Каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции).

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов планирования, координации, полноты.

В основе закона композиции и пропорциональности лежит философия гармонии. В окружающем нас мире все приспособлено для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия - гармонии. В таких случаях говорят о центростремительных (объединительных) и центробежных (разъединительных) процессах. В древнегреческой философии идеалом гармонии (от греч. « harmonia» - стройность, соразмерность) являлась космическая система с ее абсолютным порядком и организованностью. Синонимами слова «гармония» являются стиль, красота, счастливая семья, преуспевающая организация, музыкальные созвучия.

В середине XIX в. экономисты Ф. Бастиа (Франция) и Г.Ч. Кэри (США) создали теорию гармонии интересов, в которой капитализм изображался как гармоническое общество, основанное на оказании различными классами взаимных услуг, причем услуги оказывают не только рабочие, но и капиталисты и землевладельцы. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительность (пропорциональность). На Земле, на Луне и даже на Марсе есть все необходимые элементы для живого организма: вода, кислород, углекислый газ и т.д. Однако только на планете Земля их соотношения приемлемы для его существования. Если какие-то пропорции этих составляющих существенно изменятся, например, уменьшится озоновый слой атмосферы, то произойдут серьезные изменения во флоре и фауне.

Гармония - это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека.

Гармонию следует рассматривать только субъективно (гармония для кого, для чего). Гармонизация элементов организации для получения прибыли существенно отличается от гармонизации элементов для комфортной работы персонала и т.д. Если конкретная цель не поставлена, то гармонизация все равно идет для какой-то неформальной цели. Гармонизацию – остановить нельзя, а направить можно.

Основная задача просвещенного человека состоит в том, чтобы не тормозить этот процесс. Торможение приводит к накапливанию несбалансированности элементов. Эта несбалансированность после достижения критической точки вызывает неестественный, революционный процесс гармонизации, предсказать результаты которого практически невозможно, можно лишь гадать. Примеров сколько угодно в нашей российской истории. Основная же задача профессионального менеджера состоит в том, чтобы помогать этому процессу, а еще - лучше упреждать его путем устранения причин возможного дисбаланса. Таким образом, гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от воли и желания человека, который может либо помочь ей, либо испортить естественный ее ход.

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотносительность представляет не что иное, как пропорциональность.

Законом композиции диктуется целесообразность таких морфологических построений в организации, при которых достигается и поддерживается соподчиненность ее частей, реализация общесистемных целей и предназначение (миссия) организации. Реальность соответствующего оргформирования обеспечивается, таким образом, включением в его состав конечного числа всех необходимых элементов.

В теории организации можно выделить несколько принципов, которые обеспечивают закон пропорциональности:

1. принцип координирования, который подразумевает, что каждая компания должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в набор и пропорции ресурсов;

2. принцип стабилизации, т.е. изменение содержания набора ресурсов и их пропорций не должно выходить за пределы нормативного уровня;

3. принцип планирования - в каждой компании должен быть обоснованный план деятельности и развития;

4. принцип ограничения, подразумевающий, что набор ресурсов и их пропорции должны быть ограничены рациональными рамками для их эффективного использования;

5. принцип полноты - любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних организаций;

6. принцип согласования, под которым имеется в виду, что планируемые к использованию ресурсы должны подходить друг к другу по всем основным характеристикам. Любая организация - это общество, у которого есть своя экономика, которое стремится к достижению конкретных целей и обладает собственными ценностями и финансами. У каждой организации есть своя история и культура. В социальной организации основным элементом является человек. Во всех организациях между сотрудниками возникают разнообразные отношения, которые могут строиться на разных уровнях лидерства и симпатии. Частично эти отношения, как правило, стандартизированы в виде различных правил и норм.

Служебные отношения и их порядок определены в инструкциях, уставах, положениях о внутреннем распорядке, в контрактах и разнообразных регламентах.

В отличие от них неформальные отношения определяются прежде всего отношением людей друг к другу, возникающими симпатиями и антипатиями, общими интересами и традициями. Чтобы добиться гармонии отношений в организации и благоприятного климата в коллективе, в процесс управления коммуникациями необходимо включать и управление неформальными отношениями.

Закон анализа и синтеза

Анализ и синтез являются составляющей частью мыслительного процесса каждого человека. Это является отличительной чертой человека. Он может использовать эти методы для упрощения мыслительного процесса. Куда проще «разбить» сложную информацию на несколько частей, а более простые элементы объединить в единое целое.

Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Анализ — это разделение целого на части, представление сложного в виде простых составляющих, изменение этих частей, добавление новых или ликвидация некоторых из них для более эффективной деятельности или удобства исследования.

Синтез — это соединение, объединение (мысленное или реальное) обновленного набора простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для более эффективной деятельности или удобства исследования.

В процессах совершенствования деятельности компаний анализ обычно предшествует синтезу.

Однако встречаются случаи, когда синтез является началом процесса. Например, при моделировании вариантов построения холдинга, финансово-промышленной группы, консорциума.

В этом случае сначала объединяют несколько компаний или подразделений и оценивают результаты совместной работы.

Если они неудовлетворительны, то проводят объединение новых структурных образований или анализируют деятельность существующих.

Таким образом, анализ в теории организации включает две основные процедуры: разделение целого на части и улучшениефункционирования каждой из этих частей.

Синтез также включает две процедуры: согласование характеристик выделенных частей и объединение их в одно целое.

Процедуры: улучшения характеристик выделенных частей организации и согласования этих характеристик в большей мере относятся к теории управления и менеджменту, а разделение и объединение — непосредственно к теории организации.

При разделении целого на части необходимо учитывать зависимость частей друг от друга. Учитывают три возможности:

· выделенные части слабо зависят друг от друга, но сохраняют при выделении все свои свойства (например, филиалы Сбербанка РФ можно рассматривать как независимые в части их работы, связанной с обслуживанием физических и юридических лиц);

· выделенные части зависят друг от друга и при разделении теряют ряд не основных свойств, которые необходимо в дальнейшем учитывать (например, филиалы Сбербанка РФ можно рассматривать как зависимые части по работе, связанной с общей обслуживающей деятельностью со стороны центрального аппарата Сбербанка РФ — кадровая, бухгалтерская, материально-техническая и др.);

· выделенные части сильно зависят друг от друга и при разделении теряют основные свойства, то есть становятся неспособными выполнять свои основные функции (например, филиалы Сбербанка РФ можно рассматривать как сильно зависимые части от центрального аппарата по работе, связанной с размещением личных вкладов граждан, обслуживанием кредитов, корреспондентских счетов и др.).

Такие части обособленно рассматривать не следует иначе можно сделать много ошибок. Так, нельзя рассматривать обособленно членов семьи с целью совершенствования деятельности каждого для дальнейшего формирования идеальной семьи.

При объединении целого из подготовленных в результате анализа частей целого необходимо также учитывать степень будущей зависимости частей друг от друга.

Как и в случае разделения учитываются три возможности.

· объединяемые части слабо зависят друг от друга, и они не ухудшают и не улучшают функционирование объединяемых частей в рамках целого;

· объединяемые части зависят друг от друга и при объединении могут несколько усилить или ослабить функционирование объединяемых частей в рамках целого;

· объединяемые части сильно зависят друг от друга и при объединении могут существенно (положительно или отрицательно) повлиять друг на друга в рамках целого. Это называется синергетическим эффектом.

Например, в компанию пригласили очень квалифицированного программиста и купили очень хороший компьютер, однако все решаемые задачи в компании требуют простого калькулятора. Программист, несомненно, попытается перевести все расчеты на компьютер. Затраты на эту работу, включая амортизацию компьютера и заработную плату работника, существенно превысят возможную прибыль.

Процессы разделения и объединения в природе и искусственных организациях идут постоянно и циклично.

Скорость и результат преобразований зависят от созидательных ресурсов компании, а также от диапазона изменения внешней или внутренней среды.

Формулировка закона: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный резким функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций».

Математическая интерпретация закона может быть представлена следующим соотношением, не зависящим от времени:

{ ∑(R1i+R2i)-∑(V1i+V2i) } ≥ 0

где Rli, R2i - внутренний и внешний потенциал (ресурс) в области экономики, политики, финансов и т.д., способствующий развитию компании; V1i, V2i - внутренний и внешний потенциал (ресурс), стремящийся ликвидировать компанию или нанести ей ощутимый вред.

Изменения Rli, R2i и V1i, V2i достигаются за счет преобразований внутренней и внешней среды. Если эти преобразования дают положительный эффект, то материальная система функционирует успешно, а если нет - то время деятельности этой системы ограничено. В качестве примера рассмотрим результаты трех сочетаний потенциалов созидания и разрушения в компании.

Потенциал созидания «А» несколько превосходит потенциал разрушения — это соответствует математической интерпретации закона единства анализа и синтеза.

Потенциал созидания «Б» вначале существенно превосходил потенциал разрушения и это приводит к значительному уменьшению потенциала созидания за счет больших издержек, нерационального использования.

Потенциал созидания «В» изначально был меньше потенциала разрушения. Поэтому закономерно, что он стремительно уменьшается, не выдерживая давления потенциала разрушения. Компания, имеющая потенциал созидания «Б» и «В», неизбежно идет к ликвидации или банкротству.

Примеры реализации закона:

1. компании приспосабливаются к усилению налогового бремени, уменьшая налогооблагаемую базу за счет: освобождения от неэффективного имущества, увеличения оборота материальных и финансовых средств, использования труда инвалидов и т.д.;

2. при усилении внешнего рэкета, компании создают собственную службу безопасности;

3. в условиях повышенной радиации организм животного приспосабливается к новой жизни за счет мутации некоторых органов.

Закон единства анализа и синтеза относится к объективным законам организации. Для реализации данного закона руководителю рекомендуется:

· составлять и реализовывать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений;

· проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности;

· использовать современную информационную технологию управления.

· использовать современную информационную технологию управления.

Руководство

по изучению дисциплины

1. Сведения об авторах

Леонтьева Лидия Сергеевна, доктор экономических наук, профессор

Кузнецов Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор

Конотопов Михаил Николаевич, доктор технических наук, профессор,

Башкатова Юлия Ивановна, кандидат экономических наук, доцент,

Романова Марианна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент

Перечень научных трудов в данной области:

1. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2002.

2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой – М.: ЮНИТИ, 2012.

3. Кузнецов В.И. Управление персоналом. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 1999.

4. Кузнецов В.И. Методологические проблемы статистических исследований занятости. – М.: Диалог – МГУ, 1999.

5. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенквой – М.:ЮНИТИ, 2003.

6. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой – М.: ЮНИТИ,1998.

7. Производственный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.

2. Цели, задачи изучения дисциплины

и сферы профессионального применения

Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности фирмы путем рациональной организации производственного процесса.

В задачи менеджмента входят:

· определение целей развития фирмы;

· выявление приоритетности целей, их очередности;

· разработка стратегии фирмы;

· определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

· создание эффективной организационной структуры;

· мотивация персонала, стимулирование работы;

· постоянный контроль за эффективностью работы фирмы, координация работы всех подразделений фирмы.

Необходимый объем знаний
для изучения данной дисциплины

Менеджмент входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

Изучение менеджмента основывается на таких дисциплинах, как экономическая теория, история экономики, макроэкономика, микроэкономика, мировая экономика, финансы, денежное обращение и кредит, статистика, экономика и статистика фирм, бухучет, маркетинг, исследование систем управления, теория организации, информационные технологии управления.

Менеджмент необходим для изучения таких дисциплин, как разработка управленческого решения, производственный менеджмент, инновационный менеджмент, управление персоналом, социальный менеджмент, стратегический менеджмент.

В процессе изучения необходимо рассмотреть менеджмент как вид деятельности и систему управления; развитие менеджмента в прошлом и настоящем; методологические основы менеджмента; инфраструктуру менеджмента; социофакторы и этику менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработку решений; природу и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивацию деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство; власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обусловливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту.

Цель курса состоит в совершенствовании знаний в области управления, а также в приобретении навыков их эффективного применения на практике.

В результате изучения курса будущие руководители смогут лучше ориентироваться в постоянно меняющейся экономической среде, корректировать свои цели, оценки и критерии, выбирать наиболее подходящие методы и инструменты для решения задач.

Изучив менеджмент, специалист должен уметь организовывать на научной основе свой труд, должен быть способен поставить цели и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, должен быть готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, уметь организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований. Все вышесказанное позволит добиться успехов в профессиональной предпринимательской, организационно-управлен­ческой, планово-экономической, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности.

Наши рекомендации