Лекция 3. выбор стратегических альтернатив.

Соотнеся возможности и опасности внешней среды, сильные и слабые стороны внутренней среды организации, необходимо приступить к анализу и выбору стратегии в отношении потребителя.

Типы стратегий по отношению к потребителям:

1.Стратегия лидерства по ценам/по издержкам. Направлена на интересы потребителей, которые желают платить меньше за товары и услуги, которыми они пользуются. Поэтому для организации, которая следует данной стратегии, характерны большие объемы продаж за счет низких издержек. Обычно это оптовые рынки.

2.Дифференциация. Рассчитана на потребителей, которые готовы заплатить больше за возможность широкого выбора и высокое качество предлагаемых товаров и услуг. Пример: универсамы.

3. Стратегия фокусирования. Организация концентрируется на потребителе с особыми запросами. Это магазины фирменной торговли.

Можно использовать разные стратегии по отношению к потребителю, сочетая их. Вторая ступень – выбор собственной стратегии.

Типы стратегий по отношению к организации: 1)ограниченный рост; 2) рост; 3)сокращение; 4) сочетание первых 3-х стратегий.

1. Ограниченный рост. Это наиболее популярная стратегия, так как наименее рискованная. Для нее характерно установление целей от достигнутого уровня, скорректированных на инфляцию. Стратегия применяется зрелыми организациями, довольными своим положением на рынке.

2. Рост. Осуществляется путем ежегодного значительного повышения краткосрочных целей над уровнем предшествующего года. применяется к динамично развивающихся отраслях, где быстро меняются технологии. Ее придерживаются также организации, которые занимаются диверсификацией производства (т.е. когда организация работает с несмежными отраслями). Рост может быть: 1)внутренним; 2) внешним. Внутренний рост –это расширение ассортимента номенклатуры товаров и услуг. Внешний ростможет быть: 1)вертикальный; 2) горизонтальный. Вертикальный рост предполагает подчинение производств, связанных по технологической цепочке. Горизонтальный рост – это объединение подобных предприятий. Объединение может происходить как добровольно (слияние), так и насильственно (поглощение).

3. Сокращение (стратегия последнего шанса). Уровень целей ниже достигнутого в прошлом, и в рамках этой стратегии возможны следующие варианты: 1) ликвидация – наиболее радикальный вариант – это полная распродажа всех активов организации. 2) отсечение лишнего –от организации отделяются подразделения, изменяется структура. 3)сокращение и переориентация – предприятие отказывается от того, что оно производило и переориентируется на новую продукцию.

4. Сочетание стратегий. Характерно для крупных организаций, которые работают в нескольких отраслях. Это так называемые конгломераты.

Целью выбора стратегии на будущее является максимальное повышение эффективности организации в долгосрочной перспективе. Чтобы это осуществить, сделать стратегический выбор эффективным, руководителя высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми руководителями, всем менеджментом, концепцию фирмы на будущее.

Факторы, влияющие на выбор стратегии:

· риск: высокая степень риска может разрушить организацию

· знание прошлых стратегий: полезно при нежелании рисковать

· владельцы контрольного пакета акций: сегодня это актуально, т.к. многие организации являются акционерными обществами

· время: даже очень хорошая идея, реализованная не вовремя, может провалиться.

При планировании международной деятельности организации необходимо проводить анализ возможностей и опасностей по каждой стране пребывания, где ведется бизнес. При этом обязательно нужно активизировать спрос на продукцию и услуги, стратегию конкурентов, уровень квалификации работников, уровень з/п, законодательство страны о труде, налогообложении, собственности. Нужно также анализировать доступ к источникам сырья, нововведения, технологии.

Управление реализацией стратегического плана.

Реализация –это преобразование стратегического плана в действие. Основные компоненты реализации: 1) тактика; 2) политика; 3) процедуры; 4) правила; 5) бюджеты.

1. Тактика.Это краткосрочная стратегия, она всегда разрабатывается для конкретизации стратегии. Отвечает на вопрос «как?» в то время, как стратегия отвечает на вопрос «что?». Если стратегией занимается топ-менеджмент, то тактикой – менеджмент среднего звена. Тактика рассчитана на боле короткий период времени, поэтому ее результаты видны раньше.

2. Политика. Это общее руководство к действию и принятию решений. Она облегчает достижение целей. Политика должна быть доступна всем уровням руководства.

3. Процедуры. Описывают действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Рассчитаны на ситуации, которые часто повторяются. Процедуры – это вариант запрограммированного решения. Все церемонии – это процедуры.

4. Правила. Определяют, что нужно делать в конкретном вопросе, т.е. правила – это элемент процедуры. Правила – это тоже вариант запрограммированного решения, они рассчитаны на ситуации, которые часто повторяются. Правила позволяют: 1) сэкономить время; 2) контролировать персонал; 3) предвидеть действия работников и сравнивать их с прошлым опытом. Большинство русских людей враждебно относится к правилам, поэтому все правила и процедуры должны быть обязательно в письменной форме.

5. Бюджеты. Это важное средство контроля. Бюджет – это, своего рода, план, который является средством контроля за будущими операциями. Это распределение ресурсов, имеющих качественную и количественную оценку. Бюджет не позволяет выйти за пределы возможного, т.е. это и средство реализации, и контроля. Обычно разрабатывается несколько видов бюджетов (смет). Составляются:

· смета доходов/расходов

· смета затрат времени, материалов

· смета капитальных расходов

· кассовый бюджет

· балансовая смета (баланс).

Этапы составления бюджета:

1 –руководство объявляет миссию организации и ее основные цели

2 –подготовка оперативных бюджетов подразделений (обычно на 0,5 – 1 год)

3 –анализ и проверка представленных бюджетов

4 –подготовка итогового бюджета, где ведется постатейный учет ресурсов

Таким образом, бюджет координирует деятельность различных подразделений.

«Бюджет от нуля» (БОН) –это популярный метод ведения бюджета. Появился в 70-е оды 20 века. Его суть в том, что каждый расход подтверждается заново каждый раз при составлении бюджета, а не берется на уровне последних лет. То есть он никак не соотносится с прошлым годом. БОН объединяет планирование и составление бюджета, и каждый менеджер на своем уровне должен детально подтверждать все бюджетные требования. В основе этой системы лежит пакет решений, т.е. это пакет информации о каждой альтернативе бюджета. Это означает, что менеджер предоставляет описание того, что можно ожидать от данного вида деятельности при минимальном уровне ее выполнения/финансирования. В другом пакете решений менеджер описывает ту же задачу и показывает, сколько можно выиграть, если по этой статье бюджета будет затрачено больше.

Таким образом, для каждой статьи бюджета разрабатывается несколько уровней финансирования. Затем разрабатываемые пакеты передаются вышестоящему менеджеру, который выбирает из них соответствующий его интересам. поэтому менеджер, желающий сделать акцент на определенном виде деятельности, выбирает наиболее высокий уровень… Как только менеджер приводит пакеты в соответствие со своими предпочтениями, они передаются топ-менеджменту, которые производят сравнение с пакетами решений менеджеров других подразделений.

Преимущество БОН: менеджеры вынуждены решать каждый раз, какие операции наиболее важны для достижения цели, и что может быть затрачено на каждую сферу деятельности, чтобы не подвергнуть опасности цели организации в целом.

ЛЕКЦИЯ 4. ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Принципы планирования.

……..

……..

Тактическое планирование –это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций. Оно необходимо для своевременной доставки сырья, материалов, средств труда, для подготовки смежных работ. Тактическое планирование должно обеспечивать выполнение стратегии организации. Тактическое планирование определяется условиями работы и целями организации.

Принципы тактического планирования:

1.связь уровней управления: планирование может идти как сверху вниз, так и снизу вверх (укрепление плана)

2.привязка к календарю:

· планирование по интервалам времени

· привязка к календарным датам

· привязка к датам завершения отдельных работ

· свободное планирование очередности

3. определение длины горизонта планирования:

· планирование на один интервал

· скользящее планирование

· остаточное планирование

· гибкое планирование ( с выбором горизонта планирования)

4. влияние предшествующего результата:

· планирование с нуля (прошлые результаты не учитываются)

· воз­вратное планирование (с учетом прошлых обязательств, достижений, результатов)

5. описание плана:

· планирование по группам продукции

· планирование по заказам; планирование по технико-экономическим показателям

· планирова­ние по статьям калькуляции

· план по контингенту учащихся

6.связь планов участков производственного процесса:

· планирование по узкому месту

· планирование «от выхода к входу»

· планирование «от входа к выходу»

· последовательная проводка единиц продукции или услуг

Планирование не является самостоятельной целью, поэтому вариант планирования в конкретных условиях определяется особенностями функцио­нирования организации, задачами, которые перед ней ставятся.

Методы планирования и виды планов.

Основные методы планирования:

· балансовый- состоит в сопоставлении ресурсов и потребностей. Составляется в натуральном и стоимостном выражении, позволяет выявить «узкие» места

· нормативный- предполагает опору на один из исходных показателей, а остальные рассчитываются через систему норм

· программно-целевой- увязывает цели деятельности и возможности, ре­сурсного обеспечения. Построен на системном подходе. Формируется цель, которая делится на подцели, и формируются ресурсы, необходимые для достижения, реализации цели. Этот метод использует аппарат теории ГРАФА: дерево целей (изображается в виде уровней и целей) и дерево ресурсов (средства для достижения целей)

Для большинства организаций основным параметром является реализация продукции, а реализация зависит от спроса. Спрос же варьируется в зависимости от интервала времени.

В зависимости от связи спроса с параметрами производства различают:

· стабилизирующее производственное планирование: опирается на постоянный выпуск продукции по интервалам времени и удовлетворение колебаний спроса через изменение запасов продукции на складе

· стабилизирующее складское планирование: предполагает постоянство запасов на складе и изменение объемов выпуска продукции с учетом колебания спроса

Виды планов:

1. Производственная программа– это развернутый план производства и реа­лизации продукции. Количественные показатели программы определяют состав продукции и объем производства. Максимальная годовая программа определяется производственной мощностью предприятия при максимальном использовании всех имеющихся ресурсов. Производственная мощность является величиной переменной. На начальной стадии производственная мощность меньше проектной, т.к. идет наладка, освоение. Затем мощность нарастает, достигает оптимизации, а может и понизиться за счет старения оборудования и необходимости его ремонтирования. Производственная мощность измеряется в единицах выпуска продукции.

Важнейшими планами, измеряющими объем производства, являются:

2. Номенклатура продукции– это перечень групп изделий, определяющих специализацию организации. Объединение продукции в номенклатурные группы происхо­дит по принципу технологической и конструктивной однородности. Важным условием является близость по структуре к трудоемкости.

3. Ассортимент продукции- это состав продукции и услуг по видам и типам.

4. Товарная продукция- продукция, изготовленная в течение планового периода, соответствующая требованию стандартов договорной документации, принятой службой технического контроля, и переданная на склад для отгрузки, а также услуги, оказанные другим организациям, работы по ремонту собственного оборудования.

5. Валовая продукция— это вся продукция организации независимо от сте­пени готовности, выполненная за временной период, а также изменение остат­ков незавершенного производства, полуфабрикатов собственного производства. Незавершенное производство- это продукция, находящаяся на различ­ных стадиях готовности и подлежащая дальнейшей обработке. Большая величина незавершенного производства говорит о возможной ритмичной работе, но отрицательно сказывается на рентабельности (прибыли).

6. Объем реализованной продукции- продукция, деньги за которую по­ступили на счет предприятия.

7. Чистая продукция– это вновь созданная стоимость. ЧП =сумма нормативной з/п с начислениями и прибыль.

Из всей совокупности плановой деятельности можно выделить: 1) планы продаж 2) планы производства; 3) НИОКР; 4) доходов, 5)фи­нансовый план, 6) план по персоналу, 7) планы закупок, 8) инвестиций, 9) расходов, 10) кре­дитный план …

План может быть представлен графически, словесно, таблично. Календарный план бывает графический и табличный.

Графический:

· планированный график – это схематичное изображение производственного процесса. Для каждой работы графика отводится отдельная строка, где пишется наименование работы и указывается время исполнения

· ленточный график – представляет собой хронограмму, т.е. последовательности отрезков времени, соответствующих видам работ

· диспетчерский график – это разновидность планированного или ленточного графика. Строится в процессе выполнения работ.

· график Гантта – имеет вид лестницы, вертикально откладывается номер операции, горизонтально – время. Размер ступени характеризует время обработки на соответствующей операции. Наклон –это время перехода от одной операции к другой.

· сетевой график – это сеть узлов, соединенных стрелками. Величина узлов зависит от начала и окончания работ. Стрелки – аналоги работ.

· табличный график – менее нагляден, но содержит больше информации. В столбцах таблицы указываются: номер работы, ее наименование, время начала и конца, привлекаемые ресурсы, исполнители…

Типовые варианты плановых стратегий.

Основными вариантами являются: дискретная, достаточная, скользящая, возвратная, зональная и смешанная стратегии.

1. Дискретная плановая стратегия –предполагает выделение интервалов времени; пла­нирование на следующий этап начинается от фактического достижения за предшествующий период.

2. Остаточная плановая стратегия –предусматривает определение конечного результата и составление плана на весь оставшийся временной период. На начальный момент план составляется на весь комплекс работ. По истечении интервала времени составляется план оставшихся работ с учетом фактического выполнения. То есть существуют 2 варианта: 1) интенсификация плана, если в предшествующий период он не был достигнут или 2) сокращение объема работ, если в предшествующий период он был перевыполнен.

3. Скользящая плановая стратегия –основывается на фиксированном горизонте плани­рования, включающего несколько временных интервалов. Годовое планирование выполняется на начало каждого квартала, но с общей продолжительностью 4 квартальных интервала.

ЛЕКЦИЯ 5. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ «ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».

4. Возвратная плановая стратегия –состоит из 2-х частей:сначала составляется план на длительный период, затем с учетом фактического выполнения плана за очередной период составляется план на следующий и ближайший временной интервал. Задача – обеспечить возврат на первоначальную плановую стратегию. Если в очередной периоде план был недовыполнен, то в следующем периоде планируется интенсификация работ на размер недовыполнения.

5. Зональная плановая стратегия допускает инициативный режим до тех пор, пока результаты не выйдут за зону планирования. Параметры зоны планирования: время, объемы работ, отклонения от заданного результата, границы территории.

6. Смешанная плановая стратегия характерна для крупных предприятий, организаций.

Оперативное управление –это комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих выбор места и времени выполнения работ. Оно включает в себя: 1) процесс принятия управленческих решений; 2) разработку производственных графиков; 3) учет и регулирование деятельности.

При планировании и тактическом управлении выделяют:

· производство – это группа подразделений с однотипным характером производственного процесса

· цех – это подразделение, выполняющее часть производственного процесса

· участок – это основное производственное подразделение

· элемент – это часть производственной операции, выполняемой в одном рабочем режиме.

Типовые способы организации производства: 1) обработка единицами в потоке или на конвейере; 2) обработка партиями; 3) обработка на универсальных рабочих местах; 4) совмещение процессов обработки и движения деталей.

При описании организации производства используются следующие понятия:

· деталь – это предмет, которые не может быть разделен на части без разрешения

· сборная единица (узел) – это разъемное соединение нескольких деталей

· комплект – это соединение нескольких сборных единиц и деталей

· партия – это количество одинаковых деталей, обрабатываемых или собираемых на рабочем месте без переналадки

В зависимости от размера партии выделяют следующие виды организации производства: 1)индивидуальное; 2) мелкосерийное; 3) серийное; 4) массовое.

Для описания производственного процесса используются следующие параметры:

· время обработки изделия по всему производственному циклу

· производительность процесса – количество изделий за интервал обработки

· пауза на операции – время между окончательной обработкой предшествующей детали и началом обработки последующей

· время на операции – время занятости оборудования на обработку изделия (занятость оборудования)

1) подготовительно заключенное время – профилактика и перенастройка оборудования

2) основное время – время выполнения производственных операций

3) вспомогательное время – время контрольных замеров, проб…

4) время обслуживания оборудования (напр. смазка)

5) перерывы в работе: а) регламентированный отдых; 2) непроизводственные простои оборудования (время между сменами).

Организация производства предполагает организацию техники, людей, а также идей. При организации производства полезно помнить следующие правила:

· чем меньше элементов в системе, тем выше ее надежность

· управление должно быть нацелено на сохранение и развитие факторов успеха и сильных сторон организации

· организационное целое больше суммы его частей.

Наши рекомендации