Методические указания к практической работе

Практическое занятие № 1

«Управленческие решения в производственном менеджменте»

Цель практического занятия: Закрепление теоретического материала по теме

Задачи практического занятия: Обсудить основные понятия, признаки, законы, свойства, методы анализа внешней и внутренней среды организации.

Методические указания

1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.

2) Совместно с преподавателем решить задачи по теории принятия решений, используя таблицы решений, деревья решений.

3) Самостоятельное решение задач по вариантам.

Задача 1.

Главный инженер предприятия решает, строить или не строить новую заработает, компания будет получать прибыль 200000. Если не заработает, то компания получит убыток 150000. Главный инженер считает, что шансы на неуспех нового процесса – 60%.

Другое решение – проводить дополнительное исследование и тогда решать пускать или не пускать новую линию. Такое исследование требует затрат 10000. Главный инженер считает, что шанс 50:50, что исследование даст благоприятный результат. Если оно успешно, то вероятность того, что оборудование будет работать, - 90%. Если нет, то только 20% составляют шанс, что оборудование будет работать. Проанализируйте эту проблему, используя метод принятия решений на основе деревьев решений.

Задача 2.

Предприниматель решает открывать ему ресторан, кафе или ничего не делать. Его решения сведены в следующую таблицу:

Альтернативы Состояния природы
Благоприятный рынок, $ Неблагоприятный рынок, -$
Открывать ресторан
Открывать кафе
«Ничего не делать»
вероятность 0,6 0,4
  1. Постройте дерево решений.
  2. Определите лучшую стратегию, используя критерий EMV.
  3. Какое значение имеет стоимость совершенной информации (EMPI)?

Литература:[3], [4], [5], [6], [17], [18], [26], [27]

Практическое занятие № 2

«Производственное планирование»

Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме

Задачи практического занятия:Рассмотреть понятие и виды планов, основные методы планирования, стратегии агрегатного планирования, формирование производственной программы, анализ критической точки (точки безубыточности). Методы прогнозирования.

Методические указания

1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.

2) Совместно с преподавателем решить задачи по агрегатному планированию, расчету точки безубыточности (однопродуктовый и многопродуктовый случаи). Количественные методы прогнозирования.

3) Самостоятельное решение задач по вариантам.

Задача 1.Топ-менеджер небольшой фирмы по производству купальников предстоит принять решение, как развивать производственную мощность организации в следующем году. Фирма работает по заказам и относится к организациям с явными сезонными колебаниями спроса. Режим работы – односменный, продолжительность смены – 8 часов.

Отдел маркетинга фирмы представил прогноз спроса на квартал, год. (табл. 1)

Таблица 1 – Сезонный спрос и число рабочих дней

  Зима Весна Лето Осень Всего
Спрос
Число рабочих дней

Для снижения вероятности невыполнения заказов решено создать резервный запас в размере 10 % прогнозируемого спроса. На начало зимы на фирме имеется 500 ед. запаса. Трудоемкость изготовления единицы продукции – 4 часа.

Затраты, связанные с производством продукции:

Затраты на материалы 20 у.е. на ед. продукции
Затраты на хранение запасов 5 у.е. на ед. продукции в квартал
Затраты, связанные с дефицитом продукции 10 у.е. на ед. продукции в квартал
Стоимость субподряда 120 у.е. на ед. продукции
Затраты на прием и обучение рабочих 50 у.е. на одного рабочего
Затраты на увольнение рабочих 100 у.е. на одного рабочего
Оплата труда рабочих 4 у.е. в час
Оплата сверхурочной работы 150 % от основной оплаты труда рабочих

Задание:

Оценить и выбрать вариант развития производственных мощностей фирмы с наименьшими общими затратами на выпуск продукции на следующий год. Для этого разработать альтернативные производственные планы, используя следующие стратегии реагирования на колебания спроса:

- производство точно соответствует спросу, варьирование численности рабочих при неизменном рабочем дне (временные рабочие); начальная численность рабочих соответствует объему производства первого квартала,

- постоянная численность рабочих; варьирование запасов, допускается дефицит,

- постоянная минимально необходимая численность рабочих; использование субподряда,

- постоянная численность рабочих; сверхурочные работы (гибкий рабочий график).

Задача 2.Предприниматель занят выпуском спортивного инвентаря. Его ежегодные постоянные затраты составляют 100 тыс. руб . На одно изделие заработная плата равна 35 руб., стоимость материалов- 45 руб. Продажная цена- 125руб. Определите точку безубыточности производства в рублях и штуках.

Задача 3. Вы являетесь новым менеджером по торговле продуктами на территории университета. Вам не известен тот объем продаж, который вы должны обеспечивать. Предыдущий менеджер советует добавить 10% переменных затрат для товаров каждой категории, представленных в таблице. Даже если ничего не продано, постоянные затраты составят 2500 руб . в месяц.

Наименование Цена, руб. Переменные затраты, руб. Продажи, руб.
Напитки: Большой объем Средний Малый Хот - дог Кофе Закуска   11,0 7,5 6,0 7,5 5,0 4,0   6,5 4,5 4,0 4,5 2,5 3,0   100,0 100,0 200,0 100,0 200,0 300,0

Какие расчеты следует сделать вам, как менеджеру? Проведите соответствующие расчеты и сделайте выводы по объему продаж.

Литература:[1], [2], [3], [5], [12], [13], [14], [17], [18], [26]

Практическое занятие № 3

«Производственная (операционная) стратегия»

Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме

Задачи практического занятия:Рассмотреть понятие и виды операционной стратегии, виды, единицы измерения и показатели эффективности использования производственной мощности, факторы, влияющие на размещение производственных мощностей.

Методические указания

1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.

2) Совместно с преподавателем решить задачи по показателям эффективности использования производственной мощности, выбору места расположения предприятия.

3) Самостоятельное решение задач.

Задача 1.

Найти место для размещения нового лыжного курорта из трех возможных, используя метод взвешивания факторов. Расчет выполнить в табл. Какие еще факторы целесообразно учитывать при выборе места размещения лыжного курорта?

Исходные данные представлены в таблице. Используемая шкала оценки факторов: 5-отлично; 4-хорошо; 3-удовлетворительно; 2-плохо; 1-неприемлемо.

Важнейшие факторы Значимость веса Рейтинг мест расположения Взвешенный рейтинг
Кавказ Алтай Альпы Кавказ Алтай Альпы
Среднее количество выпавшего снега      
Развитость инфраструктуры      
Топография      
Близость крупных населенных пунктов      
Количество и размер конкурентов      
Возможность привлечения инвесторов (партнеров)      
Другие климатические условия      
Итого:              

Литература:[1], [2], [3], [5], [12], [13], [14], [17], [18], [26]

Практическое занятие № 4

«Организация и управление процессами жизненного цикла продукции (услуги)»

Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме

Задачи практического занятия:Рассмотреть основные стадии жизненного цикла продукции, задачи производственного менеджмента на каждой стадии. Основные этапы проектирования изделий и услуг.

Методические указания

1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.

2) Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Основные этапы жизненного цикла изделия / услуг. Краткая характеристика, примеры.

2. Задачи производственного менеджмента на каждом этапе жизненного цикла продукции.

3. Отличие в проектирование изделий и услуг.

3) На следующем этапе занятия студенты разбиваются на подгруппы 2-3 человека. Каждая подгруппа, проанализировав спрос, должна разработать идею нового товара или услуги.

4) На заключительном этапе занятия студенты представляют разработанную идею.

Литература:[1], [2], [3], [5], [9], [11], [13], [14], [16], [17], [18]

Практическое занятие № 5

«Организация и управление качеством продукции (услуг)»

Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме

Задачи практического занятия:Рассмотреть основные понятия качества, основные задачи, функции и методы управления качеством продукции.

Методические указания

1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.

2) На первом этапе занятия проводится блиц-опрос студентов по следующему плану:

1. Дать определение понятиям: качество, брак, дефект, уровень качества, управление качеством

2. Перечислить основные функции управления качеством.

3. Показатели качества продукции.

3) На следующем этапе занятия студенты разбиваются на подгруппы 2-3 человека. Каждая подгруппа, используя метод попарного сравнения, проводит анализ качества продукции (на конкретном примере).

4) На заключительном этапе занятии подводятся итоги работы студентов.

Литература:[3], [5], [7], [8], [11], [14], [15], [20]

Практическое занятие № 6

«Управление материальными ресурсами и производственными запасами»

Цель практического занятия:Закрепление теоретического материала то теме

Задачи практического занятия:Рассмотреть основные понятия управления запасами, виды и функции запасов, модели управления запасами.

Методические указания

1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.

2) На первом этапе занятия проводится блиц-опрос студентов по следующему плану:

1. Дать определение понятиям: запасы, виды запасов, функции запасов.

2. Виды производственных запасов.

3. Затраты на создание и хранение запасов.

4. Модели управления запасами характеризующиеся независимым спросом.

3) На следующем этапе занятия студенты совместно с преподавателем решают задачи по темам: управление запасами, АВС-анализ.

4) Самостоятельное решение задач.

Задача 1. Компания поставляет на рынок шприцы для инъекций. Данная компания хотела бы снизить затраты на запасы, определив оптимальное количество запаса. Годовой спрос – 1000 ед., затраты на переналадку или заказ – 10 у.е. на заказ, затраты хранения единицы в год – 0,5 у.е. Определить: оптимальное количество единиц на заказ; точнее число заказов; точное время между заказами при условии, что в году 250 рабочих дней; общие годовые затраты.

Задача 2.Скорость потребления (спроса) изделия составляет 1000 единиц в год, но производитель может производить 2000 единиц в год. Затраты переналадки составляют 10 у.е., затраты хранения составляют 1 у.е. Определить оптимальное число единиц, производимых каждый раз.

Задача 3. Центр продаж предусматривает возможность резервирования наиболее ходовых электрических приборов, включая посудомоечные машины. Годовой спрос на один из типов посудомоечных машин составляет 100 штук. Размещение заказа обходится приблизительно в 10 у.е., затраты на годовое хранение составляют 4 у.е. шт./год, затраты резервирования равны 5 у.е. шт./год. Определить оптимальный размер заказа, оптимальное превышение страхового запаса.

Задача 4. Требуется 1000 электрических дрелей в год. Затраты на заказ при этом – 100 у.е. на одну дрель, затраты хранения предполагаются равными 40% от стоимости одной дрели. При величине заказ мене чем 120 штук цена дрели – 78 у.е., если же заказ 120 штук и более цена падает до 50 у.е. за одну дрель. Определить какое заказываемое количество минимизирует общие затраты.

Задача 5. Предприятие имеет несколько наименований запасов, распределить их в соответствии с АВС-классификацией.

единица хранения год спрос, ед стоимость единицы
А2
В8
С7
D1
E9
F3
G2
H2
I5
J8

Литература:[1], [2], [4], [7], [9], [12], [13], [18]

Наши рекомендации