Структурно-логическая схема сегодняшнего занятия

Лекция

по дисциплине Бухгалтерский учет (ФиК)

Тема № 14. Учет производственных запасов.

Занятие № 1. Организация учета производственных запасов.

Учебно-воспитательные цели:

Ознакомить курсантов с понятием и классификацией материально-производственных запасов, порядком оценки и задачами бухгалтерии по их учету, а также с документальным оформлением движения материалов в организации.

Воспитывать у курсантов бережное отношение к сохранности государственной собственности и ответственное отношение к расходованию материалов.

Содержание

Введение

1. Понятие, оценка и задачи учета производственных запасов.

2. Документирование операций по поступлению и расходу материалов.

3. Организация учета на складе. Отчетность материально-ответственных лиц.

Заключение

Литература:

а) Основная

1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений, внесенных ФЗ от 2.07.99г. №123-ФЗ).

2. Налоговый кодекс РФ ч,1, федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ (в редакции федерального закона от 9 июля 1999г. №154-ФЗ).

3. Положение по ведению бухгалтерского и бухгалтерской отчетности в РФ- приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34-н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ l/98 (приказ Минфина от 09 декабря 1998г. № 60-н).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ от 9 июня 2001г. № 44н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (приказ Минфина РФ от 06 мая 1999г. № 33-н).

7. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002г. – с. 166-207.

б) дополнительная

1. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ МФ РФ от 28.12.01г. № 119н.

2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, приказ МФ СССР от 29 июля 1983г. № 105.

3. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве» от 30 октября 1997г. № 71-а.

4. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения» от 9.08.99г. № 66.

5. Н.Г. Волков «Учет производственных запасов». Журнал Бухгалтерский учет № 4, 2001г., с. 18-26.

6. Учет материалов. Приложение к журналу «Бухгалтерский учет» № 7, 2001г., с. 47-50.

7. И.Н. Ложников «О Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Журнал Налоговый вестник N 4, 5, апрель, май 2002 г.

8. В.Р. Захарьин «Особенности учета материально-производственных запасов в строительных организациях». Консультант бухгалтера N 5, май 2002 г.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды по теме № 14/1.

2. ТСО: Лектор – 2000.

Введение

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.) являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Их себестоимость полностью переносится на вновь созданный продукт, занимая при этом довольно высокий удельный вес.

В структуре себестоимости удельный вес затрат по статье «Материалы» составляет в среднем по стране около 50%, а в отдельных отраслях капитального строительства - 60 и более процентов. Поэтому в снижении себестоимости продукции большую роль играет бережное хранение материалов, соблюдение норм их расхода на производство, обеспечение сохранности материальных ценностей.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, определяющее значение приобретают качественные показатели, например, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Этого можно достигнуть увеличением использования прогрессивных конструкционных материалов, металлических порошков и пластмасс, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми - синтетическими без снижения качества продукции, сокращением отходов производства. Большую роль в этих вопросах играют работники бухгалтерской службы.

Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм расхода, обеспечения надлежащего хранения материалов, их сохранности. А такой бухгалтерский учет могут организовать только хорошо подготовленные специалисты в области учета и контроля. Такая роль в практической деятельности в/частей принадлежит нашему выпускнику. Никто другой не подскажет командованию части основные направления экономии материальных ценностей и пути их эффективного использования в целях улучшения материального обеспечения части и повышения боеготовности.

Для изучения данной темы учебным планом отводится 14 часов, в том числе 4 лекции, 2 часа - самостоятельная работа под руководством преподавателя, 2 часа семинар и два практических занятия 2 часа и 4 часа.

Основная цель сегодняшнего лекционного занятия изучить организацию учета производственных запасов на предприятии.

Б)Оценка материалов

I. Оценка МПЗ при принятии их к учету

Материально-производственные запасы (материалы) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01).

Оценка МПЗ при принятии их на бухгалтерский учет зависит от:

1) наличия у организации права собственника на запасы и их видов;

2) состава затрат, определяющих стоимость приобретения запасов и порядок учета заготовительно-складских и транспортных расходов;

3) наличия оплаты на неполученные запасы;

4) наличия расчетных документов на полученные запасы;

5) формы поступления запасов:

- покупка у поставщиков;

- изготовления в собственном производстве;

- получения в качестве вклада в уставный капитал организации;

- получения безвозмездно или по договору дарения;

- получения в обмен на иное имущество организации;

- от ликвидации основных средств или их ремонта.

А) Покупка у поставщиков. Согласно п.6 ПБУ 5/01 под фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение запасов за исключением налога на добавленную стоимость или иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

При этом фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), - покупная стоимость материалов;

- информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- услуги посреднической организации;

- затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию.

- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;

- начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

- начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

- затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением МПЗ.

Сумма фактических затрат на приобретение материалов за вычетом их покупной стоимости представляет собой совокупность транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

Фактич.затраты – покупная стоимость = ТЗР

Б) Изготовление в собственном производстве.При изготовлении материалов собственными силами организации (см. п. 7 ПБУ 5/01) фактическая себестоимость материально-производственных запасов складывается из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.

В) При получении материалов в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации (см. п.8 ПБУ 5/01) - определяется исходя из денежной оценки материалов, согласованной учредителями (участниками) организации;

Г) В случае безвозмездного получения (дарения),(см. п. 9 ПБУ 5/01) – определяется из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;

Д) В случае приобретения в обмен на другое имущество (исполнение обязательств не денежными средствами) (см. п. 10 ПБУ 5/01) - определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе организации.

Очень часто на практике возникают ситуации, когда определить фактическую себестоимость приобретаемых материалов на момент их оприходования на склад предприятия трудно (не поступили документы) или возможно только по окончании отчетного периода (все расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата предприятия будут известны только по окончании месяца). Тогда в текущем (ежедневном) бухгалтерском учете допускается отражение материалов по учетным ценам.

Учетные цены устанавливаются по каждому виду, а иногда и группе поступающих на предприятие материалов. Такими ценами могут быть:

а) договорные цены;

б) фактическая с/с материалов по данным предыдущего месяца;

в) планово-расчетные цены;

г) средняя цена группы.

В конце отчетного периода (месяца) бухгалтер, суммировав фактические расходы по приобретению материалов, сравнивает их со стоимостью материалов по учетным ценам и рассчитывает сумму отклонений между фактической и учетной ценой. Фактическая себестоимость материалов будет равна сумме отклонений и стоимости материалов по учетным ценам:

 
 
Фс/с = Суч.ц ± Откл.

Для определения фактической себестоимости израсходованных на производство и при ином выбытии материалов рассчитывается средний процент отклонений в стоимости материалов по учетным ценам. Порядок расчета фактической себестоимости материалов при использовании метода оценки материалов по учетным ценам будет рассмотрен во втором лекционном занятии по изучаемой теме.

Фактическая себестоимость материалов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению кроме следующих случаев:

§ при снижении цен в течение года на приобретение конкретного вида материалов;

§ в случае морального "старения" материалов (появление более прогрессивных материалов для производства продукции по сравнению с имеющимися на предприятии);

§ при частичной утрате материалами своих первоначальных качеств.

В этих случаях МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния.

Снижение стоимости МПЗ отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва:

Дт 91 – Кт 14 - образован резерв под снижение стоимости материальных ценностей.

В начале следующего периода зарезервированная сумма восстанавливается: Дт 14 – Кт 91.

II. Оценка материалов при их выбытии

При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка в текущем учете производится одним из следующих методов:

а) по себестоимости каждой единицы (драгоценные металлы);

б) по средней себестоимости;

в) по себестоимости первых по времени приобретения материалов (по способу ФИФО);

г) по себестоимости последних по времени приобретения материалов (по способу ЛИФО).

Перечисленные методы учета можно разделить на две группы: точного учета (единичный учет) и приближенного учета, при котором учетная цена отпущенных в производство материалов определяется расчетным путем (способы средних цен, ФИФО и ЛИФО).

Все методы учета материалов основаны на том, что нам известен количественный расход материала по каждому факту передачи в производство. Мы точно фиксируем дату и количество расхода конкретного материала. Знание этого является основой суммового учета.

Кратко рассмотрим суть каждого из вышеперечисленных методов оценки материалов. (Подробнее рассмотреть курсантам на самоподготовке).

При выборе первого метода оценки материалов их отпускная цена совпадает с фактической себестоимостью (ценой) приобретения (п.17 ПБУ 5/01).

При выборе второго метода оценки материалов средняя себестоимость материалов, отпускаемых в производство и при прочем выбытии, определяется по каждому виду (группе) материалов как частное от деления общей себестоимости приобретения вида (группы) материалов на их количество с учетом остатка на начало отчетного периода.

Оценка материальных запасов методом ФИФО.

ФИФО- это метод оценки материальных ценностей по их первоначальной стоимости, в котором применяется правило: «первая партия на приход - первая в расход», т.е. расход материальных ценностей оценивается по себестоимости приобретения в определенной последовательности: сначала списываются в расход материалы по цене первой закупочной партии, затем второй, третьей и так в порядке очередности до исчерпания общего количества израсходованного материала.

Оценка материальных запасов методом ЛИФО.

ЛИФО- это метод оценки материальных ценностей по восстановительной стоимости (по текущим ценам), в котором применяется правило: «последняя партия на приход- первая в расход». Материальные ценности, выданные со склада, оцениваются по стоимости последнего приобретения, затем предыдущего и так далее, хотя их фактическое движение на складе может быть иным.

Применение методов ФИФО И ЛИФО для оценки стоимости израсходованных на производство и при ином выбытии материалов целесообразно на предприятиях, где используется широкая номенклатура материалов и нет возможности осуществлять контроль за выбытием каждого вида и партии материалов, поступивших на предприятие.

Оценка по методам ЛИФО И ФИФО взята из международной практики бухгалтерского учета. Однако в отечественном бухгалтерском учете данные методы оценки материально- производственных ресурсов не нашли широкого применения.

Справка: над целесообразностью с экономической точки зрения применения методов ФИФО и ЛИФО в практике бухгалтерского учета материальных ресурсов можно предложить подумать курсантам самостоятельно и подготовить ответы к предстоящему семинарскому занятию по рассматриваемой теме.

Выбор метода оценки материально-производственных ресурсов при их отпуске в производство и ином выбытии является элементом учетной политики предприятия. В соответствии с п.21 ПБУ 5/01 организация (предприятие) в течение отчетного года применяет один способ оценки по каждому виду (группе) материально-производственных запасов.

Основными задачами бухгалтерского учета материально-производственных запасов являются:

а) формирование фактической себестоимости запасов;

б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и выбытию запасов;

в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг;

д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;

е) проведение анализа эффективности использования запасов.

Необходимыми предпосылками действен­ного контроля за сохранностью запасов являются:

1) наличие должным образом оборудованных складов, кладовых, площадок; организация складского хозяйства;

2) установление порядка формирования учетных цен;

3) определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов; увольнение (перемещение) материально-ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером;

4) определение списка лиц, имеющих право подписи первичных документов на получение и отпуск запасов, согласованный с главным бухгалтером; и т.д.

Вывод: Под материально-производственными запасами понимается часть имущества предприятия, используемая при производстве продукции (работ, услуг) и для управленческих нужд предприятия, а также предназначенная для продажи. В бухгалтерской отчетности предприятия материальные ресурсы отражаются по стоимости, определяемой исходя из используемых способов их оценки: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по способам ФИФО и ЛИФО.

Порядок документирования операций по поступлению и расходу материалов рассмотрим во втором вопросе лекции.

Жизненный цикл МПЗ

 
  Структурно-логическая схема сегодняшнего занятия - student2.ru

В соответствии с циклом выделяются группы учетных записей:

 
  Структурно-логическая схема сегодняшнего занятия - student2.ru

Согласно статье 9 Закона РФ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании первичных (оправдательных) документов.

Первичные документы могут быть приняты к учету в случае, если они составлены:

- по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (унифицированные документы);

- по форме, разработанной министерствами (отраслевые формы);

- по форме, разработанной и утвержденной на предприятии, и содержащие обязательные реквизиты (перечень обязательных реквизитов первичных документов Вы изучали в теме № 4 "Первичное наблюдение и стоимостное измерение в бухгалтерском учете").

При этом требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Порядок оформления движения материальных ценностей на предприятии утверждается в приказе "Об учетной политике предприятия" на отчетный период (год) исходя из требований действующего законодательства. На настоящий момент времени следует руководствоваться следующими нормативными документами:

- Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено приказом Минфином СССР от 29.07.1983г. №105);

- Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97г. за №71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве"; Постановление Госкомстата РФ от 9.08.99г. № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения».

Рассмотрим общие требования к документальному оформлению движения материальных ценностей: первичные документы надлежит выписывать в минимальном числе экземпляров; первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть заранее пронумерованы (на небольших предприятиях нумерацию целесообразно проводить в централизованном порядке, а на крупных - в децентрализованном (по цехам, складам и отделам)), первичные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации..

Все операции по документальному оформлению движения материальных ценностей на предприятии можно разбить на 4 группы:

- оформление поступления материалов;

- оформление отпуска материалов в производство;

- оформление операций по перемещению материалов внутри предприятия (например, между цехами, складами);

- оформление отпуска материалов на сторону (продажа).

Рассмотрим в последовательном порядке оформление первичных учетных документов по этапам движения материалов.

1.Документальное оформление поступления материалов.

Материалы могут поступать:

а) от поставщиков;

б) от учредителей в качестве взноса в уставный капитал и при безвозмездной передаче;

в) разборки и ликвидации основных средств;

г) от структурных подразделений предприятия (отходы, неизрасходованные в производстве материалы).

а)Приемка материалов, поступивших на склад предприятия от поставщиков, производится на основании сопроводительных документов (счета-фактуры, накладные, требования, товарно-транспортные накладные и т.д.). Сопроводительные документы регистрируются работниками отдела снабжения в журнале учета поступающих грузов (произвольной формы) и затем передаются соответствующему складу для руководства при приемке и оприходовании материалов.

В случае получения материалов со склада поставщика уполномоченному лицу (только работнику предприятия и сроком не более 15 дней) предприятия выдается доверенностьбухгалтериейна получение материалов (форма № М-2 и №М-2а). Форма № М-2а применяют предприятия, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.

Выдача доверенностей регистрируется в пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей (М-3).

Сдача грузов, доставленных от поставщика на предприятие (стройку), осуществляется под расписку заведующего складом (кладовщика) на сопроводительных документах.

На основании сопроводительных документов поставщиков завскладом выписывает приходный ордер (форма №М-4) или делает отметку (штамп) на сопроводительных документах с реквизитами приходного ордера.

При установлении несоответствия данных о поступивших материалах с данными сопроводительных документов вместо приходного ордера составляется Акт о приемке материалов (форма №М-7). Данный акт составляется также в случае приемки груза без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю (транспортной организации).

б)Приемка материалов, поступающих от учредителей в качестве вклада в уставный капитал и при безвозмездной передаче (дарение, спонсорская помощь) оформляется:

- актом о приемке материалов (может быть составлен по форме № М-7) без составления приходного ордера (ф. № М-4);

- выписывается приходный ордер на основании сопроводительных документов или на последних проставляется штамп с реквизитами приходного ордера.

в)Материалы, потупившие от разборки, ликвидации основных средств приходуются на основании акта на списание основных средств (форма № ОС-4, 4а), акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).

г) Сдача структурными подразделениями предприятия (цеха, строительные участки). Материальные ценности, изготовленные, переработанные на самом предприятии, и неизрасходованные, оформляются требованием-накладной (форма №М-11).

Приходные ордера, приемные акты, требования-накладные должны составляться в день поступления материалов на склад предприятия.

2. Документальное оформление отпуска материалов в производство.

Под отпуском материалов в производство понимается отпуск материалов непосредственно для изготовления продукции, а на стройках - для выполнения строительно-монтажных работ. Кроме того, сюда же относится и отпуск на ремонтные и хозяйственные нужды.

Порядок документального оформления отпуска материалов на производство зависит главным образом от 3-х факторов:

1) способа хранения материалов (в закрытых или открытых помещениях);

2) от наличия возможности определить количество отпускаемого материала путем взвешивания, обмера, подсчета;

3) от периодичности потребления в процессе производства ( материалы с периодической и систематической потребностью).

Отпуск материалов в производство, количество которых в момент отпуска можно определить путем подсчета, взвешивания, обмера.

Отпуск таких материалов, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов (предельных норм расхода материалов на производство), устанавливаемых отделом снабжения, планово-производственными отделами или другими отделами предприятия, по указанию руководителя предприятия.

А) Отпуск материалов потребность в которых возникает систематически.

Отпуск на производство вышеуказанных материалов оформляется лимитно-заборными картами (форма № М-8 ) и требованиями-накладными (форма №М-11).

В лимитно-заборной карте указывается:

- установленный лимит отпуска материалов на производство;

- фактическое количество отпущенных на производство материалов;

- количество неиспользованных и сданных на склад материалов.

Лимитно-заборные карты выписываются, как правило, в 2-х экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению-потребителю материалов, второй-складу.

Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в лимитно-заборной карте дату и количество отпущенных материалов, выводит остаток лимита по каждому наименованию материала. Отпуск материалов производится только с тех складов, которые обозначены в лимитно-заборной карте.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Изменение лимита в лимитно-заборной карте допускается только с разрешения руководителя предприятия или уполномоченных им на это служб.

Б) отпуск материалов, потребность в которых возникает периодически.

Отпуск таких материалов рекомендуется оформлять требованиями-накладными (форма № М-11). Порядок выписки требования-накладной был рассмотрен выше (см. оформление операций по поступлению материалов).

Следует отметить, что и при использовании требований-накладных отпуск материалов должен осуществляться в пределах установленных лимитов на предприятии (если таковые устанавливаются).

Отпуск материалов, количество которых в момент отпуска не возможно определить по фактическому весу или обмеру.

Количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий и др.) при невозможном отпуске их по фактическому весу или обмеру допускается определять на основе проведения комиссией периодических, не реже 1 раза в месяц, инвентаризаций этих материалов (их остатков). Результаты инвентаризации остатков материалов оформляются путем составления акта (форма №М–22а), на основании которого делаются записи о списании материалов в требовании - накладной.

Отпуск материалов на производство может оформляться согласно учетной политике без выписки первичных учетных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных) в регистре аналитического учета материалов - карточке учета материалов (форма № М-17). Перечень наименований материалов, отпускаемых указанным способом и порядок оформления такого отпуска устанавливает руководитель предприятия. При этой системе отпуска материалов карточка М-17 является одновременно регистром аналитического учета и выполняет функции первичного документа (с добавлением дополнительных граф).

3. Оформление операций по перемещению материалов внутри предприятия.

Для оформления перемещения материалов из одного склада (цеха, участка) на другой склад используется требование - накладная (форма № М-11). Внутреннее перемещение материалов допускается оформлять также в карточке учета материалов (форма № М-17). При этом получатель расписывается в карточке отпустившего материал, а отпустивший в карточке получателя.

4. Оформление отпуска материалов на сторону.

Отпуск материалов на сторону (продажа хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории) оформляется выпиской накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15).

Накладную выписывает работник структурного подразделения (как правило, отдела снабжения) в 2-х экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и при предъявлении получателем доверенности на получение ТМЦ. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй- получателю материалов.

На основании указанных выше первичных приходно-расходных документов в день совершения хозяйственной операции на складах организации производятся записи в карточку учета материалов формы № М-17 (карточка складского учета).Карточка учета материалов (ф. № М-17) является основным регистром аналитического учета материалов на складе.

Документальное оформление поступления и отпуска материалов представлено в таблице № 1.

Таблица № 1.

Поступление материалов Отпуск материалов
   
- от поставщиков:   а) доверенность (ф. № М-2, М-2а) б) журнал учета выданных доверенностей (ф. № М-3) в) приходный ордер (ф. № М-4) г) акт о приемке (ф. № М-7) д) журнал учета поступающих грузов (ф. № МХ – 4) е) документы поставщика с отметкой реквизитов приходного ордера - в производство: а) лимитно-заборная карта (ф. № М-8) б) требование-накладная (ф. № М-11) в) карточка учета материалов (ф.М-17) г) сигнальная справка
- от учредителей:   а) акт о приемке (ф. № М-7) б) приходный ордер (ф. № М-4) - на сторону   а) накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15)
- от разборки основных средств   а) акт на списание (ф. № ОС-4, ОС-4а) б) акт об оприходовании МЦ полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. М-35) - структурным подразделениям (внутреннее перемещение)   а) требование-накладная (ф. № М-11) б) карточка учета материалов (ф.М-17)
 
- от структурных подразделений а) требование – накладная (ф. М-11)
Структурно-логическая схема сегодняшнего занятия - student2.ru Структурно-логическая схема сегодняшнего занятия - student2.ru Все приходные и расходные операции отражаются в карточке учета материалов (ф.М-17)

Вывод: Документальное оформление поступления, перемещения и отпуска материалов на предприятии производится в соответствии с правилами документооборота, определенными в учетной политике предприятия с учетом требований действующего законодательства. Первичные документы, используемые для оформления движения материалов должны составляться в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно по ее окончании. Соблюдение установленного в организации графика документооборота, правильное и четкое заполнение всех реквизитов первичных учетных документов, фиксирующих хозяйственные операции с материальными ценностями, обеспечивает достоверность учетных данных, сохранность материалов на местах их хранения и контроль за их расходованием. Ведение учета материалов на складах будет рассмотрен в третьем вопросе лекции.

Заключение

Таким образом полнота и достоверность информации о наличии, движении, использовании материально-производственных ресурсов в организации в целях управления и контроля за ними зависит от:

1) правильно выбранного в бухгалтерском учете метода оценки материально-производственных запасов;

2) обеспечения своевременности и правильности документирования хозяйственных операций, фиксирующих факт их поступления, выбытия и расхода на производство;

3) рациональной системы организации складского хозяйства и складского учета.

Лекция

по дисциплине Бухгалтерский учет (ФиК)

Тема № 14. Учет производственных запасов.

Занятие № 1. Организация учета производственных запасов.

Учебно-воспитательные цели:

Ознакомить курсантов с понятием и классификацией материально-производственных запасов, порядком оценки и задачами бухгалтерии по их учету, а также с документальным оформлением движения материалов в организации.

Воспитывать у курсантов бережное отношение к сохранности государственной собственности и ответственное отношение к расходованию материалов.

Содержание

Введение

1. Понятие, оценка и задачи учета производственных запасов.

2. Документирование операций по поступлению и расходу материалов.

3. Организация учета на складе. Отчетность материально-ответственных лиц.

Заключение

Литература:

а) Основная

1. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений, внесенных ФЗ от 2.07.99г. №123-ФЗ).

2. Налоговый кодекс РФ ч,1, федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ (в редакции федерального закона от 9 июля 1999г. №154-ФЗ).

3. Положение по ведению бухгалтерского и бухгалтерской отчетности в РФ- приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34-н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ l/98 (приказ Минфина от 09 декабря 1998г. № 60-н).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ от 9 июня 2001г. № 44н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (приказ Минфина РФ от 06 мая 1999г. № 33-н).

7. Н.П. Кондраков. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002г. – с. 166-207.

б) дополнительная

1. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ МФ РФ от 28.12.01г. № 119н.

2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, приказ МФ СССР от 29 июля 1983г. № 105.

3. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, МБП, работ в капитальном строительстве» от 30 октября 1997г. № 71-а.

4. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения» от 9.08.99г. № 66.

5. Н.Г. Волков «Учет производственных запасов». Журнал Бухгалтерский учет № 4, 2001г., с. 18-26.

6. Учет материалов. Приложение к журналу «Бухгалтерский учет» № 7, 2001г., с. 47-50.

7. И.Н. Ложников «О Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Журнал Налоговый вестник N 4, 5, апрель, май 2002 г.

8. В.Р. Захарьин «Особенности учета материально-производственных запасов в строительных организациях». Консультант бухгалтера N 5, май 2002 г.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды по теме № 14/1.

2. ТСО: Лектор – 2000.

Введение

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.) являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Их себестоимость полностью переносится на вновь созданный продукт, занимая при этом д

Наши рекомендации