М25.Коммуникация как процесс с обратной связью. Межгрупповые и организационные коммуникации.
Ком-ный процесс – это обмен инф-цией и ее смысловым значением между 2я или более людьми.
Цель ком-ного процесса - это обеспеч-е понимания инф-ции, являющейся предметом обмена. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъекты - отдельные личности, гр., орг-ции. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции. При обмене инф-ей отправитель и получатель проходят неск-ко взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использ-ть канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, т.к. каждый этап явл-ся одновременно точкой, в которой смысл м.б. искажен или полностью утрачен.
Этапы ком-ного процесса: 1.Этап отправления включает в себя следующие шаги. Тот, кто передает информацию, называется отправителем. За этим следует кодирование идеи, т.е. трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал, который м.б. передан. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков – носителей информации (звук, свет, температура, запах, вкус и т.д.). Далее носители организуются в определенную форму, которой м.б. речь, текст, рисунок, поступок и т.д. В результате проведенных исследований формируется послание, содержащее данные с определенным значением. Послание посредством передатчика поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата. Передатчиком м.б. как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телевизор, компьютер и т.п.).
2.Этап полученияпередаваемой информации и понимание ее значения. Тот, кого достигло и кому было адресовано послание, называется получателем. Он фиксирует получение послания и декодирует это послание в понятное и приемлемое для получателя значение. Раскодирование включает восприятие послания (что получил), его интерпретацию (как понял) и оценку (что и как принял).
Возможное искажение в значении послания связано с наличием в процессе коммуникации шума. Шум – это любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания. Важным последним элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, а отправитель – получателем. Т. обр. весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь – это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата, и в каком значении. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.
Выделяют вертикальные, горизонтальные и диагональные каналы коммуникации. Вер-ные коммуникации строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Гор-ные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: м/д заместителями, м/д начальниками отделов, м/д подчиненными. Диагональные связи – это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.
Межгрупповые коммуникации. Орг-ция состоит из множества подразделений, поэтому обмен инф-ей м/д ними нужен для координации задач и действий. Поскольку орг-ция - это система в/связанных элементов, рук-во должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая орг-цию в нужном направлении.
Организационные коммуникации - коммуникации м/д уровнями организации. Инф-ция перемещается внутри орг-ции с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким образом, подчиненным уровням упр-я сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п. Передача инф-ции с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Коммуникации по восходящей, т.е. - снизу вверх, также выполняют ф-цию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким образом, рук-во узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.
Коммуникации руководитель – подчиненный. Это основная часть коммуникативной деят-ти рук-ля, связана с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых рез-тов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела и т.д.
Коммуникации между руководителем и рабочей группой позволяют рук-лю повысить эффек-ть действий группы.
Неформальные коммуникации – канал распространения слухов. Поскольку по каналам слухов инф-ция передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения, рук-ли пользуются ими для запланированной утечки и распространения опред. инф-ции или сведений типа “только между нами”.
Теория нейро-лингвистического программирования (НЛП) – это самая эффективная технология коммуникаций. Она была выдвинута в 1975 году Гриндером и Бендлером. Осн. Положения: люди воспринимают, вспоминают, думают по-разному. Эти внутренние процессы происходят в 3х модальностях: 1. Визуальная (внутренняя и внеш инф-ция, комплекс зрительных образов); 2. Аудиальная (комплекс звуков); 3. Кинестетическая (комплекс ощущений: вкус, осязание, обоняние и т.д.). Человек способен воспринимать, передавать инф-цию в 3х модальностях. Сущ-ет 2 сп-ба опр-ния модальности: словесные предикаты (слова, которые часто встречаются в нашей речи); предикаты визуальной (представьте, прекрасно, ярко, красиво и т.д.); аудиальной (послушайте, созвучно, громко и т.д.); кинестетики (легко, чувствовать, мягкий и т.д.).
Глазные сигналы доступа: