Различия между процессами производства продукции и услуг.
Характеристика | Производство | Сфера услуг |
1. Конечный результат | Осязаемый (материальный) | Неосязаемый (материальный) |
2. Уровень контакта с потребителем | Низкий | Высокий |
3. Трудоемкость | Низкая | Высокая |
4. Измерение производительности | Легко | Трудно |
5. Возможность исправить неполадки | Высокая | Низкая |
В действительности большинство производственных и сервисных систем представляет собой смешанные типы. Например, обслуживание и ремонт техники и оборудования — это услуги, которые предоставляет практически каждая производственная организация. Одновременно большинство предприятий сферы обслуживания обычно продают товары, дополняющие их услуги.
Развитие сектора обслуживания и сектора производства важно для экономики России. В настоящее время темпы роста сектора обслуживания во много раз опережают темпы роста производства. В результате рационализации (реструктуризации) промышленности неизбежно должно высвобождаться большое количество рабочей силы, для которой нужно срочно создавать новые рабочие места. Мировая практика показывает, что альтернативу занятости в промышленности составляет сфера услуг. Гостиницы, рестораны, розничная торговля способны «вобрать» людей с минимальными навыками. В то же время для России очень важно развивать те отрасли (услуги), в которых может использоваться высокая профессиональная квалификация.
МЕСТО ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Производственный (операционный) менеджмент - это деятельность, связанная с проектированием, эксплуатацией и усовершенствованием операционных систем компании, предназначенных для производства и поставки основной продукции или оказания услуг. Подобно маркетингу и финансам, операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Операционный менеджмент является составной частью управления цельной системой, внутри которой производится или распределяется продукт.
Объектами производственного менеджмента являются:
· продукция, товары, работы и услуги;
· операционные ресурсы;
· персонал цеха, производственного подразделения предприятия;
· хозяйственные операции, связанные с производством продукции, товаров, работ и услуг.
В соответствии с моделью «5Р» операционный менеджмент включает:
1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);
2) проектирование бизнес-процессов (Processes);
3) продукты и услуги (Parts);
4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);
5) выполнение функций управления, а именно: планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems).
Деятельность менеджеров по операциям охватывает стратегические, тактические и операционные задачи, которые должны выполнять операционные менеджеры на всех уровнях управления.
Операции – это отдельные действия в ряду других подобных. Производство представляет собой совокупность операций. В то же время любые операции перерабатывают тот или иной ресурс в некоторый продукт, т.е. могут рассматриваться как производственная деятельность.
Основой операционного менеджмента является управление операционными системами. Операционная система – это система, использующая материальные, информационные или финансовые ресурсы («вход») для преобразования их в результат («выход») в виде продукции или услуги. Производственное преобразование может быть связано с преобразованием материалов в процессе промышленного производства, изменением места расположения в процессе транспортировки, обменом при торговой операции, хранением как процессом складского обслуживания, физиологическим преобразованием как результатом медицинского обслуживания, преобразованием информации в процессе услуги телекоммуникации. Производственное преобразование, таким образом, тесно связано с понятием бизнес-процесса.
Бизнес-процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует «входы» в «выходы», представляющие ценность для конечного потребителя.