Регламентация в учете и отчетности взаимосвязанного отражения расходов и доходов на предприятии.
Сущность нормативного учета.
Сущность нормативного учета методы списания транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости материалов
Система нормативного учета требует системного обобщения и анализа возникающих отклонений. Это производится для оперативного вмешательства, а не только в конце года, с целью устранения негативных явлений в производственном процессе и управления затратами, принятия мер для их предотвращения в будущем. Многие полагают, что под негативными явлениями подразумевают лишь превышение фактических расходов над установленными нормами. Однако это не всегда так. Нормы не возникают ни откуда, они научно разрабатываются и имеют твердое обоснование. Например, нормы расходов сырья и материалов при производстве продукции соответствуют всем требованиям технологического процесса и отклонение (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) от норм невозможно без нарушения технологического технологии производства. Если же в процессе изготовления продукции допускается нарушение технологии, то это неизбежно влечет за собой снижение качества готовой продукции. Таким образом, экономия фактических затрат, по сравнению с нормативными нормами, только на первый взгляд является неблагоприятным фактором. Здесь необходимо помнить, что нормы, а, следовательно, и отклонения от них, могут устанавливаться на различные элементы затрат различные – только количественные, только ценовые (суммовые), а могут быть и количественно-суммовые.
Отечественная система нормативного учета сосредоточена на производстве и не ориентирована на процесс реализации, что затрудняет разработку и обоснование продажных цен на изделия
Сущность нормативного учета.
Сущность нормативного учета методы списания транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости материалов
Система нормативного учета требует системного обобщения и анализа возникающих отклонений. Это производится для оперативного вмешательства, а не только в конце года, с целью устранения негативных явлений в производственном процессе и управления затратами, принятия мер для их предотвращения в будущем. Многие полагают, что под негативными явлениями подразумевают лишь превышение фактических расходов над установленными нормами. Однако это не всегда так. Нормы не возникают ни откуда, они научно разрабатываются и имеют твердое обоснование. Например, нормы расходов сырья и материалов при производстве продукции соответствуют всем требованиям технологического процесса и отклонение (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) от норм невозможно без нарушения технологического технологии производства. Если же в процессе изготовления продукции допускается нарушение технологии, то это неизбежно влечет за собой снижение качества готовой продукции. Таким образом, экономия фактических затрат, по сравнению с нормативными нормами, только на первый взгляд является неблагоприятным фактором. Здесь необходимо помнить, что нормы, а, следовательно, и отклонения от них, могут устанавливаться на различные элементы затрат различные – только количественные, только ценовые (суммовые), а могут быть и количественно-суммовые.
Отечественная система нормативного учета сосредоточена на производстве и не ориентирована на процесс реализации, что затрудняет разработку и обоснование продажных цен на изделия
Регламентация в учете и отчетности взаимосвязанного отражения расходов и доходов на предприятии.
К настоящему времени сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями [11].
1. Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2); Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете». Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и нормативные акты Правительства РФ.
2. Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета хозяйственных операций организаций, своевременное составление и представление заинтересованным пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их обязательствах, доходах и расходах.
3. Нормативные акты, методические указания и рекомендации, в основном Министерства финансов РФ. На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета с инструкцией по его применению.
4. Особое место среди документов второго уровня занимают положения по отдельным вопросам имущества, обязательств, капитала, определяющие единообразный подход к подлежащим отражению в бухгалтерском учете фактам и явлениям, обязательный для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности. Это национальные российские бухгалтерские стандарты - положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Общепринятые правила бухгалтерского учета, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики.
5. Документы организаций, разрабатываемые ими при формировании учетной политики.
Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом производственного учета на предприятии, а производственный учет - важнейшим элементом управленческого учета. Правила формирования учетной политики организации определены ПБУ 1/98. В соответствии с ПБУ 5/01 организациям предоставлена возможность выбора одного из методов оценки материалов, израсходованных в производственном процессе, ЛИФО, ФИФО, средней.
В учетной политике описываются методы оценки приобретенных материалов - по фактической себестоимости или по учетным ценам; методы оценки готовой продукции - по фактической полной или неполной производственной себестоимости или по нормативным затратам. Использование плановой, или нормативной, себестоимости для оценки готовой продукции является одним из элементов системы «стандарт - кост», весьма популярной в западном управленческом учете.
В учетной политике фиксируются перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей, учета и финансирования ремонта основных средств.
Очевидно, что все эти вопросы являются прерогативой управленческого учета, так как напрямую связаны с производственным учетом и калькулированием себестоимости продукции. ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» имеет непосредственное отношение к вопросам составления сегментарной отчетности, что также является конечной целью бухгалтерского управленческого учета. Также в учетной политике организации описывается метод распределения косвенных расходов между отдельными видами продукции.
Выбор метода распределения косвенных расходов является одним из принципов калькулирования - основы бухгалтерского управленческого учета. Таким образом, в российском законодательстве сегодня отсутствуют какие-либо преграды для развития бухгалтерского управленческого учета.