукции) на основе согласования условий участники синдиката сохраняют юридическую, но теряют коммерческую самостоятельность.

Трест – это такое объединение предприятий, при котором осуществляется сильная централизация управления. При этом участники полностью утрачивают коммерческую самостоятельность.

Концерн – это форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа.

В состав концерна входят НПО, ПО, торгово-сбытовые и финансовые организации (банки).

Ассоциация - это договорное объединение организаций, предприятий, создаваемое в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участие в ассоциации накладывает на предприятие менее жесткие ограничения, чем в концерне

Предприятия, которые вынуждены поддерживать собственное воспроизводство в условиях постоянного оттока денежных ресурсов и обесценения оборотных средств, подразделяются на три группы в зависимости от устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.

Первая группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной для удержания собственных оборотных средств и мобилизации внешних кредитов для их пополнения. Это, как правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей продукции на экспорт.

Вторая группа предприятий характеризуется достаточной для поддержания простого воспроизводства нормой прибыли и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и с опозданием) оборот капитала. Они ориентированы главным образом на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере естественных монополий.

В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся низкой или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием платежеспособных потребителей. Это наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и связанных с ними отраслей машиностроения.

Альтернативные цели фирмы.

Функция фирмы в экономике заключается в производстве товаров и услуг. Именно этим обусловлена целесообразность ее деятельности. Следовательно, для экономики в целом важно, чтобы фирма в той или иной форме всегда присутствовала в системе. Это задает глобальную цель фирмы как экономического субъекта, действующего в рамках совокупной системы экономики, которая состоит в том, чтобы продолжать функционировать, независимо от окружающих условий. Таким образом, целью фирмы в экономической системе является сам процесс ее выживания или существования.

Однако эта глобальная цель может принимать разные формы в зависимости от того, кто именно принимает решение, какой экономический агент определяет функцию фирмы в каждом конкретном случае. Мы будем рассматривать последовательно разные модели поведения фирмы с учетом того, что в конкретной модели преобладающее влияние оказывает тот или иной субъект. Однако поскольку на реальной фирме обычно действуют одновременно несколько экономических агентов, для нее характерно переплетение и взаимодействие различных целей, что в итоге обусловливает разное поведение конкретной фирмы, которое выходит за рамки простых теоретических моделей.

Сделаем предварительное замечание: прибыль всегда является фактором поведения фирмы, хотя и не всегда представляет собой доминирующую цель (это следует из определения фирмы). Под прибылью понимается экономическая прибыль — разница между совокупной выручкой и совокупными издержками, причем в совокупные издержки включаются альтернативные издержки использования ресурсов. Таким образом, все факторы производства — труд, капитал, земля, предпринимательские способности — получают свое адекватное вознаграждение, а прибыль — это то, что остается после всех факторных выплат.

Для того чтобы выполнять свою экономическую функцию — производить товары и оказывать услуги, фирме необходимо согласовать действия различных людей. Фирма нанимает работников для выполнения производственных операций и менеджеров для контроля и управления производством. Фирма закупает у поставщиков капитальных ресурсов нужное оборудование и материалы и арендует здания и сооружения. Финансирование деятельности фирмы осуществляют инвесторы — владельцы акций (акционеры) и кредиторы. Товар фирмы поступает конечным потребителям через сложную сеть дистрибьюторов, дилеров и розничных торговцев.

Все эти люди — экономические агенты, с которыми фирма взаимодействует, стремятся к максимизации собственного благосостояния, которое каждый их них понимает по-своему. То, что хорошо для акционеров, может оказаться неприемлемым для кредиторов или работников. А та стратегия, которая повышает благосостояние менеджеров, может вступать в противоречие с интересами индивидуального собственника. Каждый из экономических агентов выбирает фирму в качестве способа достижения своей специфической цели. В зависимости от того, какой именно экономический агент обладает наибольшим влиянием на фирме, на ней будет реализовываться специфическая цель данного агента. Так как на различных фирмах влиянием обладают разные экономические агенты с разнообразными целями, то и каждая фирма в экономике будет стремиться к своим собственным целям.

Выбранная цель определяет объем производства, величину цены продукции и другие показатели деятельности фирмы. Традиционно считается, как уже отмечалось, что целью фирмы является максимизация прибыли.
Конечно, для фирмы важно выбрать такое соотношение цены и объема продаж, при котором ее совокупная выручка будет не ниже общих издержек производства, поскольку если издержки превышают выручку, фирма разорится. Но если выручка все же больше издержек, означает ли это достижение максимально возможной прибыли? Нет, это не обязательно так. Не все экономические агенты, связанные с фирмой, хотят, чтобы она получала максимальную прибыль. Прибыль не для всех представляется значимым и тем более единственным критерием благосостояния.

Для выявления истинной цели любой фирмы следует задаться такими вопросами:

· кто имеет право определять структуру данной организации;

· кто может принимать решения и контролировать их выполнение;

· кто может повлиять на изменение принятых решений?

ШПАРГАЛКА

Фирма как совокупность экономических агентов

· Номинальные собственники

· Другие заинтересованные стороны:

· руководство фирмы (топ-менеджеры);

· менеджеры среднего и младшего звена;

· мажоритарные и миноритарные акционеры;

· работники и служащие фирмы;

· поставщики;

· потребители;

· жители местности, где располагается фирма;

· общественные организации (экологи, общества потребителей);

· органы государственной власти.

Наши рекомендации