Факторы, определяющие производственную мощность.
Производственная мощность предприятия характеризуется максимальным количеством продукции соответствующего качества и ассортимента, которое может произведено им в единицу времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях эксплуатации.
● Факторы, определяющие величину производственной мощности
Производственная мощность зависит от состава всего наличного, закрепленного за предприятием оборудования, за исключением резервного, с учетом тех работ по модернизации, совершенствованию и пополнению оборудования, которые будут проведены в течение планового периода.
На величину мощности и ее использование оказывают также влияние применяемые в производстве инструменты и приспособления. Разработка и внедрение новых, прогрессивных видов инструмента позволяет более эффективно осуществлять технологические процессы и тем самым сокращать затраты времени на изготовление продукции. Внедрение различных приспособлений сокращает, как правило, затраты вспомогательного времени. И то, и другое повышает производительность оборудования.
Значительное влияние на величину мощности оказывает качество и состав сырья. Производственная мощность устанавливается исходя из того состава сырья и материалов, который определен нормальным технологическим процессом.
Величина производственной мощности зависит также от технологии производства.
На величину производственной мощности оказывает большое влияние специализация предприятия. Производственную мощность следует устанавливать исходя из оптимальной для данного предприятия номенклатуры продукции, т. е. такой, которая наиболее полно и комплектно загружает весь состав имеющегося на предприятии оборудования.
Решающее влияние на величину производственной мощности оказывает уровень нормативов производительности оборудования, который принимается за основу при расчете мощности.
Важным фактором, влияющим на величину производственной мощности, является уровень организации труда и производства, обеспечение наиболее благоприятных условий для бесперебойной и высокопроизводительной работы оборудования. Одним из элементов организации производства является календарный режим работы предприятия (сменность, продолжительность рабочего дня, число рабочих дней в году).
При расчете ПМ, необходимо учитывать и рассчитывать такие факторы, как:
1) Количество и состав оборудования.
2) Норма производительности оборудования.
3) Фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия.
4) Номенклатура и ассортимент изделий по плану.
10. Пропускная способность сервисного предприятия.
Производственная мощность предприятия - максимальный возможный выпуск продукции за определенный период, в установленной планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшений функций производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.
При выборе производственной мощности необходимо сделать выбор по трем измерениям: выбор размера запаса производственной мощности, выбор времени и размера расширения, связывание решений по производственной мощности с другими принимаемыми решениями.
Отличие планирования производственной мощности в производственной сфере от пропускной способности сервисного предприятия.
Несмотря на то, что планирование пропускной способности в сервисной сфере (сервисная мощность) во многом совпадает с планированием мощностей в производственных отраслях и определение размеров помещений и необходимого оборудования выполняется практически по тем же принципам, в этих процессах существует ряд серьезных отличий. Сервисные мощности намного больше зависят от времени и места расположения, они больше подвержены колебаниям спроса и их степень использования оказывает непосредственное влияние на качество обслуживания.
Время:в отличие от товаров, услуги нельзя хранить для использования их в будущем. Необходимые мощности должны быть в наличии именно на тот момент времени, когда в них возникает необходимость.
Место расположения:сервисные мощности должны быть расположены в непосредственной близости от клиентов. Сначала мощности, необходимые для предоставления услуг, должны быть распределены среди клиентов (физически либо с применением каких-либо средств массовой информации, например, по телефону); только затем проводится обслуживание.
Колебания спроса:колебания спроса на услуги, а следовательно, и на потребности в сервисных мощностях в системе предоставления услуг намного сильнее, чем в производственной системе, потому что 1) нельзя создать товарно-материальные запасы, чтобы их использовать впоследствии для сглаживания колебаний спроса.2) клиенты взаимодействуют непосредственно с обслуживающей системой, что приводит к большим колебаниям времени обслуживания каждого потребителя услуг и таким образом вызывает большие колебания потребностей в сервисных мощностях. 3)пропускная способность сервисного предприятия напрямую зависит от поведения клиента (самые разные факторы, способные повлиять на поведение клиента)
Использование сервисной мощности и качество обслуживания:При планировании пропускной способности сервисного предприятия необходимо учитывать постоянную и неразрывную связь между степенью использования сервисной мощности и качеством обслуживания.