Особенности труда менеджера, руководителя.

Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осу­ществляемой деятельности, направленный на достижение определенных намеченных целей путем рационального использования матер. и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов эк. механизма фирмы, действующей в рыночных условиях.

Менеджер-руководитель – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации (управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях).

Особенности труда руководителя:

¨ Предмет и продукт труда руководителя – информация.

¨ Цель упр. труда – создание необходимых условий для реализации задач организации.

¨ Отсутствует непосредственное участие в создании материальных ценностей, но предусматривается активное участие в организации производства.

¨ Умственный характер деятельности.

¨ Нелимитированный характер труда.

¨ Отсутствует четкое завершение работы.

¨ Работа сложно поддается количественному учету.

¨ Повышенные нервно-психологические нагрузки, связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений.

¨ Предусматривается выполнение множества всевозможных операций в течение рабочего дня.

¨ Предусматривается принятие множества решений за короткий период.

Особенность труда руководителя заключается в многоаспектности его деятельности:
1. Экономический аспект – в процессе управления происходит координация материальных и трудовых ресурсов для достижения целей.

2. Социально – психологический аспект – построение системы власти, которая определяет отношение менеджера с исполнителями. Формирование традиций, обычаев, норм поведения в организации.

3. Правовой аспект – менеджер отражает структуру государственной и местной власти, а так же действующее законодательство.

4. Организационно – технический аспект – рациональная оценка ситуации, выбор целей и задач, построение системы мотивации персонала и системы контроля.

Содержание работы руководителя:

- управление деятельностью

- управление персоналом

- управление собою

Формы упр. труда:

- эвристический (творческий) труд: анализ, сравнение, прогнозирование, принятие решений,

- административный: создание необходимых условий для плодотворного совместного труда,

- операторский: выполнение стереотипных операций детерминированного характера (оформление документов, копирование, размножение, обработка корреспонденции…)

Роли руководителя

Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осу­ществляемой деятельности, направленный на достижение определенных намеченных целей путем рационального использования матер. и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов эк. механизма фирмы, действующей в рыночных условиях.

Менеджер-руководитель – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации (управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях).

Минцберг в своей книге «Природа управленческого труда» обобщил ранние исследования и выделил 10 управленческих ролей:

I. Межличностные роли

1. Глава - Символический глава, в обязанности которого входит исполнение обязанностей правового или социального характера

- Хар-р деят-ти: Церемониалы, действия, обязываемые положением

2. Лидер - Ответственный за набор, мотивацию и подготовку подчиненных, а также за обеспечение соответствующего морального климата в коллективе

- Фактически все управленческие действия с участием подчиненных, направленные на совмещение потребностей организации и сотрудников

3. Связующее звено - Обеспечивает работу саморазвивающейся сети необходимых внешних контактов внешних контактов и источников информации

- Переписка, участие в совещаниях с представителями других организаций, работа с внешними лицами

II. Информационные роли.

4. Приемник информации - Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах своего дела

- Обработка входящей информации, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)

5. Распространитель информации - Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации

- Рассылка почты организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)

6. Представитель - Передает информацию относительно планов, политики и т.д. во вне организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли; выступает от лица своих подчиненных

- Участие в заседаниях, общение через почту, устные выступления, включая передачу информации руководству, во внешние организации и другим лицам

III. Роли, связанные с принятием решений

7. Предприниматель - Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и "запускает" проекты по ее совершенствованию, контролирует выполнение определенных проектов; инициирует организационные изменения

- Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование и разработку проектов усовершенствования деятельности

8. Устраняющий проблемы - Отвечает за корректирующие действия, когда организация оказывается перед опасностью серьезных проблем

- Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

9. Распределитель ресурсов - Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации - что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

- Составление графиков и оперативных планов, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, распределение работы подчиненных

10. Ведущий переговоры - Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах (менеджер в ходе переговоров принимает решения, связанные с ответственностью за ресурсы организации)

- Ведение переговоров

В социально-психологическом подходе исследования фокусируются на группе и групповых процессах. Здесь выделяются 4 профессионально-управленческие роли:

1) управленец (возникает при анализе управленческой ситуации, ключевой вопрос «Что?»),

2) организатор (представляет, как должен выглядеть результат, после этого определяется с помощью каких шагов, средств и способов он может получить его, «Как?»),

3) администратор (оперативное управление, поддержание бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования; как посадочные огни для самолета: самолет садится в темное время, и пилот видит только эти огни, если их не будет, то вряд ли самолет вовремя и в нужном месте безопасно приземлится),

4) руководитель или лидер (гл. деят-ть – мотивация других людей; руководитель объединяет ресурсы в рамках целей посредством организации совместной деятельности людей).

5. Деятельность менеджера и требования, предъявляемые к нему

Задачи и функции менеджмента* реализуются только через деятельность особой категории специалистов, которых принято называть менеджерами*.

Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы.Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Часто возникает вопрос: кого считать менеджером? Термин "менеджер" может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников фирмы:

  • руководителям групп;
  • начальникам лабораторий, отделов, функциональных служб предприятий;
  • руководителям производственных подразделений;
  • администраторам различного уровня, координирующих деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
  • руководителям предприятий, фирм в целом.

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно и есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы, однако следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты. В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджерам, но, как правило, не имеющих подчиненных: их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

Быть менеджером - значит разделять ответственность за успех предприятия. Человек, от которого не ожидают такой ответственности, - не менеджер. Менеджеры* отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции. Оба менеджеры.

Казначей фирмы, ответственный за приток и использование денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален - и, однако, он, без сомнения, менеджер.

Менеджмент, таким образом, не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи менеджмента автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство, и есть отличимая от других менеджерская организация.

Менеджеры* - один из основных ресурсов фирмы. На полностью автоматизированной фирме может почти не быть рабочих - но менеджеры там будут.

Численность управляющих только в США возросла с 6,4 млн. человек в 1955 г. до 17,7 млн человек в 1996 г. (с 10,2 до 17,7%) в общем числе работающих.

В США подготовкой профессиональных менеджеров занято 1500 вузов. На изучении менеджмента специализируется 25% студентов и 25% выпускников, прошедших учебу на получение степени магистра управления бизнесом.

Менеджеры - самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить её можно за несколько месяцев. Растут вложения в менеджеров и требования фирм к ним. Эти требования удваиваются каждое поколение.

По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда - информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают прежде всего средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы.

Во-первых, менеджер, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а эти совокупности - на управляемые трудовые задачи. Менеджер группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. И делает это с помощью специфических приемов, через кадровые постановления об оплате, о назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

В-четвертых, важный элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - мало есть факторов столь важных для успеха фирмы. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей фирмы и в то же время на работе конкретного индивида и помогали ему её делать. Менеджер* анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту компетенции людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляют собой как раз совокупность условий, способствующих росту компетенции членов фирмы.

Все эти операции могут быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических качеств и квалификации.

Менеджер решает две специфические задачи. Первая - создание подлинного целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено. Иными словами, менеджер создает систему и способствует возникновению порядка из хаоса или, во всяком случае, обеспечивает формирование нового порядка, качественно превосходящего прежний.

Менеджера можно сравнить с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер сразу и композитор, и дирижер. Эта задача требует от него максимальной эффективности использования сил, которые у него есть (прежде всего, человеческих ресурсов), и нейтрализации слабых мест. Вторая задача - гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.

Специфика хозяйственных, в частности производственных, процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд менеджера носит высокотворческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченных проблемах. Так как основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступает знание и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

  • знания в области теории и умения в сфере практики управления;
  • способность к коммуникациям* и умение работать с людьми;
  • компетентность в области специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории систем и принятия управленческих решений, умения применять новые информационные технологии и экономико-математические методы для оптимизации решений. Учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Вторая категория требований к компетенции менеджера способность к коммуникациям и умение работать с людьми. Она вытекает из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, внешние и внутренние коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели деятельности.

Способность к коммуникациям в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому может быть определена с помощью тестов на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера.

Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов.

Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т. е. закреплению за ним одной или несколько предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создание на предприятии специальных подразделений маркетинга, производства, финансов, персонала* и т. п.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности и выражается в организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых менеджером на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. К высшему менеджменту относятся руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, маркетингу и т. п. ). Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

Пирамида менеджмента

Особенности труда менеджера, руководителя. - student2.ru

Пирамида менеджмента: скорость (SPEED), экономичность (FRUGALITY), качество (QUALITY), область действий (SCOPE), вероятность успеха (PROBABILITY OF SUCCESS)

Один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера факторов — его положение в организационной иерархии. Руководителей делят на три категории.

На самой вершине пирамиды находятся менеджеры высшего звена, или топ-менеджеры (3-7%), несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компаний, председатели советов директоров, главные исп. директора и исп. вице-президенты.

Главн. обязанности: 1) определение целей организации, разработка стратегий их достижения, 2) контроль за внешней средой и интерпретация событий, в ней происходящих, 3) принятие значимых для всей компании в целом решений, 4) осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех ее членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предпр. духа.

Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности фирмы. Работа является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный.

ТМ должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего звена (40-50%) занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделений и отделов организации. Как правило, «под» средним звеном находятся еще два и более уровней управления.

Гл. обязанности: 1) реализация принятых высшим руководством общих стратегий и процедур, 2) контроль работы руководителей низшего звена, 3) передача обработанной информации руководителям высшего звена

Ориентированы, прежде всего, на краткосрочные перспективы. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Современные тенденции реструктуризации и сокращения управленческого аппарата корпораций => Во многих компаниях от МСЗ отказались, что позволило существенно повысить производительность труда. Традиционная пирамидальная структура организации становится более плоской => ускоряются передача информации с высших уровней на низшие, процесс принятия решений.


Менеджеры первой линии (низшего уровня), или операционные руководители, находятся на 1м или 2м уровнях управления, занимая должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менеджеров, заведующих лабораторией и т. д.

Гл. обязанности: 1) несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг, 2) выполняют установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, 3) предоставляют тех. помощь, 4) осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов, 5) мотивируют подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.

Самая многочисленная категория. Работа является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока.

Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осу­ществляемой деятельности, направленный на достижение определенных намеченных целей путем рационального использования матер. и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов эк. механизма фирмы, действующей в рыночных условиях.

Менеджер-руководитель – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации (управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях).

Наши рекомендации