Философия и концепция управления качеством
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
В современной экономике общим мерилом являются нужды и требования потребителей. Если товар удовлетворяет их - он является качественным. Таким образом, качество – совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способностям выполнять установленные и предполагаемые потребности людей.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Существуют различные концепции управления качеством. Основной является концепция всеобщего управления на основе качества - TQM, идеологию которой разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Эдвард Деминг.
Управление качеством строится по системе PDCA ( «цикл Деминга») на всех этапах производства, состоящая из 4 стадий: Планирование (Plan), Реализация (Do), Проверка (Check), Корректирующие воздействия (Action).
Всеобщее управление качеством – современная концепция, основной сутью которой является то, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов.
TQM призвана развивать успех предприятия по следующим направлениям:
· всесторонний учет потребительских требований;
· снижение количества нареканий со стороны потребителей;
· сохранение постоянной клиентуры;
· привлечение новых потребителей;
· повышение эффективности организационных процессов;
· снижение затрат за счет уменьшения потерь;
· повышение прибыльности;
· поддержание конкурентного преимущества;
· ориентация на персонал.
Для того чтобы реализовать TQM на предприятии, необходимо осуществить много различных преобразований, которые коснутся не только процессов управления, но и менталитета, отношения ко всему происходящему со стороны всех без исключения работников.
Для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM. Перечислим их.
1. Ориентация организации на заказчика.
2. Ведущая роль руководства.
3. Вовлечение сотрудников.
4. Процессный подход.
5. Системный подход к управлению.
6. Постоянное улучшение.
7. Подход к принятию решений, основанный на фактах.
8. Отношения с поставщиками.
9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой.
17.Цель и сущность системы качества.
Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для реализации общего руководства качеством. Система качества может быть эффективной только в случае, если она функционирует одновременно и в тесном взаимодействии со всеми видами деятельности, оказывающими влияние на качество продукции. Система качества на предприятии создается с учетом специфики его деятельности, его размеров, структуры и организации производства. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла товара.
Это задокументированный «образ» предприятия как организма, то есть саморегулирующегося механизма, приспособленного к жизни в конкретной экономической среде. Естественно, для жизни оно должно производить услуги и/или продукцию не хуже определенного уровня качества, а для хорошей жизни — хорошего качества.
Цель: Достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие, как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям)
Система менеджмента качества на предприятии или организации выполняет следующие задачи:
- Гарантирует поставку потребителю продукцию высокого качества;
- Обеспечивает конкурентоспособность и постоянное улучшение качества продукции;
- Расширяет рынки сбыта и повышает экспортные возможности организации.
Качественная продукция, в современном понимании – это продукция, соответствующая:
1)требованиям потребителей, в том числе, по поставке и потреблению продукции после поставки;
2)требованиям законодательства и нормативных актов;
3)внутренним требованиям предприятия.
Современный подход к решению проблемы качества таков, что главным ориентиром в любой системе менеджмента качества является удовлетворение потребностей потребителя. Именно с этой позиции рассматриваются процессы производства продукции при таком процессе, как создание систем менеджмента, и внедрении системы менеджмента качества. Процессы становятся элементами менеджмента и подвергаются улучшению с точки зрения эффективности и результативности выполнения главной задачи – удовлетворение потребностей потребителя. В ходе внедрения системы менеджмента качества продукции, формируется Руководство по качеству – документ, который всегда может быть предоставлен заказчику.
Система менеджмента качества продукции предполагает также систематический мониторинг качества на всех этапах производства продукции - от контроля полученного сырья и материалов до контроля конечной продукции. Менеджмент качества ведется на всех уровнях – как предприятия в целом, так и на уровнях подразделений и отдельных процессов.