Основные функции менеджмента качества
Согласно стандарту ISO 9000, менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Функции менеджмента качества осуществляют различные субъекты управления – и отдельные лица, и структурные подразделения, действующие на различных иерархических уровнях. В целом функции менеджмента качества весьма многочисленны. Основные функции менеджмента качества заключаются в:
1. Планировании и разработке методов обеспечения качества (прогнозирование потребностей ранка в отношении технического уровня продукции и ее качества; стандартизация и нормирование требований к качеству продукции; планирование повышения ее качества; разработка новых товаров и др.)
2. Контроле качества (обеспечение на всех стадиях жизненного цикла товара высокого уровня качества; непосредственный контроль качества товара и проведение испытаний; учет и отчетность по качеству продукции, анализ изменения качества, профилактика брака; аттестация технологических процессов, продукции, рабочих мест и работников; сертификация продукции, системы менеджмента качества организации и пр.)
3. Стимулировании качества (поощрение за достигнутый и постоянно повышаемый уровень качества)
К частным функциям управления можно отнести повышение квалификации кадров, технологическое, финансовое, правовое, метрологическое, материально-техническое и организационное обеспечение управления качеством продукции.
Содержание процесса менеджмента качества
Система менеджмента качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Современные системы управления качеством базируются на принципах TQM.
Цель системы качества: поднять конкурентоспособность за счет улучшения качества производственной деятельности и отношений и за счет максимального удовлетворения запросов потребителя, организации и общества.
Управление качеством строится по системе PDCA («цикл Деминга») на всех этапах производства, состоящей из 4 стадий: Планирование (Plan), Реализация (Do), Проверка (Check), Корректирующие воздействия (Action).
Системы менеджмента качества основаны на следующих принципах:
1. Ориентация организации на заказчика.
2. Ведущая роль руководства.
3. Вовлечение сотрудников.
4. Процессный подход.
5. Системный подход к управлению.
6. Постоянное улучшение.
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах.
8. Отношения с поставщиками.
Конечный итог работы по созданию системы управления качеством – комплект документов, состоящий из документов 3-х уровней:
· руководство по качеству (политика в области качества);
· методические инструкции для всех служб;
· подробное описание выполнения отдельных видов деятельности и указания по контролю.
Согласно стандарту ISO 9000, менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Функции менеджмента качества осуществляют различные субъекты управления – и отдельные лица, и структурные подразделения, действующие на различных иерархических уровнях. В целом функции менеджмента качества весьма многочисленны. Основные функции менеджмента качества заключаются в:
4. Планировании и разработке методов обеспечения качества (прогнозирование потребностей ранка в отношении технического уровня продукции и ее качества; стандартизация и нормирование требований к качеству продукции; планирование повышения ее качества; разработка новых товаров и др.)
5. Контроле качества (обеспечение на всех стадиях жизненного цикла товара высокого уровня качества; непосредственный контроль качества товара и проведение испытаний; учет и отчетность по качеству продукции, анализ изменения качества, профилактика брака; аттестация технологических процессов, продукции, рабочих мест и работников; сертификация продукции, системы менеджмента качества организации и пр.)
6. Стимулировании качества (поощрение за достигнутый и постоянно повышаемый уровень качества)
К частным функциям управления можно отнести повышение квалификации кадров, технологическое, финансовое, правовое, метрологическое, материально-техническое и организационное обеспечение управления качеством продукции.