Внешние эффекты (экстерналии)
Потенциальными источниками несовершенства рыночного механизма, провалов, сбоев или фиаско рынка являются внешние эффекты или экстерналии (externalities) и общественные блага.
Различают отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательный внешний эффект – это побочный эффект деятельности рыночных субъектов, не отраженный в ценах и вызывающий издержки третьих лиц (или общества в целом), находящихся вне рыночной сделки. То есть влияние таких эффектов является внешним по отношению к рынку. Например, загрязнение окружающей среды вследствие огромных объемов выбросов в атмосферу наносит огромный ущерб здоровью, ведет к дополнительным затратам на лечение, профилактику заболеваний, выплатам по нетрудоспособности, изменению места жительства, появлению экологических беженцев.
В мире насчитывается 35 самых загрязненных мест, восемь из них находятся в России. Это – Кольский полуостров, Республика Коми, озеро Карачай в Челябинске, Волгоград, Магнитогорск, Дзержинск, Рудная Пристань (Дальногорск), Норильск. В России большой вклад в загрязнение окружающей среды вносит электроэнергетика. По данным Национального углеродного фонда доля электроэнергетики в общем объеме выбросов парниковых газов в РФ составляет около 30 %, а доля этой отрасли в объеме общероссийской эмиссии непосредственно диоксида углерода (СО2) – 35 %2. В такой ситуации лица, не участвующие в рыночной сделке, несут издержки, которые им их никто не компенсирует.
Наличие отрицательных внешних эффектов обусловливает существование наряду с частными издержками, также внешних и социальных издержек. Общие частные издержки (Total private cost) – ТРС – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы. Общие внешние издержки (Total external cost) – ТЕС – это затраты третьих лиц, связанные с устранением последствий отрицательных внешних эффектов. Общие социальные или общественные издержки (Total social cost) – TSC – образуются суммированием общих частных и общих внешних издержек, то есть TSC = TPC + TEC.
С отрицательным внешним эффектом связаны предельные внешние издержки (Marginal external cost) - МЕС. Это издержки, возникающие в связи с выпуском дополнительной единицы продукции, оплачиваемые не производителями, а третьими лицами. Предельные частные издержки (Marginal private cost) – МРС – дополнительные издержки частных производителей, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные социальные издержки (Marginal social cost) – MSC – это общая сумма дополнительных затрат, которые несет общество в результате производства дополнительной единицы продукции. Они равны сумме частных издержек и предельных внешних издержек. В случае отрицательного внешнего эффекта предельные частные издержки (МРС) меньше предельных социальных издержек (MSC). Это имеет значение для определения оптимального объема производства.
Ситуацию внешнего отрицательного эффекта иллюстрирует рисунок 4.
Предложение чугуна в условиях конкурентного рынка описывается кривой предельных частных издержек (МРС). Кривая спроса на товар - D отражает предельную социальную (общественную) полезность или предельную общественную выгоду (marginal social benefit) – MSB. Это – дополнительная полезность или выгода, полученная обществом при производстве дополнительной единицы продукции. Рыночное конкурентное равновесие без учета внешнего эффекта устанавливается в точке Е1. Ее параметрами является равновесная цена Р1 и равновесное количество товара Q1. Однако в цене Р1 не отражены общественные предельные издержки, внешний ущерб, нанесенный третьим лицом, цена занижена.
Установившееся рыночное равновесие является неэффективным. Оно не отражает действительной общественной потребности чугуна. Он произведен в избыточном количестве. Эффективное распределение и использование ресурсов не обеспечивается. Общественно эффективный уровень производства определяется с учетом предельных социальных издержек. На рис. 4. они представлены кривой S=MSC. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е2. Равновесная цена Р2, отражающая предельные социальные издержки, очищает рынок от излишнего предложения и излишнего спроса. Равновесное количество чугуна Q2 является социально оптимальным (Q2 < Q1). Установившееся рыночное равновесие является эффективным так как объем произведенной продукции соответствует общественной потребности в ней. Ресурсы распределяются и используются эффективно. В связи с уменьшением масштабов отрицательного эффекта улучшается экономическое благосостояние.
Рыночное равновесие может сдвинуться к социальному оптимуму, если удастся трансформировать внешние эффекты, во внутренние (internality - интерналии), то есть превратить предельные внешние издержки в предельные частные издержки производства. Тогда предельные частные издержки производства будут равны предельным социальным издержкам. Это возможно лишь при условии изъятия у предприятия разности валовых выручек (P1 x Q1) – (P2 x Q2) для использования ее на возмещение ущерба от загрязнения. Сделать это может только государство через специальный корректирующий налог, равный предельным внешним издержкам, называемым налогом А. Пигу, предложившим данный вид регулирования экстерналий. Если этого не произойдет, то предельные социальные издержки будут больше предельных частных издержек (MSC > MPC) и полученный ущерб общества отразится в площади фигуры Е1Е2А (рис. 4.).
Корректирующий налог А. Пигу – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательным внешним эффектом, повышающий предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводящий к сокращению производства.
Рассмотрим положительные внешние эффекты, которые означают дополнительную выгоду, не отраженную в ценах. Виды положительных эффектов многообразны. Например, сооружение больницы в густонаселенном квартале благоприятно влияет на его жителей. Приобретение высшего образования индивидом приносит выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития НТП, в производстве используется более квалифицированная рабочая сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения.
В этих случаях третьи лица получают выгоду (полезность), не отраженную в цене товара. Положительные внешние эффекты называют выгодами перелива. Имеется в виду, что некоторые выгоды, связанные с производством или потреблением товаров перемещаются к третьим лицам (или обществу в целом) без компенсации с их стороны.
Наличие положительных внешних эффектов обусловливает существование наряду с предельной частной выгодой (полезностью) также предельной внешней выгоды и предельной общественной выгоды.
Предельная частная или индивидуальная выгода (Marginal private benefit) – МРВ – это выгода получаемая индивидом от потребления купленной дополнительной единицы блага. Предельная внешняя выгода (Marginal external benefit) – МЕВ – это выгода от внешних эффектов третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами. Предельная социальная (общественная) выгода (Marginal social benefit) – MSB - общая сумма дополнительных предельных частных и предельных внешних выгод, получаемых обществом в результате увеличения производства и потребления данного блага на одну единицу. В случае положительного внешнего эффекта предельные общественные выгоды превышают частные выгоды.
Например, производство компьютеров приносит выгоду не только их создателям, но и обществу в целом. Повышается уровень научных и технических знаний, формируется информационная культура, информационные технологии внедряются в учебный процесс и т.д. Выгоды, связанные с производством или использованием компьютеров перемещаются к третьим лицам, не участвующим в рыночной сделке. На рисунке 5. показаны последствия положительного внешнего эффекта при отсутствии внешних издержек, то есть если МЕС = 0.
Предложение компьютеров описывается кривой MSC. При отсутствии внешних издержек MSC = МРС. Кривая спроса Д1 отражает предельную индивидуальную полезность (выгоду). Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1 при равенстве предельной индивидуальной полезности предельным индивидуальным издержкам МРС = МРВ.
Параметрами точки Е1 являются равновесная цена р1 и равновесное количество компьютеров Q1. Однако с точки зрения общественной потребности объем их производства ниже социально оптимального. Он не обеспечивает предельной социальной полезности (выгоды) для общества. Соответственно занижена цена Р1 (не отражающая предельных социальных выгод производства компьютеров), распределение ресурсов неэффективно: они используются в недостаточном количестве в производстве данного товара. Следовательно, установившееся на рынке равновесие неэффективно.
Производство компьютеров может сдвинуться в сторону социального оптимума при условии трансформации положительного внешнего эффекта во внутренний. Для этого предельные внешние выгоды нужно прибавить к предельной частной выгоде. Это может сделать правительство, выплатив фирмам за каждый дополнительно произведенный компьютер корректирующую субсидию в размере МЕВ: она позволит компенсировать дополнительные затраты фирм. Предложение компьютеров в этом случае увеличится. Кривая спроса двинется вправо в положение___D2. Она отражает предельную общественную выгоду. D2 = MSB = MPB + MEB. Новое равновесие установится в точке Е2 при социально оптимальном количестве компьютеров Q2 (Q2 > Q1) и цене р2. Производство компьютеров в объеме Q2 обеспечивает получение не только предельной частной выгоды, но и получение предельной социальной выгоды, а цена р2 отражает предельные социальные издержки и предельные социальные выгоды.
Эффективное равновесие при положительном внешнем эффекте производства достигается при равенстве MSB = MSC. Оно обеспечивает эффективное распределение и использование ресурсов. Полученная предельная внешняя выгода отразится в площади заштрихованной фигуры.
Итак, потери эффективности в ситуации отрицательных и положительных внешних эффектов (экстерналий) могут быть устранены либо путем частных решений, либо путем государственного регулирования внешних эффектов.
Основные способы частных решений – это слияния, организация взаимодействия заинтересованных сторон, общественные соглашения, создание благотворительных обществ, расширение прав собственности и заключение сделок.
- Внешний эффект может быть превращен во внутренний при объединении экономических субъектов в рамках одного юридического лица. Однако для этого прежде всего необходимо подсчитать возможные доходы и убытки. Если ожидаемые доходы в результате слияния субъектов больше суммы их доходов до слияния, общая эффективность увеличивается и внешний эффект будет устранен.
- Влияние внешних эффектов может быть устранено вследствие организации взаимодействия заинтересованных сторон. Такая совместная деятельность возникает только в случае обоюдной заинтересованности.
- Частные лица могут заключать общественные соглашения, создавать благотворительные общества, деятельность которых направлена на устранение последствий, порождаемых внешними эффектами. Так, пожертвования университетов и других учебных заведений, частных лиц позволяют увеличить общественную выгоду от развития образования в стране.
- В некоторых случаях проблему эффектов можно решить с помощью социальных санкций. Существуют правила, нормы, запрещающие бросать мусор где попало, что создает для третьих лиц отрицательный эффект. Против тех, кто эти правила нарушают применяются соответствующие законы.
- Четкое определение прав собственности, создание рынков определенных прав собственности и заключение сделок способствуют эффективному частному решению проблемы интернализации побочных эффектов. Нобелевский лауреат Р. Коуз показал, что частные переговоры не требуют государственного вмешательства и приводят к решению проблемы внешних эффектов, но только в тех случаях, если четко определены права собственности субъектов; число участников переговоров невелико и трансакционные издержки (издержки по заключению сделок) ничтожно малы. Впервые эти положения Р. Коуз сформулировал в 1960 году. Они получили название теоремы Р. Коуза. Р. Коуз подчеркивал необходимость установления твердых правовых норм, определяющих права и обязанности субъектов, осуществляющих трансакции (рыночные сделки). Особо он выделял права на совершение определенных действий. Имеются в виду, например, право построить фабрику на данном участке земли, право испускать дым в данном месте и др. Р. Коуз считал, что если права собственности четко определены и имеется полная ясность кто, кому и за что должен платить, экономические субъекты могут скоординировать внешний эффект, вне зависимости от того, кому приписываются изначальные права собственности. Дж. Стиглер акцентировал внимание на том, что в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны. С учетом этого формулируется теорема Коуза-Стиглера. Она гласит: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны.
Итак, при взаимовыгодном согласии экономические субъекты могут прийти к эффективному решению, максимизирующему производство. При его достижении внешний эффект устраняется.
Однако область применения частных решений проблемы внешних эффектов может быть ограничена рядом условий. К ним относятся высокие трансакционные издержки по заключению сделок; нарушение договоров в силу ряда причин; различия в оценке сторонами размеров причиненного ущерба; наличие большого числа заинтересованных сторон, что не только затрудняет достижение соглашения, но и обходится слишком дорого; масштабы решаемых проблем (в частности экологических), выходящих за рамки рынка. Это обусловливает необходимость участия государства в регулировании внешних эффектов.
Рассмотрим некоторые способы, используемые государством для нейтрализации внешних эффектов.
1. Прямое регулирование деятельности определенных фирм или индивидуумов. Можно установить для них максимальную величину сбросов вредных отходов в реки и водоемы. Иногда вводится прямой запрет на использование в производстве некоторых ядовитых химических соединений, или на введение новых источников загрязнения. Подобные запреты чаще всего дают меньший эффект, чем предполагается, так как при уменьшении уровня загрязнения воды и воздуха одними веществами, не исключается возрастающая концентрация других вредных и токсических веществ.
2. Принимаются законы об охране окружающей природной среды. Устанавливается юридическая ответственность за экологическое правонарушение. Разрабатывается природоохранное законодательство.
3. Более эффективной мерой является введение налога, корректирующего воздействие отрицательных внешних эффектов (налог А. Пигу).
В практике установления корректирующего налога сложной является проблема установления размера ущерба, связанного с жизнью, и здоровьем людей, выяснение точного источника загрязнения, а также доказательство факта нанесения ущерба, определение уровня налога.
4. Одним из способов государственного регулирования внешних эффектов является, как отмечалось ранее, субсидирование деятельности, порождающей положительный внешний эффект. Субсидия такого типа получила название субсидии А. Пигу. Субсидия А. Пигу – субсидия, призванная стимулировать производство (или потребление) экономических благ, приносящее внешние выгоды. Субсидирование устраняет недостатки в распределении ресурсов для производства благ, которые имеются в объеме не удовлетворяющем общественные потребности.
5. Существуют различные пути уменьшения загрязнения окружающей среды. К ним относится, например, введение государственных стандартов по выбросам. Для предприятий устанавливаются предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и соответственно определяется предельно допустимая норма их концентрации в атмосфере (ПДК). Несоблюдение стандартов грозит фирмам штрафом, или привлечением к уголовной ответственности.
Каков же оптимальный или эффективный объем загрязнения? Он зависит от предельной общественной выгоды, полученной от сокращения вредных выбросов и от предельных общественных издержек сокращения загрязнения. Рис. 6. иллюстрирует эффективный уровень выбросов или оптимальный объем загрязнения – Q. Он достигается в точке Е при сокращении выбросов до уровня, при котором обеспечивается равенство предельных общественных выгод и предельных общественных издержек MSB = MSC. При ликвидации 100 % выбросов предельные общественные издержки от сокращения загрязнения превысили бы предельную общественную полезность (выгоду) от этой меры. При нулевом сокращении выбросов предельная общественная выгода была бы выше предельных общественных издержек.
6. В современных условиях государство в вопросах регулирования экстерналий все активнее переходит с применения административных рычагов к использованию рыночных механизмов. Вводятся платежи за загрязнение окружающей природной среды. Это – отчисления, взимаемые с фирмы за каждую единицу объема вредных выбросов. Цель этих платежей: компенсация вреда, причиняемого здоровью людей, природе; стимулирование сокращения выбросов, использования нового оборудования; развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий; мобилизация средств, используемых для охраны окружающей природной среды. Платежи за загрязнение носят налоговый характер.
7. Для устранения рассматриваемого внешнего эффекта существенное значение имеет создание рынка «прав на загрязнение». Государство выпускает лицензии, дающие фирмам разрешение на определенный объем вредных выбросов. Общее количество лицензий определяется установленным допустимым объемом загрязнения. Таким образом, предложение лицензий – S абсолютно неэластично (рис. 7.). Лицензии ограничены во времени. Если фирмы снижают выпуск продукции, порождающей вредные выбросы или полностью устраняют выбросы, они могут продать остаток прав на рынке. Продаются права на загрязнение по рыночной цене. Цена - Р1 (рис. 7.) устанавливается в зависимости от спроса хозяйствующих субъектов – D. Фирмы, для которых уменьшение выбросов связано с большими издержками, будут покупать права на загрязнение. Фирмы, не несущие больших затрат в связи с сокращением вредных отходов, будут продавать права на загрязнение. Например фирма предъявила спрос на 20000 лицензий – Q, разрешающих выброс 20000 кг. вредных веществ по цене 2000 руб. за 1 кг. (рис. 7.). При этом проводятся мероприятия по сокращению вредных выбросов. Поэтому часть лицензий может быть продана другим фирмам. Таким образом, создается рынок прав на загрязнение. Возможен выкуп части лицензий организацией «зеленых». Кривая предложения сдвинется влево. Допустим кол-во продаваемых лицензий составит 10000-Q, а цена за 1 кг. выброса вредных веществ вырастет до 2200 руб. (рис. 7.).
Развитие рынка прав на загрязнение способствует сокращению внешних издержек. К числу рассматриваемых рынков относится рынок парниковых газов. На нем осуществляется торговля квотами на выброс парниковых газов между развитыми странами, выполняющими обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Россия является участником этого рынка. Объем рынка парниковых газов до 2020-2030 гг. оценивается специалистами в 700-1200 млрд. долларов.
Итак, государственное регулирование внешних эффектов позволяет отнести покрытие побочного экономического ущерба на счет внутренних издержек. Однако, регулирующая деятельность государства требует немалых затрат и она оправдана лишь в случаях наиболее очевидных провалов рынка3.