Экономическое развитие после Второй мировой войны
6.4.1. Введение
Период после 1945 года отмечен прежде всего небывалым экономическим ростом в пятидесятые и шестидесятые годы и спадом в семидесятые годы и в начале восьмидесятых годов. Мы рассмотрим в общих чертах изменения экономической конъюнктуры со времени восстановления и возрождения в конце сороковых годов до затянувшейся фазы роста (1951-73) и адаптации к новым условиям (с 1973 года). Центральное место займут ответы на следующие вопросы. Почему имел место экономический рост? Почему рост превратился в застой? Мы также уделим внимание анализу экономической политики, направленной на преодоление возникших трудностей.
6.4.2. Восстановительный период и дальнейшее развитие
После Второй мировой войны большая часть производственного потенциала в Западной Европе оказалась уничтоженной. Объем средств производства сократился, не говоря уже о бесчисленных жертвах, унесённых войной. Тем не менее восстановление проходило удивительно быстро. В 1950 году промышленное производство почти во всех западно-европейских странах находилось на гораздо более высоком уровне, чем в 1938 году; это относилось даже к Западной Германии, где из-за оккупации союзными
войсками восстановление проходило медленнее, чем в других странах. Однако сельское хозяйство отставало от промышленности и достигло своего довоенного объёма только в 1952 году.
Для восстановления Западной Европы большое значение имела помощь по плану Маршалла. Этот план, названный по имени американского министра иностранных дел Джорджа Маршалла (George Marshall), способствовал решению проблем, связанных с платёжным балансом, которые возникли в экономике западно-европейских стран; дело в том, что отдача от вывоза была ещё слишком мала при существовании огромного спроса на ввоз товаров и капиталовложений, в частности, в производство на экспорт. По плану Маршалла, который вступил в действие в 1948 году и завершился в 1951 году, западно-европейским странам предоставлялись долларовые суммы на оплату ввоза из США. Принцип «Европейской программы восстановления», как она официально называлась, состоял в оказании помощи странам, которые были готовы сами вкладывать средства в послевоенное строительство. Субсидии без каких-либо ответных шагов предоставлялись только в исключительных случаях. К этому времени уже началась «холодная война» и поэтому восточноевропейские страны были лишены такой помощи.
Главный эффект помощи по плану Маршалла сводился к тому, что восстановление ускорялось на несколько лет, для Голландии этот срок составил 1-2 года. Помощь по плану Маршалла имела большое значение, но для восстановления экономики можно было обойтись и без неё. Американские субсидии на общую сумму свыше 23 миллиардов долларов лишь помогли экономике западноевропейских стран преодолеть препятствия на пути к восстановлению. Кроме того предоставление части этой помощи было увязано с условием дальнейшего экономического сотрудничества внутри Западной Европы. Разрабатывая этот план, американские политики видели перед собой в идеале общий западно-европейский рынок, может быть не отдавая себе полностью отчёта в том, что подобная организация сможет нанести ущерб американским экспортёрам. При оценке плана Маршалла нельзя упускать из вида, что он явился одним из факторов, способствовавших быстрому увеличению американского экспорта в Западную Европу.
Восстановление и послевоенное строительство развёртывались при экономическом климате, который был весьма благоприятным для роста внешней торговли. Ещё до окончания Второй мировой войны, в 1944 году, в городке Бреттон Вудс (Bretton Woods) в американском штате Нью-Гемпшир было заключено соглашение о будущей модели международных платежей. Ведущие экономисты во главе с Кейнсом были согласны между собой в том, что система международного золотого стандарта дол-
жна быть восстановлена, но не в столь жестком виде, который вынуждал бы участников выйти из системы. Ведь проведённое в 1931 году Великобританией обесценение явилось прелюдией к отмене всей системы золотого стандарта.
Новая система основывалась на комбинированном обеспечении международной валюты золотом и долларом. В рамках этой системы страны-участницы брали на себя обязательство воздерживаться от коррекции своих валютных курсов в сторону повышения или снижения, за исключением случаев хронической неуравновешенности платёжного баланса. Для мер временного порядка они могли прибегать к средствам создававшегося с этой целью Международного валютного фонда (МВФ). В области международных платежей этим обеспечивалась такая же стабильность, но с большей мерой гибкости по сравнению с системой золотого стандарта. Созданный одновременно Всемирный банк (полное название: Международный банк реконструкции и развития) вначале мыслился как инструмент, который способствовал бы процессу послевоенного восстановления, но на практике это учреждение стало прежде всего источником долговременных займов.
Протекционизм, который в тридцатые годы замедлял развитие мировой торговли, тоже не остался вне поля зрения. В 1947 году 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), взяв на себя, тем самым, обязательство сотрудничать в деле общего понижения таможенных барьеров. Это соглашение тоже стало институтом, внесшим в пятидесятые и шестидесятые годы важный вклад в развитие мировой торговли.
Восстановление экономики после 1945 года предъявляло особые требования к экономической политике каждой отдельной страны. Необходимо было обновить средства производства, но в результате догоняющего спроса, как это всегда бывает после войны, возникала угроза инфляции. В Великобритании лейбористские правительства во главе с Эттли (Attlee) (1945-1951) пытались сдержать рост цен с с помощью замораживания заработной платы и прибылей и ограничением потребления с помощью драконовых мер. Однако во правительство Франции, чтобы не тормозить рост экономики пошло на всё разраставшуюся инфляцию. В Голландии правительства под руководством Дрееса (Drees) или при его участии (1945-1958) придавали основное значение снижению производственных расходов, чтобы обеспечить максимально дешевый экспорт; с этой целью тормозился рост заработной платы, цен и квартирной платы. Западная Германия, конечно, представляла из себя особый случай, в ней широкомасштабные инвестиции в интересах восстановления стали допускаться только с 1948 года.
Войну в Корее 1950-1953 годов обычно рассматривают как завершение стадии восстановления и послевоенного строительства. В это время международная конъюнктура находилась в состоянии заметного оживления на грани перегрева. Приближалась новая стадия роста.
6.4.3. Небывалый экономический рост.
В экономической истории пятидесятые и шестидесятые годы занимают особое место. Шотландский экономист Ангус Мэддисон (Angus Maddison), который выделяет четыре стадии развития капитализма в девятнадцатом и двадцатом веках, характеризует 1951-73 годы в гораздо более розовом свете, нежели непрерывную экспансию до 1914 года или неустойчивое равновесие с 1973 года, не говоря уже о бурном периоде 1914-50 годов. Бельгийский историк Герман ван дер Bee (Herman van der Wee) в лирических тонах говорит о «серебряных пятидесятых» и «золотых шестидесятых».
В период между 1950 и 1970 годами валовой национальный продукт на душу населения в Западной Европе увеличивался в среднем на 4,5 процента в год. Такой долгосрочный коэффициент роста не встречался никогда ни до ни после этого. Таким образом, доход на душу населения за два десятилетия вырос больше, чем за предшествовавшие полтора века. Промышленное производство в Западной Европе росло ещё быстрее, в среднем на 7 процентов в год. В эти годы была заложена прочная основа для государства всеобщего благоденствия и нашего сегодняшнего благосостояния. Темпы роста в Европе были выше, чем за её пределами (Япония — единственное исключение) и поэтому позиции Западной Европы в мировой экономике укрепились.
Табл. 6.14. Рост производства и занятости в Западной Европе, 1950-1969
Средний ежегодный рост, \
Великобритания Зап. Германия Франция Голландия
ВНП: | ||||
1951-1959 | 2,4 | 7,5 | 4,3 | 4,5 |
1959-1968 | 2,9 | 5,1 | 5,5 | 5,5 |
1951-1968 | 2,7 | 6,2 | 5,0 | 5,0 |
Занятость: | ||||
1951-1959 | 0,5 | 2,2 | 0,0 | 1,1 |
1959-1968 | 0,4 | 0,3 | 0,7 | 1,2 |
1951-1968 | 0,4 | 1,2 | 0,4 | 1,1 |
Источник: Д.Х. Ольдкрофт, Европейская экономика 1914-1980 (Бекенхем 1080) 163. D.H.Aldcrofl, The European economy 1914-1980 (Beckenham 1980).
Почти во всех странах Западной Европы наблюдался экономический рост, хотя и в различной степени. Германия, Франция и Голландия шли впереди, а Великобритания отставала (таблица 6.14).
Средний показатель для Голландии за 1951-68 годы составлял 5 процентов в год, что было несколько выше, чем в Западной Европы в целом. Средний показатель роста в Великобритании был намного ниже, а в Германии ещё выше голландского.
В общей картине экономического роста имелись и временные различия. Западная Германия набрала заметное преимущество в пятидесятые годы, но в шестидесятые годы несколько отстала; почти все новые рабочие места были созданы в пятидесятые годы. Во Франции и Голландии, напротив, рост в шестидесятые годы несколько ускорился по сравнению с пятидесятыми годами; воздействие на занятость в Голландии было сравнительно сильнее.
В большинстве западно-европейских стран экономический рост сопровождался относительно медленным увеличением численности населения, обычно менее 1 процента в год. Этот факт сви-
детельствует, что, во-первых, гораздо более быстрый рост валового национального продукта означал, что реальные доходы на душу населения заметно увеличились. У значительного большинства населения уровень жизни повысился. Во-вторых, возникло расхождение между быстрым увеличением стоимости продукции, с одной стороны, и довольно медленным ростом занятости, с другой (таблица 6.20). Экономический рост не был вызван не воздействием производственного фактора труда.
В литературе велась широкая дискуссия о корнях экономического роста в пятидесятые и шестидесятые годы. Мэддисон подчёркивает широкий масштаб капиталовложений, тогда как другие утверждают, что решающее значение имел технических прогресс. В историографии возникло отдельное направление, старавшееся с помощью «бухгалтерии роста» расщепить показатель роста на компоненты, относящиеся к различным производственным факторам. В соответствии с такими подсчётами показатель экономического роста Западной Европы в пятидесятые годы только на 36 процентов объясняется абсолютным ростом факторов капитала и труда. Остающиеся 64 процента приходятся, в соответствии с этой точкой зрения, на долю более высокой производительности, которая достигается как более широким применением современных машин, а также более эффективным использование имеющихся производственных факторов.
«Бухгалтерия роста» различна для каждой страны. Во Франции с её высоким показателем, увеличение производительности обусловливало экономический рост на 75 процентов. В Великобритании с её низким показателем роста, напротив, он был только наполовину обусловлен более высокой производительностью. Другими словами, британская промышленность оставалась малопроизводительной, и поэтому Великобритания отставала от других стран. Западная Германия и Голландия занимают промежуточную позицию: рост примерно на 60 процентов определяется ростом производительности и на 40 процентов такими факторами, как капитал и труд.
Положение становится еще более запутанным, если мы сделаем ещё один шаг вперёд в нашем анализе и посмотрим, почему выросла производительность. В этом случае часто отмечают более высокую степень квалификации рабочих, более рациональную организацию производства и выгоды, вытекающие из концентрации производства. Крупномасштабные инвестиции можно было осуществить легче, чем прежде, благодаря непрерывной концентрации производственных капиталов, которые часто перешагивали через национальные границы; так возникали современные мультинациональные корпорации. Тем не менее остаётся значительный «необъяснимый» остаток, который можно соотнести только с бурным техническим прогрессом после 1945 года.
В транспорте, энергоснабжении и механизации производства произошли настоящие революции. Пятидесятые и шестидесятые годы были переломными для международного воздушного сообщения, товарных контейнерных перевозок и супертанкеров. Характер индивидуального потребления всё больше определялся проникновением во все слои общества предметов длительного пользования, в первую очередь это касалось автомобилей. Такая тенденция продолжала существовать и в семидесятые и восьмидесятые годы.
Наличие источников дешевой энергии было неоспоримым условием экономического роста в пятидесятые и шестидесятые годы. Современное промышленное производство потребляло всё больше энергии, тогда как спрос, обуславливаемый личным потреблением, продолжал расти по мере того, как поднимался уровень жизни, и особенно по мере увеличения числа владельцев автомобилей. В пятидесятые и шестидесятые годы нефть ещё была относительно дешева, особенно благодаря обширным запасам, обнаруженным в арабских странах. Широкомасштабная добыча природного газа впервые началась в Голландии с 1960 года. Прогресс в ядерной технике позволил получать энергию с помощью ядерных реакторов, но этот источник энергии всегда оставался спорным, пока не найдено удовлетворительное решение вопроса безопасности в связи с радиоактивным излучением.
Механизация производственного процесса проходила в небывалых масштабах. Производительность можно было повышать за счёт использования всё более сложных машин. Верхом такого развития явилась компьютеризация. Вначале, в шестидесятые годы, центр тяжести приходился на управление промышленными процессами с помощью больших компьютеров. На более поздней стадии, в восьмидесятые годы, лидирующее положение заняли персональные компьютеры.
Все эти объяснения экономического роста ориентированы на анализ предложения. Необходимо также рассмотреть и спрос. Экономический рост в Западной Европе происходил не в вакууме, а в период быстрого расширения мировой торговли, в частности благодаря стабильности системы Бреттон Вудс и постепенной либерализации под эгидой ГАТТ. Западная Европа извлекла из этих соглашений огромную пользу. Во всех странах (за исключением Великобритании) объём экспорта рос в среднем на 8-9 процентов в год, ещё быстрее, чем совокупный национальный продукт. Для многих экономистов это явилось достаточным основанием заняться старым вечным вопросом о причинной связи между экспортом и экономическим ростом. Ведёт ли увеличение экспорта к более быстрому росту или всё происходит как раз наоборот? Нельзя от-• рицать существование позитивной связи между вывозом и ростом, но в отношении направления этой связи единого мнения ещё нет.
Особого внимания заслуживает участие в мировой системе свободной торговли бывших колоний. Процесс деколонизации начался сразу же после окончания Второй мировой войны и основная его часть пришлась на пятидесятые и шестидесятые годы. Иногда этот процесс протекал относительно мирно, как это было в большинстве британских колоний, иногда с травмами, как это было с Голландией и Нидерландской Ост-Индией в конце сороковых годов или с Францией и Алжиром в конце пятидесятых. Часто ставшие независимыми страны сохраняли тесные торговые связи с бывшими метрополиями; в этом смысле бросается в глаза исключение из правила, которое являет собой Индонезия в отношении к Голландии. Заморские территории продолжали поставлять в основном сырьё и покупать промышленную продукцию. Щекотливым моментом при этом было соотношение цен на мировом рынке: коэффициент обмена (соотношение между экспортными и импортными ценами) для развивающихся стран ухудшался, потому что сырьё всё больше дешевело в сравнении с готовыми изделиями промышленности.
К анализу спроса относится и характеристика потребления. В Западной Европе личное потребление в пятидесятые и шестидесятые годы повсеместно быстро росло. Здесь мы видим двойственную роль заработной платы в процессе роста. С одной стороны, низкий уровень заработной платы был нужен, чтобы добиться снижения производственных расходов и, таким образом, увеличить сбыт, особенно на иностранных рынках. С другой стороны, внутренний реальный спрос стимулировался по мере того, как рост производительности труда находил отражение в более высокой заработной плате.
Во многих западно-европейских странах предпринимались попытки продолжить в пятидесятые годы проводившуюся в конце сороковых годов политику сдерживания роста заработной платы. Примером может служить политика в области заработной платы в Голландии, которая с переменным успехом проводилась с 1945 по 1963 год. Вначале рост производительности совсем не учитывался при установлении уровня заработной платы. Затем это стали делать только частично, а позднее и в полном объёме. В Западной Европе в целом номинальная зарплата с 1950 по 1970 год выросла примерно в три раза. Отчасти это объяснялось инфляцией, но после 1960 года реальный рост заработной платы был весьма значительным. Одновременно сократилась и продолжительность рабочей недели. Рост производительности позволял зарабатывать больше за меньшее количество часов.
Экономическая политика существенно влияла на процесс роста. Хотя в каждой отдельной стране Западной Европы она носила свой характер, мы можем выделить один общий момент, а именно применение учения Кейнса.
Опыт депрессии тридцатых годов неопровержимо показал, что государство играет важную регулирующую роль в экономической жизни. Оно должно поощрять рост и гарантировать высокую занятость. Правительство видело свою задачу в и том, чтобы проводить такую конъюнктурную политику, которая могла бы нейтрализовать краткосрочные взлёты и падения экономической конъюнктуры. Пики, которые часто приносили с собой высокий уровень инфляции, следовало ослаблять, тогда как кратковременные трудности, при которых возникала угроза сокращения занятости, требовали стимулирующих мер. В отличие от политики времён кризиса тридцатых годов речь шла о чётком регулировании темпов роста. Переход от роста к регрессу уступил место чередованию периодов быстрого и медленного роста.
Продолжением применения учения Кейнса является смешанная экономика, при которой государство и частное предпринимательство совместно отвечают за благосостояние населения; важную роль при этом играет и профсоюзное движение. Характерным примером смешанной экономики является экономика Великобритании в пятидесятые и шестидесятые годы. Ещё при лейбористском режиме Эттли была осуществлена выборочная национализация, в результате которой такие ключевые отрасли, как энергетика (в том числе угледобыча) и транспорт перешли под контроль британского государства. Как лейбористы, так и консерваторы, находившиеся у власти в 1951-1964 годы, старались как можно строже следовать конъюнктурной политике в духе Кейнса: замедление при высокой конъюнктуре и стимулирование при низкой. Для этого были введены в действие как монетарные, так и бюджетные рычаги. Путём повышения процентной ставки и налогов можно было замедлить рост платёжеспособного спроса. В противоположном случае низкая процентная ставка и увеличение государственных инвестиций вызывали ускорение роста. Однако на практике возникла своего рода политика «стойте-идите» с резкими переменами на протяжении короткого периода, которая мешала спокойному течению процесса экономического роста.
Самый крайний пример вмешательства государства в экономическую жизнь можно было наблюдать во Франции. Уже с 1946 года составлялись подробные планы, по которым должен был протекать экономический рост. В пятидесятые годы сильный упор делался на переориентацию промышленности в сторону производства средств производства; к ключевым отраслям, на которые обращали внимание французские власти, принадлежали угледобыча, сталелитейная промышленность, производство цемента, электричества, минеральных удобрений и добыча нефти. Благодаря централистской традиции во Франции это так называемое «администрирование» оказывало реальное влияние на раз-
витие экономики. Отрицательным моментом было то, что производство потребительских товаров оставалось без внимания. Кроме того бесчисленные правительственные коалиции в Четвёртой республике (1946-1958) были не в состоянии обуздать инфляцию. Цены искусственно удерживались на высоком уровне, рационализация не проводилась, что опять таки было трудно совместить со стремлением французских властей сохранить только самые производительные предприятия.
Западная Германия при Аденауэре (Adenauer) (1949-1963) избрала другую стратегию. Она склонялась в пользу нео-либерализ-ма, ратующего за свободную рыночную экономику и конкуренцию. Отчасти мы можем видеть в этом реакцию на крайности администрирования в Третьем рейхе. В принципе немецкая экономическая политика означала денационализацию и противодействие образованию картелей; демократизация, выражающаяся в привлечении масс к принятию решений, тоже была одной из составных частей. Практические шаги переместилась в сторону активного вмешательства в экономику со стороны государства, которое фактически контролировало большую часть тяжелой промышленности (каменный уголь и железо) и банки. Долгосрочные планы крупных немецких концернов и государства всё больше согласовывались друг с другом и в шестидесятые годы даже Западная Германия стала проводить полноценную конъюнктурную политику по Кейнсу.
В Голландии в пятидесятые годы проводилось не только регулирование заработной платы. Процессы послевоенного экономического роста должны были определять и меры в области индустриализации. Тогда, правда, имела место своего рода «переиндустриализация», но вряд ли можно говорить, что участие государства представляло из себя нечто большее, чем просто агитация в пользу стремления к переносу центра тяжести с сельского хозяйства на промышленность. Одновременно с этим ряд «ка-толическо-красных» правительств проводил эксперименты с конъюнктурной политикой по Кейнсу. Их результаты восторга не вызывали. Ограничительные меры как в 1950-52, так и в 1957-59 годах были приняты так поздно, что их эффект проявился только после того, как конъюнктура снова спала. Строгое следование рецепту Кейнса в 1963 году уступило место в бюджетной политике норме Зейльстры (Zijlstra), названной так по имени тогдашнего министра финансов. Правительственные расходы были приведены в соответствие с ожидавшимся ростом национального дохода. Эта система приносила хорошие результаты, но только в период процветания.
В результате роста структура экономики постоянно менялась (таблица 6.2). Почти в каждой западно-европейской стране сельское хозяйство теряло своё былое значение, но поскольку про-
изводительность росла и здесь, объём производства тоже мог расти, тогда как занятость сокращалась. Этот сдвиг имел особенно большое значение во Франция, где ещё в 1945 году существовал большой аграрный сектор. В других странах, в частности в Великобритании, сокращение удельного веса сельского хозяйства уже в течение длительного времени было свершившимся фактом. В Германии доля сельского хозяйства в общей картине занятости сократилась с 20 процентов в 1930 году до 14 процентов в 1960 году. В Голландии доля сельского хозяйства уже до Второй мировой войны составляла всего 21 процент.
Промышленность пришла на смену сельскому хозяйству; прежде всего в отношении объема произведённых товаров. В этой области был достигнут и самый наибольший рост производительности труда. В результате этого объём производства рос намного быстрее, чем занятость. Однако доля вторичного сектора в общей картине занятости оставалась сравнительно постоянной. В конце шестидесятых годов в большинстве западно-европейских стран, с такими яркими исключениями, как Западная Германия и Великобритания, в промышленности было занято менее 40 процентов самодеятельного населения.
Дальше всех в смысле перестройки экономической структуры ушел сектор услуг. Через непродолжительное время в этом секторе, в таких отраслях, как пути сообщения и перевозки, торговля и распределение, уже работало больше половины самодеятельного населения. В Голландии с течением времени доля сектора услуг продолжала расти и составила в 1970 году уже 65 процентов. В сфере услуг производительность была ниже, чем в промышленности и из-за этого её доля в национальном доходе оставалась неизменной, хотя занятость и росла. Особняком стояли государственные службы, которые иногда выделялись в особую категорию, называвшуюся четвертичным сектором. В связи с постоянным расширением государства всеобщего благосостояния занятость в этом секторе росла очень быстро, тогда как стоимость продукции и производительность определению не поддавались, потому что это были общественные службы, стоящие вне свободного рынка.
Социальное обеспечение не было в послевоенный период чем-то новым. В Великобритании ещё в начале двадцатого века было введено страхование против безработицы и болезни, а во Франции система социального страхования была разработана в тридцатые годы. Новым в послевоенный период был небывалый, почти безостановочный рост всей системы, как широкого спектра мероприятий, так и размеров денежных средств. Тем самым в экономическую жизнь неожиданно оказался встроенным своего рода автоматический стабилизатор. Благодаря системе пособий платёжеспособный спрос на потребительские товары мог и во
времена спада сохраняться на более высоком уровне, чем прежде. И, наоборот, во времена быстрого роста пособия, во всяком случае в принципе, могли быть свёрнуты.
Экономический рост принёс благосостояние и структурные перемены и казался постоянным. На самом деле он таким не был. С течением времени специалисты в области экономической истории стали склоняться к тому, чтобы рассматривать высокие темпы роста в «серебряные» пятидесятые и «золотые» шестидесятые годы скорее как отклонение от нормы, чем как саму норму.
6.4.4. Адаптация к изменившимся условиям
Оба нефтяных кризиса, 1973 и 1979 годов, символизировали переход к новой ситуации в экономической жизни, конъюнктурный спад, каких не было с тридцатых годов, подвергнувший экономическую политику западно-европейских стран тяжелому испытанию. Сначала мы проанализируем возникшие проблемы, а затем уделим внимание сценариям, которые предлагались для их решения.
Ещё во второй половине шестидесятых годов появились признаки грядущих трудностей. Мировая экономика выглядела перегревшейся с полной занятостью, растущими зарплатами и ценами. Платёжный баланс США заметно ухудшился из-за эскалации войны во Вьетнаме и растущих расходов американского правительства заграницей. Положение усугублялось тем, что американский доллар был ключевой валютой в мировой валютной системе, основанной на Бреттон-Вудсской системе. Достоинство доллара было фактически завышено. К большому раздражению Западной Европы президент Никсон (Nixon) в 1971 году временно приостановил обратимость доллара. Это был отказ от комбинированной золотой и долларовой основы Бреттон-Вудсской системы. Фактически эта система была аннулирована.
В то время, как в 1972 году предпринимались лихорадочные попытки разработать новую валютную систему, которая гарантировала бы стабильность мировой торговли, цены, особенно цены на сырьё продолжали расти. Кульминационным моментом явилось одностороннее повышение цен на нефть более чем на 100 процентов странами ОПЕК (ОПЕК — Организация стран-экспортёров нефти) осенью 1973 года в качестве экономической санкции в ответ на военное поражение арабских стран в «войне судного дня» против Израиля. Из-за быстрого роста предложения цена на нефть за предшествующий период почти не повысилась. Это в свою очередь способствовало тому, что западный мир стал ещё больше зависим от нефти как дешевого источника энергии.
Производственные издержки и стоимость жизни сразу же выросли. Рост личного потребления замедлился, а физический объем
производства даже сократилось. В 1974 и 1975 годах в западных промышленно развитых странах рост национального дохода (с поправкой на инфляцию), едва превысил 0 процентов, что явилось резким контрастом по сравнению с внушительным показателем роста в 6 процентов в 1972 и 1973 годах. Как при каждом спаде быстрее всего снизились вложения в частном предпринимательстве, особенно в отраслях, которые в предшествующие десятилетия росли и потребляли большие количества энергии. Впервые после депрессии тридцатых годов возникла массовая безработица. В Западной Европе в период 1973-79 годов без работы оставалось более 5 процентов самодеятельного населения (табл. 6.15)
События середины семидесятых годов иллюстрируют большое значение психологического фактора в экономической жизни. Для пятидесятых и шестидесятых годов были характерны стабильность и предсказуемая, гармоничная картина роста. Теперь же вере в будущее был нанесён серьёзный урон, как в связи с угрозой валютного кризиса в мировом масштабе, так и внезапным спадом экономики. При нестабильной ситуации капиталы не вкладывают. Для выхода из тупика требовалось вмешательство государства.
Самым странным моментом спада семидесятых годов была стагфляция, сочетание стагнации и инфляции, большое число безработных при одновременном росте цен на 10 или более процентов в год. По модели Кейнса должна была быть либо стагнация, либо инфляция, а не то и другое одновременно. Высокому уровню инфляции соответствовал низкий уровень безработицы; ведь рост цен отражал увеличение платёжеспособного спроса, которое заставляло вкладывать средства и создавать новые рабочие места. И, наоборот, высокий уровень безработицы соответ-
ствовал снижению цен, потому что при такой ситуации платёжеспособный спрос оказывался недостаточным, чтобы вызвать частные инвестиции. То сочетание, которое имело место в 70-е годы, а именно высокий уровень инфляции при высоком уровне безработицы, никак не укладывалось в эту модель. Предложенные Кейнсом средства оказались не в состоянии противостоять сразу двум видам зла.
Большинство западно-европейских правительств проводило с 1975 года осторожную политику роста, чтобы снова привести экономику в движение, однако ощутимых результатов эта политика не принесла. Средства не вкладывались, и промышленное производство росло медленно, тогда как безработица не уменьшалась. Темпы инфляции не удалось сбить ниже 7-8 процентов в 1977-79 годах. К концу семидесятых годов национальный доход в Западной Европе снова стал увеличиваться, хотя и намного медленнее, чем прежде. Однако одновременно с этим в Западной Европе улучшилось положение с платёжным балансом, благодаря оттоку нефтедолларов из арабского мира, т.н. «рециркуляции». Дело в том, что способность нефтедобывающих стран переработать новый приток доходов оказалась ограниченной; возможностей для эффективных капиталовложений были недостаточны. Поэтому большие суммы в нефтедолларах были инвестированы в Западной Европе.
Застой семидесятых годов оказал неблагоприятное влияние на постоянное стремление к либерализации мировой торговли. Создавались международные картели не только по нефти, но и по другим видам сырья, чтобы обеспечить производителям высокие поступления. Исключение делалось для положений ГАТТ, чтобы предотвратить наводнение рынка сбыта дешевым экспортом из не-европейских стран с низким уровнем заработной платы. Примером может служить соглашение 1973 года, искусственно создававшее потолок для ввоза текстиля из Юго-Восточной Азии. Регулируемая часть международной торговли промышленными товарами увеличилась с 13 процентов в 1974 году до примерно 30 процентов в 1982. Таким образом, семидесятые годы стали периодом нового протекционизма.
В экономической науке существуют две школы, объясняющие спад семидесятых годов. Одна из них подчёркивает конъюнктурный характер спада, тогда как другая ищет более глубокие структурные причины. Первая школа считает, что спад семидесятых годов вписывается в общую картину благоприятных и неблагоприятных периодов, сменяющих друг друга с девятнадцатого века; имеется в виду переход в волнах Кондратьева на протяжении очень длительного периода. Единственным спорным моментом является вопрос, следует ли бороться со спадом налоговыми или монетарными мерами. Сторонники монетарного ре-
шения, возглавляемые американским экономистом Мильтоном Фридманом (Milton Fridman), считают, что государство должно ограничиваться предложением денег в экономике; тогда всё остальное образуется само собой под влиянием рычагов свободного рынка. Идеи Фридмана позднее были восприняты такими правительственными лидерами, как президент Рейган (Reagan) (1981-89) и премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) (1979-90).
Другая группа экономистов, для которых центральным моментом является структура экономики, рассматривает экономическое развитие с 1945 года как широкомасштабный обгонный маневр Западной Европы (и Японии) по отношению к США. Вложения в традиционные отрасли промышленности слишком велики и создают перенасыщенность в мировом масштабе. Поэтому в семидесятые годы рост достиг потолка, предопределённого существовавшим тогда объёмом технических знаний. В глазах этой школы единственной эффективной стратегией является стратегия инноваций и развития новых отраслей промышленности.
Одновременно с этим со стороны левых кругов был предложен другой вариант, имеющий структурную окраску и подразумевающий дальнейшее развитие системы смешанной экономики. При этом предпочтение отдавалось децентрализации, участию масс в выработке решений и нематериальным ценностям. Мысли этого течения, которое мы можем обозначить как движение Новых Левых, нашли отражение в предвыборных программах в Великобритании, Франции и Голландии. До фактического их осуществления дело по большей части, однако не дошло, в частности из-за более срочных проблем, связанных с экономическим спадом. Это относится как к правительству Вильсона (Wilson) в Великобритании (1974-79), так и Ден Уйля (Den Uyl) в Голландии (1973-77).
Голландия перенесла спад семидесятых годов с меньшими потерями, чем многие другие страны Западной Европы. Процент ежегодного роста личного потребления был намного выше, чем в целом по Западной Европе. Во-первых, в этот период значительно увеличились возможности делать покупки в кредит, например на рынке жилья. Во-вторых, были повышены пособия и терпящим бедствие предприятиям в широких масштабах предоставлялись средства на субсидирование социальных и культурных проектов. Благодаря этому платёжеспособный спрос и в такое неблагоприятное время поддерживался на довольно приемлемом уровне. В-третьих, следует упомянуть быстро возросшие поступления от добычи природного газа. Объем валового национальный продукт в Голландии рос несколько быстрее, чем в целом по Западной Европе, а безработица распространялась несколько медленнее.
Однако относительное процветание в Голландии после 1973 года только затушевывало некоторые глубинные проблемы, которые скорее были усугублены, нежели решены экспансионистской политикой правительств Ден Уйля и Ван Агта (Van Agt) в области конъюнктуры. Рост потребления не повлёк за собой рост производственных ин