Систему безопасности образуют

органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные,

общественные и иные организации и объединения,

граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом,

законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается.

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Государственная Дума РФ:

определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;

разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;

устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;

осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;

не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента РФ об обеспечении безопасности РФ;

определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;

ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения РФ по вопросам обеспечения безопасности.

Органы исполнительной власти:

обеспечивают выполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

организует разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

обеспечивают защиту конституционного строя РФ, руководствуясь Конституцией РФ и законами РФ;

осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ.

Президент РФ:

возглавляет Совет безопасности РФ;

совместно с Государственной Думой РФ и Советом Федерации определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;

контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;

не реже одного раза в год представляет Государственной Думе доклад об обеспечении безопасности РФ.

Правительство РФ:

в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности РФ;

организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами РФ.

Министерства и государственные комитеты РФ:

на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ обеспечивают реализацию Федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности;

на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и ответственен перед Президентом РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Основными задачами Совета безопасности являются:

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;

подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении, или отмене чрезвычайного положения.

Право на жизнь защищено не только конституцией и Законом "О безопасности", но и отраслевым законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях охраняет жизнь человека, вводя ответственность за нарушение правил по охране труда, нарушение санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и т.д.

Вопросы охраны жизни и здоровья граждан находят отражение и в других нормативно-правовых актах, действующих в РФ. К ним можно отнести:

Основы законодательства РФ об охране труда;

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан;

Федеральный закон «О порядке предоставления РФ граждан для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (1995 г.);

Федеральный Закон «О пожарной безопасности» (1994 г.). В соответствии с этим законом организуется разработка, обеспечение и реализация мер пожарной безопасности на предприятиях и соответствующих территориях, устанавливаются причины пожаров, разрабатываются и осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности, проводится противопожарная пропаганда и обучение граждан мерам пожарной безопасности;

Федеральный Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (1995 г.);

Федеральный Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995 г.);

Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.);

Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» (1995 г.);

Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" (1995 г.);

Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.) и др.

Постановления Правительства РФ:

от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта»;

от 5 ноября 1995 г. № 113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

от 12 августа 1994 г. № 937 «О государственных нормативных требованих по охране труда в РФ»;

от 22 марта 1995 г. № 291 "Об утверждении Положения о всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы";

от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций»;

от 26 августа 1995 г. № 843 «О мерах по улучшению условий и охраны труда».

На уровне учреждений и организаций снижение показателей травматизма и профзаболеваний зависит от организации охраны труда и производственной санитарии.

8.2. Система законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы производственной безопасности

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (рис. 8.1.).

Система законодательных актов по охране труда
Конституция РФ
Трудовой Кодекс РФ
Система стандартов по безопасности труда
Отраслевые стандарты по безопасности труда
Нормы по производственной санитарии и гигиене труда
Мероприятия и средства по охране труда
Социальные экономические
Организа-ционные
Технические
Гигиенические
Лечебно-профилак-тические

Рис. 8.1. Система законодательных актов по охранетруда

Нормативные правовые акты по охране труда подразделяются на следующие виды:

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ);

отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ);

санитарные правила (СП); санитарные нормы (СН);

гигиенические нормативы (ГН);

санитарные правила и нормы (СанПиН);

строительные нормы и правила (СНиП);

правила безопасности (ПБ); правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

инструкции по безопасности (ИБ);

правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М); правила по охране труда отраслевые (ПОТ И);

типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).

В узком смысле слова под охраной труда понимается институт трудового права, объединяющий следующие группы норм:

правила по технике безопасности и нормы производственной санитарии;

специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц, с пониженной трудоспособностью;

нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Необходимо различать правила по технике безопасности и нормы производственной санитарии. Правила по технике безопасности в первую очередь направлены на предупреждение производственного травматизма, то есть на защиту от опасных факторов производства, а нормы производственной санитарии в первую очередь направлены на предотвращение профессиональных заболеваний работников, то есть на защиту от вредных факторов производства.

Техника безопасности- раздел охраны труда, представляющий собой систему организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасныхпроизводственных факторов.

Производственная санитария - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Требования производственной санитарии устанавливаются "Системой стандартов безопасности труда" (ССБТ) и "СанПиН".

Основными задачами производственной санитарии являются:

устранение из производственной среды вредных производственных факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье работающих;

разработка мероприятий по санитарно-технической охране труда, личной гигиене и здоровому режиму труда и отдыха работающих;

проведение лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний;

разработка новых и совершенствование существующих средств коллективной и индивидуальной защиты, исключающих и уменьшающих воздействие вредных производственных факторов на человека;

разработка государственных и отраслевых стандартов, в которых устанавливаются требования производственной санитарии, направленные на улучшение условий труда работающих.

Решение этих задач способствует созданию здоровых и безопасных условий труда, улучшению и сохранению общего уровня здоровья и работоспособности, повышению производительности труда.

Основы законодательства РФ об охране труда и ТК РФ предусматривают государственный надзор и контроль в области охраны труда. Предусмотрено, что государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на отдельных объектах осуществляет Госгортехнадзор России, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок - Госэнергонадзор России, за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил - Госкомсанэпиднадзор России, за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом - Госпожнадзор.

В 1997 г. введена аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений.

Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения и инструктажа.

Обучение работающих безопасности труда ведется при профессиональной подготовке в рамках системы инструктажей и повышения квалификации. Согласно ГОСТ 12.0.004 – 90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.

Важным элементом обучения по охране труда является требование ТК РФ о наличии на рабочих местах инструкций по охране труда.

Таким образом, создание принципиально новой, безопасной и безвредной для человека техники и технологий требует системного, комплексного подхода к решению проблем охраны труда. При этом нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиеной труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда - это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими.

Наши рекомендации