Общественные блага и их особенности

Самые сильные внешние эффекты дает производство и потребление так называемых чистых общественных благ. Внешние эффекты возникают в связи с тем, что эти блага не имеют цены. Различают частные и общественные блага.

Частные блага – это блага, каждая единица которых может быть продана по рыночной цене и будучи потребленными одним лицом, они не могут быть одновременно потреблены другими лицами. Они приносят выгоду (полезность) только тому экономическому субъекту, который его купил для потребления. Другие субъекты не могут одновременно получать полезность (выгоду) от потребления этого блага. Например, никто другой не получает пользу, когда человек ест купленное им яблоко. Тот, кто не может или не хочет покупать то или иное благо, исключается из числа получателей выгод, приносимых потреблением блага. Потребители конкурируют за приобретение определенного количества таких благ.

Блага, являющиеся исключаемыми и объектами соперничества в потреблении, называются чистыми частными благами. Покупка чистых частных благ не вызывает внешних эффектов для третьих лиц.

Общественные блага – это блага, предоставление которых отдельному лицу невозможно без предоставления их другим лицам, при этом без дополнительных затрат. Общественные блага подразделяют на чистые, исключаемые, перегружаемые и ограниченные блага. Чистые общественные блага – это блага потребляемые людьми коллективно независимо от того платят они за него или нет. Характерной особенностью этих благ является неконкурентность в потреблении. Использование блага одним человеком не уменьшает возможности потребления его другими индивидуумами. Неисключаемость из потребления – это ситуация, когда никому нельзя запретить пользоваться этим благом, даже тем лицам, которые не могут за него заплатить. Так, например, все граждане страны пользуются такими благами как национальная оборона, уличное освещение. Исключить их из сферы потребления указанных благ невозможно. Чисто общественными благами являются национальная оборона, маяки, фундаментальные научные исследования, программы борьбы с бедностью и др.

Разновидностью общественных благ являются исключаемые, но недостаточно конкурентные или вовсе неконкурентные блага. К исключаемым общественным благам относят те, на которые можно назначить цену и ограничить для желающих доступ к их потреблению. К их числу можно отнести образование, здравоохранение и др. Не всех желающих получить высшее образование принимают в вузы, то есть они могут быть исключены из процесса потребления такого общественного блага, как высшее образование. Перегружаемые общественные блага – это блага, которые могут потребляться всеми желающими, при условии, что они имеются в достаточном количестве для всех. Примерами таких общественных благ являются дороги, общественные библиотеки и др. К ограниченным общественным благам относятся те, которые не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, полиция, обеспечивающая общественную безопасность граждан страны, предоставляет им общественное благо. Раскрывая конкретные преступления, она предоставляет частные услуги отдельным субъектам. Образование, обладающее характеристиками общественного блага, вместе с тем, предоставляется и частными фирмами.

Потребление общественных благ порождает положительный внешний эффект для третьих лиц, получающих даровую выгоду от их потребления, но он не принимается во внимание при производстве или продаже блага фирмой. Отсюда наблюдается недопроизводство общественных благ частными производителями, то есть производство общественных благ является потенциальным источником провалов, срывов, или недостаточности рынка. Рынок не в состоянии обеспечить предложение общественных благ в соответствии с общественной потребностью, это делает государство. Оно может дать задание на их производство частным предпринимателям.

Важно обеспечить эффективный или оптимальный объем производства чистых общественных благ. В связи с этим встает проблема определения спроса на чистые общественные блага. Он существенно отличается от спроса на частное благо. Фирма, организуя производство чистых частных благ ориентируется на величину рыночного спроса потребителей, который зависит от цены блага. Что же касается чистого общественного блага, то цены на него не существует, так как оно не может быть продано поштучно. Следовательно, цена не может выступать аргументом в функции спроса, а потребители не могут скорректировать объем спроса в соответствии с ценой. Приходится ориентироваться на потребность индивидов в чистых общественных благах. Достоверную информацию о потребности в чистых общественных благах, их количестве, полезности для потребителей получить весьма трудно. Затраты общественного сектора на производство чистых общественных благ целиком покрываются за счет налоговых поступлений. Некоторые потребители зная, что рост потребления таких благ приведет к росту налогов, преуменьшают предельную выгоду от их использования, либо утверждают, что им такое благо не требуется. В действительности они получают выгоды от чистого общественного блага, независимо от того, оплачивают они его потребление или нет. Проблема бесплатного пользования такими благами получила название проблемы фрирайдера (free rider problem) или проблемы безбилетника. Безбилетники или зайцы – люди, извлекающие выгоду из пользования чистым общественным благом, но стремящиеся получить его бесплатно.

Итак, определение спроса на чисто общественные блага имеет отличительные особенности. Кривая спроса чистого общественного блага, так же как и кривая спроса чистого частного блага, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое частное благо получается путем сложения объемов спроса индивидуальных производителей (при каждой цене) вдоль горизонтальной оси. На рис. 8. три потребителя Иванов, Петров, Сидоров предъявляют спрос на различное количество чистого частного блага. Предположим по цене р Иванов покупает 3 единицы, Петров – 5, Сидоров – 8 единиц блага. Объем рыночного спроса Σqi .

Общественные блага и их особенности - student2.ru

Кривая спроса на чистое общественное благо строится путем сложения по вертикали его индивидуальных предельных выгод (полезностей) для каждого потребления.

Экономические субъекты корректируют объем спроса на чистое частное благо в соответствии со своими доходами, предпочтениями и др. В отношении чистых общественных благ это невозможно, так как все потребители должны потреблять объем выпуска целиком. При наличии 16 единиц чистого общественного блага предельная полезность его в денежном выражении для Иванова (Мви) составит – 10 руб., для Петрова (МВп) – 20, для Сидорова (МВс) – 32 руб. На рис. 8. это характеризуют кривые Ди, Дп, Дс. Кривая Д – МВд отражает предельную полезность всего наличного объема чистого общественного блага. Предельная общественная выгода от потребления 16 единиц чистого общественного блага = 62 руб. При объеме предложения, равном 16 единицам чистого общественного блага, объем спроса этого блага равняется объему его предложения. Является ли этот объем оптимальным? Для определения оптимального объема предложения чистого общественного блага используется принцип равенства предельной выгоды предельным издержкам. Оптимальный объем производства чистого общественного блага на рис. 9. достигается в точке Е, где предельная общественная выгода от потребления объема блага QE равна предельным издержкам производства данного чистого общественного блага при объеме выпуска QE. В точке Е MSB(QE) = MC(QE). Нельзя не учитывать того, что поскольку при определении спроса на чистое общественные блага нельзя воспользоваться ценовыми сигналами, оценка издержек и выгод, связанных с производством этих благ является весьма приблизительной.

Общественные блага и их особенности - student2.ru

Определяя объем производства чистых общественных благ, государство учитывает предпочтения граждан. Они выявляются путем голосования за кандидатов, предлагающих наиболее приемлемые варианты решения проблемы производства чистых общественных благ. Безусловно эти программы не могут в точности соответствовать нуждам отдельного избирателя. На результаты голосования существенное влияние оказывает величина полезности, которую могут получить избиратели и издержек, принимающих форму налогов, взимаемых с населения. Программы, рассчитанные на рост налогов, не пользуются популярностью у избирателей.

Существуют определенные правила работы «машины голосования». Правило голосования большинством означает, что решение принимается простым большинством голосов. Правило единогласия (консенсуса) состоит в том, что решение должно быть принято всеми, без исключения, избирателями. Существует еще модель медианного или среднего избирателя в соответствии с которой оптимум голосования достигается в соответствии с интересами среднего избирателя, то есть занимающего место в серединге шкалы интересов данного общества.

Однако это не означает, что при этом условии на практике будет достигнута эффективность в производстве и потреблении чистых общественных благ.

Дело в том, что правительственные программы, проекты могут использоваться для достижения личных целей, в интересах отдельных групп лиц. Они прибегают к лоббизму (различным способам коммуникаций с представителями власти для проведения определенной политики), логроллингу (практика торговли членов законодательных органов своими политическими голосами). Способы использования людьми правительственных учреждений (институтов) в своих интересах анализирует теория общественного выбора. Ее основателем является Д. Бьюкенен. Сторонники этой теории акцентируют внимание на особом рынке – политическом, который рассматривается ими по аналогии с товарным. Субъекты этого рынка стремятся к достижению личной выгоды. Одним из способов ее реализации является получение чистой экономической прибыли. Так часто называют экономическую ренту. Под экономической рентой понимается любая плата, приходящаяся на долю какого-либо фактора производства и превосходящая его альтернативную стоимость. Политики, правительственные чиновники, бюрократы заняты поиском политической ренты. Под нею понимается процесс поиска и защиты экономической ренты с помощью политического процесса.

Известно, что правительственные решения дают иные результаты, чем первоначальные расчеты. В этом состоит открытый экономистами закон непредвиденных последствий.

Это говорит о том, что применительно к некоторым условиям можно говорить не только о провалах рынка, но и государства.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Вероятность

это частота, с которой происходит повторяющееся событие

Диверсификация рисков

способ защиты от вероятных потерь, при котором субъекты используют ресурсы в разных сферах

Объединение рисков

метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки

Распределение риска

метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики

Риск

это опасность возникновения ущерба из-за принятия решений в условиях рыночной неопределенности, которая возникает, когда степень неопределенности или вероятность наступления некоторого события могут быть измерены

Страхование

это способ защиты от вероятных потерь, который позволяет обменять риск больших потерь на определенность малых за счет перенесения ответственности за риск на третьи лица

Наши рекомендации