Различия между процессами производства продукции и услуг.

Характеристика Производство Сфера услуг
1. Конечный результат Осязаемый (материальный) Неосязаемый (материальный)
2. Уровень контакта с потребителем Низкий Высокий
3. Трудоемкость Низкая Высокая
4. Измерение производительности Легко Трудно
5. Возможность исправить неполадки Высокая Низкая

В действительности большинство производственных и сервисных систем представляет собой смешанные типы. Например, обслуживание и ремонт техники и оборудования — это услуги, которые предоставляет практически каждая производственная организация. Одновременно большинство предприятий сферы обслуживания обычно продают товары, дополняющие их услуги.

Развитие сектора обслуживания и сектора производства важно для экономики России. В настоящее время темпы роста сектора обслуживания во много раз опережают темпы роста производства. В результате рационализации (реструктуризации) промышленности неизбежно должно высвобождаться большое количество рабочей силы, для которой нужно срочно создавать новые рабочие места. Мировая практика показывает, что альтернативу занятости в промышленности составляет сфера услуг. Гостиницы, рестораны, розничная торговля способны «вобрать» людей с минимальными навыками. В то же время для России очень важно развивать те отрасли (услуги), в которых может использоваться высокая профессиональная квалификация.

МЕСТО ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственный (операционный) менеджмент - это деятельность, связанная с проектированием, эксплуатацией и усовершенствованием операционных систем компании, предназначенных для производства и поставки основной продукции или оказания услуг. Подобно маркетингу и финансам, операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Операционный менеджмент является составной частью управления цельной системой, внутри которой производится или распределяется продукт.

Объектами производственного менеджмента являются:

· продукция, товары, работы и услуги;

· операционные ресурсы;

· персонал цеха, производственного подразделения предприятия;

· хозяйственные операции, связанные с производством продукции, товаров, работ и услуг.

В соответствии с моделью «5Р» операционный менеджмент включает:

1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (Plants);

2) проектирование бизнес-процессов (Processes);

3) продукты и услуги (Parts);

4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (People);

5) выполнение функций управления, а именно: планирование, организацию, анализ, контроль и регулирование (Planning and Control Systems).

Деятельность менеджеров по операциям охватывает стратегические, тактические и операционные задачи, которые должны выполнять операционные менеджеры на всех уровнях управления.

Операции – это отдельные действия в ряду других подобных. Производство представляет собой совокупность операций. В то же время любые операции перерабатывают тот или иной ресурс в некоторый продукт, т.е. могут рассматриваться как производственная деятельность.

Основой операционного менеджмента является управление операционными системами. Операционная система – это система, использующая материальные, информационные или финансовые ресурсы («вход») для преобразования их в результат («выход») в виде продукции или услуги. Производственное преобразование может быть связано с преобразованием материалов в процессе промышленного производства, изменением места расположения в процессе транспортировки, обменом при торговой операции, хранением как процессом складского обслуживания, физиологическим преобразованием как результатом медицинского обслуживания, преобразованием информации в процессе услуги телекоммуникации. Производственное преобразование, таким образом, тесно связано с понятием бизнес-процесса.

Бизнес-процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая преобразует «входы» в «выходы», представляющие ценность для конечного потребителя.

Наши рекомендации