Тема 7. Производственная (операционная) стратегия
Производственная (операционная) стратегия. Стратегия производственных (сервисных) процессов и их элементы. Организационные типы производства и методы организации производства. Производственная мощность. Стратегия размещения в производственном менеджменте
Методические указания
В процессе изучения данной темы необходимо обозначить место производственной стратегии в иерархии стратегий предприятия.
Необходимо рассмотреть критерии, в соответствии с которыми ставятся цели производственной стратегии. Также необходимо рассмотреть внутренние и внешние факторы, влияющие на производственную (операционную) стратегию.
Производственные (операционные) стратегии разделяют на виды по приоритетам функционирования операционной системы бизнеса: традиционные (минимизация затрат; развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объема выпуска), современные (развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг; минимизация времени выполнения заказов клиентов).
Стратегию процесса определяет выбор способов производства товаров и обоснование производственной мощности.
Объектом стратегии процесса является нахождение пути производства товаров, которые удовлетворяют потребностям покупателя и специфике производства по пене и другим управленческим критериям.
Самостоятельно необходимо рассмотреть элементы стратегии процессов: концепция развития процессов, тип производства, методы организации производства, формы организации производства, производственная мощность.
Стратегия размещения включает: выбор места расположения организации, формирование пространственной сети поставщиков, пространственная планировка организации, размещение оборудования.
Литература:[1], [2], [3], [5], [12], [13], [14], [17], [18], [26]
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение производственной стратегии предприятия?
2. Какое место занимает производственная (оперативная) стратегия в иерархии стратегий предприятия?
3. Укажите внутренние и внешние факторы, влияющие на производственную (операционную) стратегию.
4. Перечислите виды производственной стратегии. Дайте краткую характеристику.
5. Дайте определение стратегии процессов. Что является объектом данной стратегии?
6. Приведите пример стратегии, сфокусированной на процесс.
7. Перечислите основные типы производства, дайте краткую характеристику каждому типу.
8. Что представляет собой поточный и непоточный метод организации производства?
9. Дайте определение формам организации производства: концентрации, специализации, кооперированию и комбинированию.
10. Какие виды специализации существуют?
11. Дайте определение производственной мощности.
12. В каких единицах измеряется производственная мощность?
13. Перечислите виды производственной мощности.
14. Какие показатели эффективности использования производственной мощности можно использовать?
15. Перечислите факторы, влияющие на размещение производственных мощностей?
16. Перечислите основные правила и принципы размещения производственных подразделений на территории предприятия
Тема 8. Организация и управление процессами жизненного цикла продукции (услуги)
Организация и управление процессами жизненного цикла продукции (услуги). Этапы проектирования продукции и услуг. Управление проектированием и разработкой
Методические указания
Для любого производственного предприятия чрезвычайно важно знать период, в течение которого продукт может быть реализован на рынке. Этот период времени - между моментом возникновения и прекращения использования продукта - называют его жизненным циклом.
В процессе изучению данной темы необходимо рассмотреть существующие стадии жизненного цикла товаров: разработка, внедрение, рост, зрелость, спад. Также следует изучить задачи производственного менеджмент на каждой стадии жизненного цикла товара.
Необходимо подробно рассмотреть этапы проектирования изделий и услуг.
Литература:[1], [2], [3], [5], [9], [11], [13], [14], [16], [17], [18]
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите основные стадии жизненного цикла товаров.
2. Какие задачи решает производственный менеджмент на каждой стадии жизненного цикла товара?
3. Перечислите этапы проектирования изделий. Дайте краткую характеристику каждому этапу.
4. Перечислите основные этапы проектирования услуг. Дайте краткую характеристику каждому этапу.
5. Какие общепризнанные отличия процесса оказания услуги от производственного процесса Вы знаете?
6. Какие внешние и внутренние источники могут использоваться при формировании идей нового товара, услуги?
Тема 9. Организация и управление качеством продукции (услуг).
Организация и управление качеством продукции (услуг). Основные требования к качеству, показатели качества и методы их оценки. Системы менеджмента качества (ИСО 9000, ИСО 14000). Управление устройствами для мониторинга и контроля. Измерение процессов, внутренние, аудиты.
Методические указания
В процессе изучения данной темы необходимо дать определение понятиям: качество, уровень качества, брак, дефект, управление качеством продукции, показатели качества, квалиметрия.
Необходимо изучить объекты управления качеством продукции.
Самостоятельно необходимо рассмотреть основные функции управление качеством продукции.
Цена качества – это затраты на соответствие и на несоответствие продукции.
Степень соответствия - это точность, с которой продукция или услуги отвечают определенным стандартам.
Самостоятельно необходимо рассмотреть составляющие затрат на соответствие и несоответствие продукции.
Совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств; по отношению к различным свойствам продукции; по стадии определения; по методу определения; по характеру использования для оценки уровня качества; по способу выражения.
Самостоятельно необходимо подробно рассмотреть показатели качества продукции по отношению к различным свойствам продукции.
Следует рассмотреть методы оценки качества, используемые в квалиметрии, виды технического контроля, основные направления повышения качества продукции, существующие системы менеджмента качества.
Литература:[3], [5], [7], [8], [11], [14], [15], [20]
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятиям: качество, дефект, брак, управление качеством продукции.
2. Перечислите элементы, составляющие петлю качества.
3. Перечислите основные функции управления качеством.
4. Перечислите затраты, которые несет предприятие для обеспечения соответствия качества продукции определенным стандартам.
5. Перечислите затраты, которые несет предприятие в случае несоответствия качества продукции определенным стандартам.
6. Перечислите основные классификации показателей качества продукции.
7. Какие методы измерения и оценки качества являются основными?
8. Какие виды технического контроля существуют?
9. Каковы основные направления повышения качества продукции?
10. Какие нормативные документы по стандартизации действуют в Российской Федерации?