Экономическое развитие с 1850 года до Второй Мировой войны
6.3.1. Введение
В первой части этой главы центральное место занимала характеристика экономического развития Англии до середины девятнадцатого века. Благодаря Промышленной революции экономика Англии раньше экономики других стран приобрела современный характер, хотя в районе 1850 года процесс индустриализа-
ции и в Англии еще не был завершен. В середине девятнадцатого века ещё существовали ремесленные мастерские с пред-индустриальными методами производства. Однако сильные различия между Англией и другими странами в течение девятнадцатого века постепенно исчезали. После Англии первой страной, где возникла современная промышленность, стала Бельгия, а с течением времени за ней последовали и другие страны.
Здесь мы в первую очередь рассматриваем индустриализацию Германии, Франции и Голландии в период 1850-1914 годов и те последствия, которые она имела для Англии. При этом важно проследить, в какой степени индустриализация на континенте проходила иначе, чем в Англии. Пользовались ли эти страны английским «рецептом» экономического развития или же они шли к индустриальному обществу иным путём? Кроме того возникают вопросы в отношении темпов процесс. В Германии темп трансформации экономики был очень высоким, во Франции процесс протекал медленно. Как объяснить эти различия? И где был поворотный момент в сторону современного экономического роста для Голландии с её аграрно-торговой экономикой? И наконец, остаётся вопрос, почему Англия, пионер Промышленной революции, не сохранила своё преимущество перед другими странами.
Англия более других стран пострадала от так называемой «Великой депрессии», которая продолжалась с 1873 по 1895 год. Этот термин нуждается в некотором пояснении. «Великая депрессия» — это нисходящая фаза длинной волны, которая, в частности, проявлялась в низких ценах, особенно на продукцию первичного сектора. Экономический рост замедлился, хотя в каждой из стран это происходило в разной степени. Новым в ситуации было не столько изменение темпа экономического роста — такой феномен наблюдался уже в течение веков, — но тот факт, что он происходил одновременно в ряде стран. Это связано с отличительной чертой периода 1850-1914 годов: интернационализацией экономики. Индустриализация других стран, быстрое развитие международных перевозок в результате расширения железнодорожной сети и развития пароходства, экономический империализм, при котором поставлявшие сырьё страны Азии и Африки оказывались в европейской сфере влияния, привели к тому, что в национальных экономиках впервые одновременно проявились черты депрессии. Современники назвали этот отрезок времени «Великой депрессией», не подозревая, что в тридцатые годы двадцатого века наступит гораздо более острая всемирная депрессия. К проблемам, возникшим в промышленности во время «Великой депрессии», мы вернёмся в подразделе 6.3.5; аграрным аспектам мы уделим внимание отдельно. Данный раздел завершается подразделом о депрессии тридцатых годов.
6.3.2. Германия: «первая» и «вторая» Промышленная революции за полвека
В 1914 году Германия была крупнейшим в мире экспортёром стали и химических продуктов, наряду с этим она завоевала ведущее положение в добыче каменного угля, в машиностроении, производстве электрических аппаратов, автомобилей, синтетических нитей, пластмассы и минеральных удобрений. В 1850 году этого никто не решился бы предсказать. В политическом и экономическом отношении страна была раздроблена и представляла собой набор больших и мелких государств, с массой бедных крестьян, ущербной инфраструктурой и незначительной промышленностью. Тем не менее в первой половине века всё же произошли определённые изменения, в первую очередь в аграрном секторе.
Из первой части этой книги мы знаем, что к востоку от Эльбы существовали феодальные отношения. Юнкера эксплуатировали свои обширные владения на коммерческой основе используя труд бедных крестьян и крепостных, у которых всё-таки был свой надел земли. К западу от Эльбы хозяйства были намного меньших размеров, потому что при наследовании земельные владения делились. Здесь крестьяне, работавшие для обеспечения собственных нужд, возделывали землю традиционным способом, то есть по системе «открытого поля». Они ещё должны были отрабатывать барщину землевладельцу. В 1807 году было положено начало освобождению крестьян. На востоке бедняки и крепостные получили свободу, отдав в порядке компенсации свою землю помещикам. На западе барщинная повинность в основном выкупалась, но из-за распыления землевладения это было весьма затруднительно для крошечных хозяйств. Результатом освобождения крестьян явилась, с одной стороны, поляризация крестьянства. Число крупных хозяйств увеличилось, так же как и численность сельских жителей, не имевших земли, и глубоко увязших в долгах батраков. Поскольку выкуп или передача земли были растянуты на многие годы, этот процесс к 1850 году ещё не был завершен.
С другой стороны, имелись и положительные последствия освобождения крестьян. В некоторых регионах, например на северо-западе и в Ганновере, вслед за освобождением развёртывалось движение по ограждению общинных земель. Постепенно землю стали меньше держать под паром, вместо зерна стали выращивать картофель и кормовые культуры и осваивать общинные и целинные земли. На востоке юнкера извлекали пользу из расширения своих владений и наличия дешевой рабочей силы. В результате сельскохозяйственное производство в целом выросло за период с 1816 по 1865 год на 135 процентов. Однако в отличие
от Англии говорить о сельскохозяйственной революции нельзя. В Германии региональные различия были велики — система «открытого поля» продолжала существовать до конца девятнадцатого века — и рост производства следует скорее приписать расширению сельскохозяйственных площадей, чем повышению производительности. Также в отличие от Англии сельское хозяйство не давало импульса процессу индустриализации. Из-за того, что большая масса крестьян жила на краю прожиточного минимума, спрос на неаграрные продукты оставался незначительным, а платежеспособные юнкера не были заинтересованы в капиталовложениях в промышленность или инфраструктуру. Правда, быстрый рост сельского населения (общий рост населения со-
Netto Nationaal Produkt per hoofd van de bevolking — Чистый национальный продукт
на душу населения (единица измерения 10 марок)
Gemiddelde bevolking van Duitsland, in miljoenen — Численность населения Германии,
в миллионах
Netto Nationaal Produkt tegen constante prijzen inmiljard Mark — Чистый национальный
продукт в сопоставлении с текущими ценами в миллиардах марок
Рис. 6.3. Рост населения и чистый национальный продукт в Германии,
1817-1915
Источник: Кнут Борхардт, «Германия 1700-1914», в: Карло М.Чиполла ред., Экономическая история Европы. (Глазго 1976) т. IV:1, 80. Knut Borchardt, «Germany 1700-1914», in: Carlo M. Cipolla ed., Economic history of Europe (Glasgow 1976) vol IV:I.
ставил с 1816 по 1865 год 59 процентов) в результате увеличения сельскохозяйственного производства обеспечил резерв дешевой рабочей силы для развития промышленности в будущем.
К 1850 году сельское хозяйство все ещё оставалось основным источником средством существования для подавляющей части населения Германии. Было только несколько областей с современной промышленностью: Силезия и Саксония, обе к востоку от Эльбы, а на западе — Рейнская область и Вестфалия. В Силе-зии производили железо, Саксония была центром текстильной промышленности. В Силезии прусское государство с выгодой эксплуатировало горную промышленность и металлургию, переняв из Англии самую современную технологию, но не для того, чтобы обеспечить экономическое развитие, а в первую очередь из военно-стратегических соображений. Рейнская область и Вестфалия тоже были районами с текстильным производством, в первую очередь хлопчатобумажных тканей, а наряду с ними полотна, шерсти и шелка. Вначале текстиль как на востоке, так и на западе производился кустарно. Однако в результате наполеоновской континентальной блокады конкуренция со стороны английской промышленности исчезла, и произошел быстрый переход к современной фабричной системе. Некоторый прогресс ещё до 1850 года был достигнут и в другой области. В 1834 году был создан таможенный союз, который хотя и уменьшил экономическую раздробленность, но, конечно, не мог сразу обеспечить единый большой интегрированный рынок. Многие районы Северной Германии до 1854 года оставались вне таможенного союза.
В общем и целом экономика до 1850 года росла скромными темпами, примерно полпроцента в год. После 1850 года этот рост ускорился: с 1850 по 1870 год рост составлял в среднем 2,4 процента в год, тогда как с 1870 по 1913 год средний показатель несколько превышал 3 процента в год. Рост чистого национального продукта на протяжении всего девятнадцатого века проходил плавно, к 1850 году не было резкого перелома, а во второй половине века наблюдалось постепенное ускорение (график 6.3). Что же было причиной такого ускорения? До 1870 года это был прежде всего процесс индустриализации, который в некоторой мере напоминает английский вариант, хотя основное развитие приходилось на железные дороги, добычу каменного угля и тяжелую промышленность и в меньшей степени на текстильную промышленность. После 1870 и особенно после 1880 года становится ясным, что Германия идёт новым путём, как страна «второй Промышленной революции», где важнейшими секторами являются современная черная металлургия, химическая и электротехническая промышленность. Ниже мы ещё охарактеризуем «первую» и «вторую» Промышленные революции, быстро последовавшие одна за другой.
Как и во времена первой Промышленной революции в Англии, строительство железных дорог в Германии переживало бум. В 1840 году общая протяженность железных дорог на территории немецких государств составляла всего 469 километров. Железнодорожная сеть быстро расширялась, с 1850 по 1870 было построено 13.000 километров. Железные дороги были самым большим стимулом для развития экономики: как и в Англии в результате строительства железных дорог возрос спрос на уголь, железо и машины; транспортные расходы резко сократились, в результате чего отдалённые районы получили большие возможности подвоза и сбыта. Расширение железнодорожной сети продолжалось до Первой мировой войны. В 1910 году сеть железных дорог в Германии с её общей протяженностью в 60.000 километров с лишним почти вдвое превышала сеть железных дорог в Великобритании. Горная, промышленность и металлургия росли вслед за строительством железных дорог, при этом Рурская область стала центром тяжелой промышленности, так как там были обнаружены богатые запасы каменного угля. Менее благоприятным было до 1871 года снабжение металлургии сырьём. Только в 1871 году Германия получила в своё распоряжение сколько-нибудь значительные запасы железной руды, когда после Франко-прусской войны 1870-1871 годов рудники Эльзаса-Лотарингии перешли к Германии. После этого в 1879 году была разработана технология по переработке железной руды из здешних рудников с её высоким содержанием фосфора в сталь, в которой ощущалась большая потребность в строительстве и машиностроении.
Между 1850 и 1870 годами промышленное развитие в Германии мало чем отличалось от английского. Однако в одном отношении имелось сильное различие, а именно в участии банков в индустриализации. Банки в Германии приняли активное участие в развитии промышленности. И после 1870 года банки продолжали играть очень важную, если не решающую роль в процессе дальнейшей индустриализации. В Англии же банкиры, напротив, очень неохотно вкладывали капиталы в промышленность. Английские банки были семейными предприятиями, которые в первую очередь удовлетворяли краткосрочные потребности промышленности в капитале. Например, банки предоставляли кредит для закупки сырья. Предоставление кредита основывалось на личных связях: банкир знал промышленника-предпринимателя и его кредитоспособность. В Германии ситуация была совсем иной. Там к 1850 году были созданы первые банки, которые не были семейными предприятиями, а имели форму акционерного общества. Эти промышленные инвестиционные банки специализировались в основном на финансировании постоянного капитала в тяжелой промышленности. Здесь оборачивались огромные суммы, потому что в этом секторе рентабельными были только круп-
номасштабные предприятия с самыми современными технологиями, вывезенными из Англии. Предприниматели в этой отрасли не были в состоянии постепенно создавать собственный постоянный капитал путём повторного инвестирования прибылей. Промышленные банки финансировали доменные установки, машиностроительные заводы и каменноугольные шахты за счёт сбережений мелких вкладчиков. Сэкономленные средства, таким образом, производительно вкладывались в экономику. Экономическая распылённость, столь неблагоприятная в других отношениях, для частных банков имела положительные последствия. Мощного центрального банка, который навязывал бы частным банкам обязательные к исполнению предписания относительно предоставления кредитов, не было.
Как уже было сказано, процесс роста в Германии приобрёл после 1870 года свой особый характер. В немецкой истории 1871 год, конечно, имеет магическое звучание, потому что это был год объединения страны. Тем не менее, вопреки тому, что иногда утверждают, такая политическая унификация не стала важным стимулом развития в экономической области. Особый характер индустриализации Германии после 1870 года не был следствием вмешательства со стороны нового германского государства. Экономическое развитие Германии было вызвано прежде всего целым комплексом взаимосвязанных явлений: быстром ростом внедрения технических инноваций в промышленности, особой производственной структурой, в которой доминировали картели и крупные предприятия, влиянием промышленных банков на процессы слияния и управления.
Технические нововведения в промышленности только отчасти основывались на изобретениях немецкого происхождения, изобретения из других стран также быстро находили в Германии применение в производстве. Для промышленного развития большое значение имели инновации в металлургии. Первым важным шагом явилось применение бессемеровского процесса, изобретённого в 1856 году в Англии, благодаря которому производство стали сделалось значительно дешевле. Десятью годами позже мартеновский процесс, совместное англо-французское изобретение, позволил получать сталь различных степеней твёрдости. До появления этой технологии не существовало возможности точно регулировать содержание углерода в жидком железе, а вместе с ним и степень твёрдости. В 1879 году последовало открытие, сделанное двумя британскими химиками, Томасом (Thomas) и Гиль-крайстом (Gilchrist), которое имело для Германии чрезвычайно большое значение, и представляло собой метод плавки руды с большим содержанием фосфора и отделения фосфора от железа. Остававшиеся фосфорные шлаки перемалывались и продавались в виде минерального удобрения томасшлака. Впредь можно было
разрабатывать богатые, но имевшие весьма высокое содержание фосфора запасы железной руды в Эльзасе-Лотарингии.
Как это было в случае с томассированием, химики открывали ряд побочных продуктов, пригодных к употреблению, которые получались при коксовании угля: важнейшими из них были газ, аммиак и дёготь, причём дёготь в свою очередь был важным сырьём для изготовления синтетических красителей. Само производство красителей тоже давало целый ряд побочных продуктов и тем самым явилось основой современной химической промышленности: аспирин, пластмасса и вискоза были новыми продуктами, которые внешне не были связаны с синтетическими красителями, но по химическому составу находились с ними в тесной связи. В сельском хозяйстве наконец-то была решена проблема удобрений (с появлением различных неорганических удобрений). Открытия не ограничивались областью химии. К концу века вошли в употребление электрический мотор, и другие формы применения электричества (электрический трамвай и электрифицированные железные дороги, освещение), как и первые автомобили с двигателем внутреннего сгорания немецких фирм Мерседес, Бенц и Даймлер.
Быстрое развитие химической и электротехнической промышленности стало возможным, благодаря тесному сотрудничеству между университетами и предприятиями. В отличие от Англии естественные науки и техника рассматривались в немецких университетах в качестве важнейших предметов и техническое образование, в том числе и неуниверситетское находилось на очень высоком уровне. Опять же в отличие от Англии, где более или менее случайные изобретения определяли направление технического прогресса, предприятия тратили огромные средства на исследования и техническое развитие стало не только условием, но и следствием экономических успехов. В пятидесятые и шестидесятые годы немецкие предприниматели заимствовали уже известные технологии, в первую очередь из Англии. В последние десятилетия девятнадцатого века в производстве использовались изобретения из других стран, но уже скоро сама Германия стала обладать монополией на новые достижения в этих быстро развивавшихся отраслях промышленности.
Капиталовложения в такие крупномасштабные отрасли промышленности, как горное дело, машиностроение, химическая промышленность, электротехника и металлургия находились на очень высоком уровне, более высоком, чем этого когда бы то ни было могли достичь отдельные предприниматели. Поэтому возникало всё больше акционерных обществ. Промышленные банки были главными акционерами в этих обществах и, таким образом, собственно владельцами предприятий, но это не означало, что в их руках находилось повседневное руководство. Возникло
разделение между владением и управлением. Кроме того наверху уже не стоял только один предприниматель, а всё большим числом предприятий руководили группы управляющих, которые занимались соответственно производством, сбытом и финансированием. Эта «управленческая революция» получила дополнительный стимул, когда стали возникать гигантские предприятия. Дело в том, что многим предприятиям удавалось путём слияния исключить взаимную конкуренцию и, таким образом, защитить крупные инвестиции.
Например, вся электротехническая промышленность в 1910 году находилась в руках всего двух гигантских фирм, которые до этого поглотили много других предприятий. Это были фирмы Сименс (Siemens) и Всеобщая электрическая компания, Allgemeine Elektrizitaets-Gesellschaft, сокращенно АЕГ. В химической промышленности доминировали известные и сейчас фирмы БАСФ (BASF) и Байер (Bayer). Ослаблению конкуренции способствовало образование картелей. Картели — форма сотрудничества между самостоятельными предприятиями, которые дого-' вариваются между собой относительно цен или квот продукции. Они встречались, главным образом, в черной металлургии и угледобыче. Большим преимуществом картелей и крупных, образованных в результате слияния предприятий было то, что новые инвестиции в них были сопряжены с меньшим риском. Поэтому акционеры в общем были склонны соглашаться с расширением производства. Промышленные банки, которые в значительной мере обеспечивали постоянный капитал, стимулировали процессы слияния и образования картелей. Это явилось одной из причин того, что в Германии особенно высокими темпами создавались резервы средств производства. К 1900 году инвестиции находились на уровне 14 процентов национального продукта, тогда как для Великобритании аналогичный показатель составлял 10 процентов. Кроме того крупные предприятия вкладывали значительные средства в научные исследования; это положительно сказывалось на темпах экономического прогресса. С другой стороны, картели иногда взвинчивали цены или выбрасывали на внешний рынок излишки продукции по демпинговым ценам. Немецкие предприятия, которые, например, использовали каменный уголь или сталь в качестве исходных материалов, имели все основания видеть в такой политике благоприятствование иностранным конкурентам.
После 1870 года индустриализация в Германии проходила иначе, чем в Англии. Аграрной революции не было, больше внимания уделялось тяжелой, а позднее химической промышленности, техническое развитие протекало быстрее и после внедрения инноваций, первоначально заимствовавшихся из других стран, стало основываться на собственной технической базе, в промыш-
ленности господствовали не индивидуальные предприниматели, а картели и инвестиционные банки. Развитие Германии соответствует теории роста, которую в 1962 году предложил Александр Гершенкрон (Alexander Gerschenkron). По Гершенкрону в странах, где процесс индустриализации начался после Англии, наблюдается большое разнообразие. В отличие от Ростоу, он подчеркивал, что единообразного для всех стран процесса с одинаковыми стадиями не было. Чем больше было отставание страны от индустриализованных стран — Гершенкрон называл это «относительным отставанием» (relative backwardness) — тем быстрее проходила индустриализация. Причина заключалась в возможности использовать прогрессивную технологию, а вследствие этого важную роль приобретали производство средств производства и крупные предприятий. В этой связи Гершенкрон указывал также на закон тормозящего преимущества. Известность этот закон приобрел благодаря голландскому историку Яну Ромейну (Jan Romein) (1893-1962). По мнению Ромейна, первоначальное экономическое преимущество с течением времени всегда превращается в относительное отставание. В применении к Англии Гершенкрон считал, что в стране, где индустриализация началась рано, относительное отставание в конечном итоге возникло потому, что в этой стране имелся устаревший к тому времени производственный аппарат. Не всегда движущей силой экономического роста должны были быть отдельные предприниматели, как это было в Англии, роль такого предпринимателя могли взять на себя экономические институты — государство или, как это было в Германии, промышленные банки.
Значительные отличия между экономическим развитием Германии и Великобритании показывают, что экономическое развитие в период перехода к индустриальному обществу зависит не от одного, а от целого комплекса взаимозависимых факторов.
6.3.3. Франция: в поисках Промышленной революции
Накануне Французской революции Франция и Англия не так сильно отличались друг от друга. Конечно, в развитии сельского хозяйства и торговли наблюдались значительные различия, но обе страны в восемнадцатом веке имели более или менее одинаковые показатели экономического роста, в обеих странах увеличивался экспорт, в обеих странах быстро развивалось хлопчатобумажная промышленность. В начале двадцатого века положение было совершенно иным. По сравнению с другими странами французское сельское хозяйство всё ещё оставалось малопродуктивным; впрочем, так это было и в прединдустриальный период. Например, производство зерна на гектар пашни составляло всего две трети от аналогичного показателя для Англии и Германии.
Различия в промышленности тоже были весьма характерны: если использование производственных мощностей в Англии и Германии в 1913 году составляло соответственно 10 и 8 миллионов лошадиных сил, во Франции этот показатель составлял всего 3,5 миллиона. Производство стали, главный показатель промышленной активности, в 1900 году выглядел довольно скромно по сравнению с тем, чего достигли Великобритания и Германия, это видно из таблицы 6.8.
Причины такого отставания развития промышленности зависели от целого комплекса факторов: Французская революция и последовавшие за ней Коалиционные войны затормозили экономический рост, банковское дело было развито слабо, не хватало сырья, особенно каменного угля, экспортные возможности были незначительными. Но самыми главными препятствиями экономического роста были традиционная сельскохозяйственная структура в сочетании с незначительным ростом населения и поведение французских предпринимателей, которые скорее тяготели к стабильности и избегали риска, нежели стремились к обновлению и развитию производства.
В первой части этой книги мы отмечали, что в сельском хозяйстве Франции при королевском режиме преобладали небольшие, натуральные хозяйства. Крестьян, владевших небольшими клочками земли или бравших эту землю в аренду, от алчности дворянства и богатых крестьян защищало государство, хотя и за выплату тяжелых налогов. Французская революция никоим образом не была радикальным переворотом, она скорее способствовала консолидации структуры собственности в сельской местности. Крупные земельные владения дворянства и церкви были поделены среди мелких крестьян, ненавистные барщина и десятина были отменены, а налоги — нет. Результатом явился мелкомасштабный, непродуктивный и отсталый аграрный сектор, в котором сохранялась традиционная система «открытого поля». Привязанность к земле была особенно сильна. Впервые став пол-
Табл. 6.8. Производство стали в | Западной Европе, 1875-1913 | |||
Среднегодовые показатели (млн. 1875- 79 | т) 1880- "90 | 1900- '04 | 1910- '13 | |
Великобритания Германия Франция | 0,9 0,0 0,3 | 1,8 0,1 0,5 | 5,0 7,6 1,7 | 6,9 16,2 4,1 |
Источник: Б.Р.Митчелл, «Статистическое приложение 1700-1914» в: Карло М. Чиполла ред., Экономическая история Европы (Глазго 1976), m.IV:2, 775. В..R.Mitchell, «A statistical appendix 1700-1914», in: Carlo M. Cipolla (ed.). Economic history of Europe (Glasgo 1976), vol.IV:2.
исправными собственниками земли, крестьяне ни при каких условиях не собирались от неё отказываться, сколь нерентабельным бы ни было их хозяйство. Так Франция до конца девятнадцатого века оставалась страной с очень низкой степенью урбанизации. Сочетание привязанности к земле с низким ростом населения вызывало незначительную миграцию из аграрных районов в городские промышленные центры, в отличие, например, от Англии и Германии. Крестьянское хозяйство было ориентировано не на повышение производительности, а на преемственность и сохранение семейной собственности. Если крестьяне и получалась прибыль, то они не вкладывали деньги в обновление хозяйства, и уж во всяком случае не инвестировали в промышленность, а откладывали их на черный день. Такое сельское хозяйство не могло стать стимулом Промышленной революции, оно не выступало в качестве резерва капитала или рабочей силы или в качестве рынка сбыта промышленной продукции.
Не только внутренний спрос не давал импульсов индустриализации, но и сбыт на внешнем рынке был невелик. Во-первых, во второй половине восемнадцатого века колониальные владения Франции стали постепенно сокращаться. То, что ещё оставалось от колоний, страна потеряла в бурный период с 1789 по 1815 год. Во-вторых, было практически невозможно конкурировать с британским экспортом по части дешевого текстиля, например, хлопчатобумажных тканей. Больше всего Франции удавался экспорт шелка, который производился в Лионе и его окрестностях. Однако этот высококачественный и дорогой продукт не пользовался таким массовым спросом, как дешевые ситцы из Англии.
Другим тормозом экономического развития была косная система кредитования банками промышленных проектов. Проблема заключалась не в недостаточности капиталов, напротив, французское население было весьма бережливым. Но ни частные лица, ни банки не были склонны вкладывать деньги в промышленность. Крупномасштабная промышленность вызывала подозрительность, инвестиции в промышленные проекты считались чистой спекуляцией. Лучше было вкладывать деньги в иностранные государственные ценные бумаги. В последние десятилетия девятнадцатого века особой популярностью пользовались Россия и южноамериканские страны, в общей сложности на их долю приходилось почти 60 процентов от тех огромных сумм, которые ушли из страны. Однако в 1917 году оказалось, что русские государственные облигации стоят не больше, чем бумага, на которой они были напечатаны, многие южноамериканские страны тоже не выполнили свои обязательства. Нежелание финансировать промышленные предприятия еще увеличилось после краха Кредита Движимого имущества (Credit Mobilier). Это учреждение
было создано в 1852 году специально для финансирования промышленных проектов, например, строительства железных дорог. Финансовые злоупотребления уже в 1866 году привели его к банкротству.
В качестве объяснения медленного экономического роста во Франции иногда называют проблему сырья. Во Франции в избытке имелась древесина, но зато не было каменного угля, пригодного для коксования. Нехватка древесины в Англии как бы вынудила страну перейти к новым технологиям. Во Франции нехватки древесины не было, поэтому только в 1860 году впервые было произведено больше железа с использованием импортного кокса, чем древесного угля. Каменный уголь, который был у Франции, не только не годился для коксования, но был ещё и дорог, потому что пласты было трудно разрабатывать. Проблемы были и с запасами железной руды: незадолго до того, как в 1879 году был найден способ использования лотарингской руды с большим содержанием фосфора для производства стали, рудники в результате Франко-прусской войны 1870-1871 годов оказались на немецкой территории. Таким образом, Франция потеряла 80 процентов разведанных к тому времени запасов железной руды. Наконец, до 1850 года, когда началось массовое строительство железных дорог, слабым местом оставалась и перевозка сырья. Тем не менее, нехватку сырья нельзя рассматривать как главную причину медленного промышленного роста; это — только привходящий фактор. Предприниматели с новыми, прогрессивными идеями, конечно, смогли бы найти выход из такого рода затруднений.
И такие предприниматели во Франции были. На севере и на востоке возникли крупные сосредоточения современных промышленных предприятий, например, сталелитейная промышленность и машиностроение в Ле-Крёзо. Процветала и автомобильная промышленность: незадолго до Первой мировой войны французе -
Табл. 6.9. Коэффициенты роста промышленного производства в Западной Европе, 1860-1913
Средний процент роста в год 1860- '80 | 1880-1900 | 1900- '13 | |
Великобритания Германия Франция | 2,4 2,7 2,4 | 1,7 5,3 2,4 | 2,2 4,4 3,7 |
Источник: Клайв Требилькок, Индустриализация континентальных держав 1780-1914 (Лондон 1981) 159. Clive Trebilcock, The industrialization of the continental powers 1780-1914 (London 1981).
кие предприятия Ситроэна и Рено производили в два раза больше машин, чем английское автомобилестроение. То есть, современные предприниматели во Франции были, но их было недостаточно. Вплоть до двадцатого века французская экономика отличалась явно двойственным характером. Хотя там и имелись крупномасштабные предприятия, использовавшие современные способы производства, небольшие семейные предприятия сохраняли своё господствующее положение. Крупные предприятия, имевшие форму акционерных обществ, с разделением функций между фактическими владельцами и управляющими, не были характерны для Франции. Типичный предприниматель в первую очередь стремился сохранить свою самостоятельность и своё предприятие, но не расширять его. Риска всех видов, в частности, рискованных вложений капитала с помощью денежных ссуд, старались избегать. Девизом были осторожность и бережливость. Социальный статус определялся не успехом растущего предприятия, а вложением средств в землю или государственные бумаги. Летаргия подавляющего большинства предпринимателей вместе с грузом отсталого аграрного сектора видимо и были виной того, что такие экономические стимулы, как строительство железных дорог после 1850 года, в конечном счёте не оказали большого воздействия на темпы экономического роста. К этому надо прибавить и потерю Эльзаса-Лотарингии со значительной частью современной промышленности, которой располагала страна. В результате всего этого французская экономика на протяжении девятнадцатого века росла медленно, и настоящей промышленной революции с быстрым «взлётом» не произошло, как видно из таблицы 6.9.
Только в начале двадцатого века современная промышленность, благодаря разработке вновь открытых запасов железной руды и каменного угля, оказалась в состоянии обеспечить ускорение экономического роста. Темпы роста превосходили темпы роста в Великобритании, но отставание по такому показателю, как размер валового национального продукта на душу населения, Франция не могла преодолеть до 1914 года.
6.3.4. Голландия: успехи в области торговли и сельского хозяйства
К 1800 году мало что оставалось от той господствующей позиции, которую Республика провинций занимала в мировой экономике в семнадцатом веке. Существуют разногласия по поводу того, с помощью каких критериев следует измерять экономический регресс, в какой степени такое отставание является относительным или абсолютным, когда именно начался этот процесс и чем он был вызван. Однако точно известно, что в начале девят-
надцатого века процветавшие некогда западно-нидерландские города являли собой печальную картину: большая безработица, нищенство и умирающая промышленность. Правда, доход на душу населения в Голландии был ещё высок по сравнению с окружающими странами, выше даже, чем в Великобритании, но распределение доходов было крайне неравномерным. Это означало существование резких контрастов между бедными и богатыми. К 1800 году общая атмосфера характеризовалась застоем и депрессией.
До недавних времён эта картина застоя была господствующей в представлениях об экономической истории Нидерландов в девятнадцатом веке. В соответствии с этими представлениями экономический рост в Нидерландах начался только после 1895 года, с началом индустриализации. Для такой поздней индустриализации имелось два объяснения. Одно объяснение приписывало её «психологическим факторам»: вялости самодовольной, дремлющей буржуазии, которая, будучи лишенной всякого духа предпринимательства, предпочитала вкладывать деньги в иностранные ценные бумаги, а не в развитие промышленности. Другое объяснение отсутствия индустриализации подчёркивает «объек-
ееэ primaire sector шея secundaire sector ma tertiaire sector ih nationale economie
Groeivoetproduktie —рост производства.
Primaire sector — сельское хозяйство; secundaire sector — промышленность; tertiaire
sector — сектор услуг; nationale economie — национальная экономика
Рис. 6.4. Среднегодовые показатели экономического роста в различных секторах экономики Нидерландов, 1805-1910
Источник: И.Л. ван Занден, «Экономический рост в Нидерландах в девятнадцатом веке. Некоторые новые результаты», в: Экономический и социально-исторический ежегодник 50 (1987) 59. J.L. van Zanden, «Economische groei in Nederland in de negentiende eeuw. Enkele nieuwe resultaten», in: Economisch- en Sociaal-Historisch Jaarboek 50 (1987).
тивные» обстоятельства, вроде незначительных масштабов внутреннего рынка, высоких налогов на предметы первой необходимости, подрывавших покупательную способность населения, отсутствия сырья и плохой инфраструктуры. В 1980 году эта дискуссия, бесконечная в силу практического отсутствия анализа количественных показателей, получила новый импульс. Исследования показали, что в первой половине девятнадцатого века всё-таки имел место определённый рост, а именно в сельском хозяйстве в восточной части страны, в торговле и некоторых отраслях промышленности. Поэтому картина абсолютной стагнации голландской экономики в первой половине девятнадцатого века является слишком общей: годовой прирост национального продукта с 1805 по 1850 год составлял 0,9 процента, однако этот рост в значительной мере сводился на нет ростом населения в 0,8 процента в год.
Новый свет был пролит и в вопросе о том, когда начался современный эко<