Система РСЧС и гражданской обороны

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях - составная часть национальной безопасности России. Поэтому обеспечение безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, является одним из важнейших направлений государственной политики в области национальной безопасности РФ.

Для организации спасения людей, сохранения их здоровья, снижения ущерба окружающей среде и локализации зон ЧС природного и техногенного характера в период с 1992 г. по 1994 г. была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) В 1992 году принято постановление Правительства РФ № 261 «О создании РСЧС», 30.12.03 г. постановлением Правительства РФ № 794 утверждено «Положение о РСЧС»

РСЧС объединяет усилия органов управления, силы и средства государственного управления всех уровней (федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций) для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

Система РСЧС и гражданской обороны - student2.ru

Рис.8.2. Структура РСЧС

РСЧСсостоит (рис. 8.2.) из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (межрегиональный), территориальный (региональный), местный (муниципальный)и объектовый.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученным им отраслях экономики

Территориальныеподсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются:

координационные органы;

постоянно действующие органы управления;

органы повседневного управления;

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационный орган ‑ это комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.

Основные задачи комиссии:

разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил единой системы;

обеспечение согласованных действий при ликвидации последствий ЧС.

Постоянно действующие органы управления:

на федеральном уровне – МЧС России;

на региональном (межрегиональном) уровне – региональные центры МЧС России;

на территориальном (региональном) уровне – главные управления МЧС России;

на местном (муниципальном) уровне – специальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

на объектовом уровне - структурные подразделения или отдельные работники.

Органы повседневного управления:

— центры управления в кризисных ситуациях;

— информационные центры;

— дежурно-диспетчерские службы.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят:

силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. (Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.);

силы и средства наблюдения и контроля - для предупреждения катастроф, прогнозирования их возникновения и оповещения органов управления и населения;

силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

войска гражданской обороны;

поисково-спасательную службу МЧС России;

Государственную противопожарную службу МЧС России;

соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.

В зависимости от обстановки РСЧС может функционировать в одном из следующих режимов:

режим повседневнойдеятельности - функционирование в мирное время при нормальной обстановке;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны;

чрезвычайныйрежим - начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Основными задачами РСЧС являются:

разработка и реализация законов и других документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения территорий от ЧС;

ликвидация ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

В Федеральном законе РФ "О гражданской обороне", 1998 г. гражданская оборона (ГО) рассматривается как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Кроме того, планируемые мероприятия ГО в социогенных ЧС должны защищать от поражающих факторов, инициируемых террористическими и диверсионными группами, незаконными вооруженными формированиями и другим противником.

Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу. В зависимости от обстановки система гражданской обороны может функционировать в одном из следующих режимов:

режим повседневной деятельности - функционирование в мирное время при нормальной обстановке;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны;

чрезвычайный режим - начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

В состав сил ГО в зависимости от уровня входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.

Гражданские организации ГО создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты, важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.

Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым и включает в себя инструктажи, ознакомление с характеристиками и способами обращения с индивидуальными и коллективными средствами защиты, проведение учебных тревог и т. д.

Постановлением Правительства РФ определен перечень сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации ЧС.

Войска гражданской обороны. Эти войска составляют основу сил МЧС, привлекаемых для ликвидации ЧС мирного и военного времени. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны. Их задача - быстро прийти на помощь населению в ЧС, оказать ему помощь, ликвидировать последствия ЧС.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях является одним из важнейших направлений государственной политики национальной безопасности Российской Федерации, потому что последствия чрезвычайных ситуаций мирного и особенно военного характера часто имеют трансграничный характер и затрагивают судьбы миллионов людей, а также имеют для государства социальные, правовые и экономические последствия, ставят вопрос о надежности и компетентности государственной власти и ее способности выполнять свои обязанности.

СПИСОК ЛИРЕРАТУРЫ

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с. : ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / ЗанькоН.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 13 издание, исправленное. - СПб.- Москва - Краснодар: Лань, 2010 . - 672 с.: ил.

3. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.

4. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2007. — 328 с: ил.

5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - 335 с.: ил.

6. Башкин В.Н. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2007. — 360 с: ил

7. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. - М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

8. Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 2-е издание, переработанное и дополненное — М: Высшая школа, 2007. - 382 с: ил.

9. Кукин П.П. и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2008. — 279с: ил.

10. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. - 320 с.: ил.

11. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. - Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.

12. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008.—317 с.: ил.

13. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

14. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. - (Профессиональное образование).

Приложение 1

ВЫПИСКА

из Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Руководство P 2.2.2006 – 05)

Наши рекомендации