Модели потоков в сетевых структурах
В предыдущем разделе мы рассматривали модель потока автомобилей, приезжающих на автозаправочную станцию. При этом в качестве элемента такого потока рассматривался тэг — автомобиль (пример 1).
В общем случае элементом потока может являться любой объект, перемещающийся, перемещаемый или возникающий во времени и/или в пространстве.Объектом информационного потокаможет быть накладная (например, на получение товара), документ, распоряжение, сообщение и т. п. Финансовый потокформируется последовательностью трансфертов, денежных поступлений, вложений и т. д.
Любое изменение состояния исследуемой системы (изменение значений переменных модели и/или перемещение тэга) рассматривается как событие.Поэтому любой информационный поток может рассматриваться как поток событий.В формальное понятие события можно вложить любое смысловое содержание, например начало рабочей смены, возникновение аварии, приезд автомобиля на заправочную станцию и т. п. В качестве элементов событийных потоков могут выступать любые объекты реального (или виртуального) мира.
Виды потоков
Наиболее простой является модель однородного потока.Элементы такого потока однотипны, они либо не отличаются один от другого, либо такие отличия несущественны для решения проблемы. Например, в примере 1 мы рассматривали поток автомобилей как однородный, поскольку нас не интересовали ни марка автомобиля, ни объем его бензобака, — эти свойства мы считали несущественными для построения нашей простой модели. Поток описывался только тремя характеристиками:
1) средним временем между приходами автомобилей;
2) среднеквадратичным отклонением;
3) законом распределения вероятностей времени между поступле
ниями автомобилей на заправку.
Во многих задачах поток однородных событий характеризуется интенсивностью— величиной, обратной среднему времени между событиями в потоке.
Однородный поток, в котором интервалы времени между событиями распределены по экспоненциальному закону, называется простейшим.Такой поток имеет единственную числовую характеристику _ среднее время между событиями (поле Standart Deviation при задании такого потока не используется).
Модели неоднородныхпотоков характеризуются наличием индивидуальных особенностейу тэгов — элементов потока. Например, грузовик и автобус — две разновидности транспортных средств, которые могут являться элементами одного транспортного потока. Моделирование неоднородных потоков всегда связано с привнесением в модель
106______________________ Часть 2. Имитационное моделирование
индивидуальных особенностей тэгов. Техника такого моделирования поясняется в примере 2.
Пример 2: модель обслуживания клиентов в парикмахерской
В парикмахерскую могут приходить клиенты двух типов. Клиенты первого типа желают только стричься. Распределение интервалов их прихода 35±1О мин. Клиенты второго типа желают постричься и побриться. Распределение интервалов их прихода 60±20 мин. Парикмахер обслуживает клиентов в порядке «первым пришел - первым обслужен». На стрижку уходит 18+6 мин., а на бритье 10+2 мин.
В парикмахерской оборудовано только одно место для обслуживания клиентов. Определите, насколько целесообразно оборудование второго места и прием на работу второго парикмахера.
Индивидуальные свойства тэгов
В этой задаче необходимо учитывать индивидуальные особенности клиентов, т. е. не только знать индивидуальный номер тэга, но и тип клиента, которого он представляет в модели. Для того чтобы реализовать такую возможность, необходимо «повесить на грудь» каждого тэга-клиента, входящего в модель, «визитную карточку», на которой должно быть написано, к какому типу он принадлежит:
• 1 — клиенту нужна только стрижка;
• 2 — клиенту нужна стрижка и бритье.
Массив таких «визитных карточек» должен быть описан в списке
переменных. На рис. 2.21 приведено окно описания переменной cli-
entjype, имитирующей визитные карточки клиентов парикмахер
ской.
Эта переменная характеризуется размерностьюи типом.Размерность массива определяет резервируемое количество визитных карточек, - в нашем случае мы выбрали 1000. Каждая из карточек является элементом массива client_type и идентифицируется индексомнапример client__type [1]- визитная карточка первого визитера chent_type [2] - второго и т. д. В общем случае, если tag - номер тэга, то client_type[tag] - визитная карточка этого тэга. Переменная или число в квадратных скобках определяют индексэлемента массива (обычно это целое число или целочисленная переменная). Тип переменной client_type определен как Array of Integers- массив целых чисел, это означает, что каждый из элементов массива может иметь в качестве значения только целые числа (в нашем примере 1 или 2)
Дополнительные методы и средства имитации |
107
Рис. 2.21. Описание переменной clienttype
Описание модели примера 2
На рис. 2.22 приведена структура модели примера 2. Она призвана проиллюстрировать только принципмоделирования неоднородных потоков и потому описана здесь не полностью.
В этой структуре первый блок генерирует единственный тэг, который запускает на вход парикмахерской два потока клиентов: первого типа (client I stream) и второго (client 2 stream). В этих блоках отрабатываются задержки между приходами клиентов и «навешиваются визитные карточки». Для этого в поле Beginning Effectблока 2 (client I stream) размещаются операторы: tag:=tag+l; client_type[tag]:=l; а в блоке 3 (client 2 stream) — операторы: tag:=tag+l; client_type[tag]:=2;. Перед блоком 4 образуется общая очередь клиентов разных типов, поскольку вход в этот блок ограничивается условием: St = =0; где St — переменная, имитирующая состояние парикмахера (0 — свободен, 1 — занят). Это условие выносится в поле Release Conditionблока 4.
Задержка на время обслуживания в этом блоке определяется величиной 18±6 ед. времени. В поле Beginning Effectразмещается оператор St:=l, который имитирует переход парикмахера в состояние занято-
108
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
109
Рис. 2.22. Структура модели примера 2
сти, а в поле Ending Effectразмещается оператор освобождения парикмахера. В нашем примере он может быть освобожден, если завершилось обслуживание клиента первого типа, если же стригся клиент второго типа, то его обслуживание должно быть продолжено (в блоке 5 — shaving), и следовательно парикмахер не может быть освобожден. В соответствии с этим содержанием в поле Ending Effectблока 4 размещается оператор: if client_type[tag]= =1 then St:= 0;.
Клиент, выходящий из четвертого блока, направляется в пятый при выполнении условия: client_type[tag]= =2; и направляется в шестой при выполнении условия client_type[tag]= =1. Эти условия размещаются в разветвителе, стоящем на выходе пятого блока.
Соответственно в поле Ending Effectблока 5 размещается оператор освобождения парикмахера: St:= 0;. В остальном эта модель мало чем отличается от модели примера 1.
Задача как накопитель тэгов
В общем случае в блоке задачи могут одновременно находиться несколько тэгов. Как правило, это происходит тогда, когда задача имитирует механизм обслуживания нескольких клиентов. В таких случаях задача превращается в своеобразный накопитель тэгов.
Пример 3; модель автозаправки с несколькими колонками
Эта модель отличается от модели примера 1 наличием нескольких бензоколонок.
В этом случае целесообразно, сохраняя структуру модели примера 1 (см. рис. 2.1), ввести переменную Nb — число свободных бензоко-
лонок и переопределить блок 2 описанием, приведенным на рис. 2.23 (переменная Status при этом оказывается ненужной).
Рис. 2.23. Пример описания задачи-накопителя тэгов
В этом случае блок 2 примера 1 превращается в накопитель, в котором одновременно могут находиться Nb тэгов, имитирующих автомобили.
Замкнутые системы
Замкнутыми будем называть системы, в которых отсутствуют входные потоки тэгов. Все изменения в таких системах происходят за счет внутренних преобразований, внутренних процессов, происходящих в системе.
Деление систем на открытые и замкнутые достаточно условно. В любой реальной системе обычно можно выделить компоненты того и другого вида, однако понятие замкнутой системы полезно для освоения приемов имитации сложных систем.
110
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
111
Пример 4: модель использования общего оборудования
Производство изделий определенного вида включает в себя длительный процесс индивидуального изготовления, заканчивающийся коротким периодом обжига изделия в печи. Поскольку содержание печи обходится довольно дорого, несколько рабочих, каждый из которых изготовляет «свое» изделие, используют одну печь, в которой одновременно можно обжигать только одно изделие. Рабочий не может начать новую работу, пока не вытащит из печи законченное изделие.
Таким образом, рабочий трудится в следующем режиме:
1) изготавливает изделие;
2) ожидает возможности использования печи по принципу «пер
вым пришел — первым обслужен»;
3) использует печь;
4) переходит к изготовлению нового изделия.
На операцию изготовления изделия требуется 30+5 мин., на операцию обжига 8+2 мин. Требуется построить имитационную модель для определения такого количества рабочих, при котором с одной стороны очередь минимальна, с другой — простои печи минимальны.
Решение этой задачи связано с разработкой модели, в которой используется переменная Nw — количество используемых рабочих, значение которой подбирается в процессе моделирования таким образом, чтобы обеспечить наилучший баланс между длиной очереди и временем занятости печи.
Структура модели иллюстрируется схемой рис. 2.24.
редь—БлокЗ. Подобное «хождение» имитирует рабочий цикл, выполняемый каждым рабочим в течение рабочего дня.
Приведем содержимое основных полей блоков 1—3.
Бдрк1. (Begin)
Release Condition: tag<Nw;
Beginning Effect: tag:=ta.g+l;
Ending Effect: if tag = =Nw then Start:=l;
{Start — сигнал для начала работы}
Блок2. (Operation 1)
Release Condition: Start = = 1;
Mean Time: 30;
Standard Deviation: 25;
Frequency Distribution: Rectangular
БлокЗ. (Operation 2)
Release Condition: St = = 0;
Mean Time: 8;
Standard Deviation: 6;
Frequency Distribution: Rectangular
{St — состояние печи: 0 — свободна, 1 — занята}
Beginning Effect: St:=l; {Занять печь}
Ending Effect: St:=O; {Освободить печь}
(Блоки 1 и 2 в этом, примере используются как накопители тэгов.)
Рис. 2.24. Структура модели примера 4
Блок 1 (Begin) создает тэги в количестве, определяемом величиной Nw. Каждый тэг имитирует рабочего. Все созданные тэги-рабочие становятся в очередь перед вторым блоком (Operation 1) и ждут «начала работы». Работа начинается с появлением в модели (Nw)-oro тэга, который «разрешает» тэгам-рабочим войти во 2-ой блок. После входа каждый из рабочих начинает «ходить по кругу»: Блок2—-Оче-
Язык описания эффектов
Для описания модели используется язык описания эффектов. Основными элементами этого языка являются переменные, операторы и функции. Переменные были кратко описаны в разделе Описание элементов модели, там же был описан и оператор присваивания. Здесь мы излагаем дополнительные сведения о средствах языка описания эффектов, необходимые для разработки имитационных моделей.
Любое текстовое описание представляется последовательностью операторов языка, разделенных знаком «;». Кроме того, в любое место такого описания может быть вставлен комментарий — произвольный текст, заключенный в фигурные скобки, например {Это текст комментария}.
К операторам, которые используются наиболее часто, относятся операторы присваивания, уточняющие (adjustment) и логические операторы. Два последних описываются ниже. Более подробные сведе-
112
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
113
ния по составу операторов и особенностям их использования содержатся в справочном разделе системы.
Уточняющий операторопределяет лаконичную запись соответствующего оператора присваивания. Например, оператор присваивания Х:=Х+1 эквивалентен уточняющему оператору Х+=1. Аналогично оператор Х:=Х—6 эквивалентен оператору X—=6, оператор Х:=Х*п оператору X*=n, a X:=X/Nn оператору X/=Nn. Здесь X, n, Nn f— имена переменных.
Логические операторысравнивают два числовых значения или логических аргумента. Результат равен 1, если сравнение является истинным, или 0, если сравнение ложно. Соответственно 1 рассматривается как значение ИСТИНА, а 0 — как значение ЛОЖЬ. Например, если известно, что а равно 0,01 a b равно 3, то следующие выражения истинны: a<=b;a<b;a<>b;a следующие ложны: а = = Ь; а >= Ь; а > Ь. (Здесь запись < = означает «меньше или равно», < означает «меньше», <> — «не равно», = = — «равно», >= — «больше или равно», > — «больше».)
Не путайте записи «= =» и «:=»: логический оператор «= =» сравнивает значения двух переменных, а оператор присваивания «:=» назначает значение переменной, стоящей слева от оператора.
К логическим операторам относятся также операторы «&» (логическое И) и «|» (логическое ИЛИ). Оператор «&» проверяет истинность двух логических выражений (одновременно) и возвращает значение 1, они оба истинны, в противном случае он возвращает значение 0. Например, если а равно 0,01 a b равно 3, то следующие выражения истинны:
(а = = 0,01) & (Ь = = 3); (а < 2) & (Ь > 2); (а < Ь) & (Ь <> 0).
Заметим, что выражение (а & Ь) также истинно, поскольку оба аргумента больше нуля, соответственно истинным будет и выражение (а * 100) & (Ь / 3). В этом смысле любое число, не равное нулю в логическом операторе, интерпретируется как ИСТИНА, а ноль — как ЛОЖЬ.
Логический оператор (|) проверяет, есть ли из двух значений хотя бы одно, не нулевое, и возвращает в этом случае значение ИСТИНА, а если нет, то возвращает значение ЛОЖЬ. В нашем примере логические операторы (а= =0,01) | (Ь>4), (а>0) | (Ь>0) истинны, а (а = = 0) | (а = = Ь), (а-0,01) | (Ь-3) — ложны.
If-then-else операторобеспечивает выполнение действий, необходимых при заданных условиях. Например, оператор: if а + 3 == 5 then b:= I, c:= 1; в случае, когда (а + 3 = = 5), т. е. переменная а имеет
значение 2, запишет в переменные b и с значения 1, а в противном случае он ничего не сделает.
Оператор:
if а then b += 1 else b -= 1;
в случае, когда а не равно нулю, увеличит значение переменной b на 1, а в противном случае (а равно нулю) уменьшит b на единицу.
Оператор: if a < b then b else а; при условии, что а меньше Ь, вернет значение переменной Ь, а в противном случае — значение переменной а.
Датчики случайных чисел
Датчики случайных чисел реализуют механизмы имитации стохастических факторов. Значения таких факторов характеризуются распределениями вероятностей. Например, когда время между приходами автомобилей на заправочную станцию задается величиной 10±3 ед. времени, подразумевается, что такое время является случайным фактором, значения которого равномерно распределены в интервале [7, 13] ед. времени.
Равномерное распределениевероятностей (Rectangular Distribution, Uniform Distribution) продуцируется функцией random(), которая выдает действительные случайные числа в диапазоне 0.0 - 1.0, и функцией randomlnt (min, max), которая выдает целые случайные числа в диапазоне от min до max.
Кроме равномерного распределения вероятностей в прикладных задачах широко используются также экспоненциальное распределение и распределение Пуассона.
114
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
115
Экспоненциальное распределение(Exponential Distribution) связано с моделированием простейших потоков. В таких потоках время между событиями распределено по экспоненциальному закону. Это распределение характеризуется единственным параметром — средним значением. Вызов функции ехроп(Меап) вернет в качестве результата значение случайного числа, выбранного из экспоненциального распределения со средним mean. Если в задаче задана интенсивность простейшего потока Int, то среднее время между событиями будет определяться как mean=l/ Int. Поэтому для имитации задержек между появлениями событий следует воспользоваться вызовом функции expon(l/Int).
Распределение Пуассона(Poisson Distribution) тесно связано с экспоненциальным распределением: оно характеризует количество событий в простейшем потоке, наблюдаемое за определенный интервал времени. Если задать величину этого интервала (Т) и интенсивность потока (Int), то произведение Mean=(Int*T) будет определять среднее количество событий за интервал времени Т. Эта характеристика является единственным параметром функции poisson(Mean), которая используется как датчик пуассоновских случайных чисел. Использование функции poisson(Mean) возможно и для других задач, например для имитации количества записей в инвентаризационной ведомости, объемов производства деталей в течение рабочего дня и т. п. Функция poisson(Mean) всегда выдает случайные числа, которые являются по-ложительными и целыми.
Для более подробного знакомства с использованием других распределений вероятностей следует обратиться к справочной информации системы или специальной литературе.
Функции
Функции языка разделяются на две категории: встроенные и определяемые пользователем. Встроенные функции нам уже неоднократно встречались, примерами таких функций являются halt() (функция, реализующая оператор остановки модели), poisson(Mean) (датчик случайных чисел) и т. п. Эти функции не могут быть изменены пользователем — они не доступны для изменений.
Вторая категория функций создается пользователем для описания тех или иных эффектов моделирования. Создание такой функции связано с определением функции и включением ее в библиотеку функций. Для выполнения этих действий следует нажать кнопку которая откроет окно библиотеки функций.
В этой библиотеке хранятся только функции, созданные пользователем. Для внесения изменений в уже определенную функцию достаточно сделать двойной клик на соответствующей записи в окне библиотеки функций. Для определения новой функции следует при открытом окне библиотеки функций нажать кнопку ??? и заполнить поля открывающегося при этом окна определения функции (рис. 2.25).
Рис.2.25. Окно определения функции
В поле Name задается имя функции. Имена функций не должны совпадать с именами переменных, поэтому для именования функций целесообразно использовать заглавные буквы. В поле Purpose размещается краткое описание семантики функции, а в поле Expressions — алгоритмическое описание эффекта, связанного с вызовом функции. В дальнейшем вы получаете возможность использовать созданную функцию в любом текстовом фрагменте любого поля описания вашей модели. Для этого необходимо просто вставить имя функции в соответствующее место описания. В нашем примере на рис. 2.25 опреде-
N
116
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
117
лена функция, имитирующая интервалы времени между прибытиями автомобилей на заправочную станцию. Поэтому для имитации потока автомобилей достаточно вставить в поле Mean Time соответствующего блока вызов функции INT.
Использование функций повышает лаконичность и наглядность описания модели.
Пример 5. Имитация случайных величин, заданных эмпирическим распределением (таблицей)
В качестве примера описания в окне рис. 2.25 мы использовали функцию датчика случайных чисел, определенных эмпирическим законом распределения вероятностей. Такой закон обычно задается таблицей. Здесь приведен пример такой таблицы и краткий комментарий к составлению алгоритма вычисления функции INT.
Интервалы времени между прибытиями автомобилей (сек) | Суммарная частота | Интервалы времени между прибытиями автомобилей (сек) | Суммарная частота |
Меньше 0 | 0,81 | ||
0,25 | 0,9 | ||
0,48 | 1,0 ■ | ||
0,69 |
Из данных, приведенных в таблице, следует, что в 25 % наблюдений интервалы времени между прибытиями автомобилей на автостанцию оказались меньше 100 сек, в 23 % (0,48—0,25) — от 100 до 200 сек, в 21 % (0,69—0,48) — от 200 до 300 сек и т. д. Датчик случайных чисел, имитирующий интервалы времени между приходами автомобилей, строится по простой схеме: сначала разыгрывается интервал (строка) таблицы, а затем число внутри этого интервала: {определение случайного числа R между 0 и 1} R:= random();
{определение случайного числа между 0 и 600} {определение случайного числа между 0 и 100} if R<0.25 then randomlnt(0,100) else {определение случайного числа между 100 и 200} if R<0.48 then randomlnt( 100,200) else {далее аналогично } if R<0.69 then randomlnt(200,300) else if R<0.81 then randomlnt(300,400) else if R<0.9 then randomlnt(400,500) else randomlnt(500,600);
Динамика моделирования
Запуск и выполнение модели определяют динамический процесс моделирования. Этот процесс визуально отображается в двух формах: в виде процессов прохождения тэгов через структуру модели и в виде анимационных картин.
Первая форма отображения связана с закрашиванием тех блоков модели, в которых в текущий момент времени находятся тэги, и с изображением тэгов, скапливающихся в определенных «узких» местах (в очередях или перед блоками с ограниченным доступом). Очередь, в которой находятся тэги, закрашивается так же, как и занятые блоки, а сами тэги изображаются символами. Вместо индивидуального изображения тэгов на диаграмме исполняемой модели может указываться общее количество тэгов в блоке, перед блоком или в очереди. Установки отображения тэгов в динамике работы модели назначаются в окне рис. 2.12 (Show Entities With). Выбор «Symbols» определяет индивидуальное отображение тэгов символами, выбор «Numbers» — отображение общего количества тэгов.
Рисунок 2.26 иллюстрирует две формы отображения одного и того же состояния, наблюдаемого в динамике выполнения модели приме-
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
ра 1. Отображаемое состояние характеризуется тем, что в каждом из двух блоков модели находится по одному тэгу, а в очереди стоят 12 тэгов, ожидающих освобождения бензоколонки.
Форма анимационных картин (рис. 2.12 — Action View Functions) используется главным образом для презентации моделей. Средства анимации Micro Saint рассматриваются ниже.
Отладка моделей
При описании моделей в текстовых фрагментах могут быть допущены различные ошибки. Обнаружение и идентификация таких ошибок обычно проводятся в динамике выполнения модели, при этом пользователю выдается сообщение об ошибке. Получив такое сообщение, следует найти ошибку, исправить ее и продолжить выполнение модели или заново запустить модель. Ниже приводятся некоторые типичные примеры сообщений об ошибках.
• Message Syntax ERROR Job 1 tag:=tag+l
Semicolon expected at end.(в конце ожидается точка с запятой)
• Message s:=l;
Unrecognized word(неизвестное слово)
• Message
Matherror couldn't create the dialog box(Математическая ошибка не дает создать область диалога)
Любое сообщение об ошибке начинается со слова Message. Первый тип сообщения — наиболее полный. В нем содержится тип ошибки (синтаксическая), место локализации ошибки (блок 1), выражение, в котором зафиксирована ошибка (tag:=tag+l)и собственно вид ошибки (в конце ожидается точка с запятой). При получении такого сообщения ошибку исправить легче всего для этого надо открыть окно описания блока 1, найти нужное выражение и вставить в конец его знак «;». (Попутно заметим, что этот знак должен «закрывать» любой оператор модели.)
Второй тип сообщения не содержит места локализации ошибки. Здесь просто приводится выражение (s:=l;) и констатируется, что система не может распознать переменную s. Как правило, это связано с тем, что такую переменную забыли включить в список переменных. Устранение ошибки связано, таким образом, с включением переменной (или функции) в соответствующий список.
Третий тип ошибки обычно связан с использованием переменной типа Array of Integersили Array of Reals.Ошибка заключается в том,
что размерность массива недостаточна и ее следует увеличить. Обычно для этого нужно в окне описания соответствующей переменной в строке «first (second, third) index numbered 0 through 10» увеличить последнее число: «through 1000». Такая ошибка обычно возникает при использовании в качестве индекса массива переменной tag (например, tag:=tag+l; f[tag]:=l,и fописана как Array of Integersили Array of Reals).
Все другие виды сообщений об ошибках по форме похожи на приведенные примеры.
Однако наряду с рассмотренными видами ошибок, которые могут быть обнаружены исполнительной системой, в модели могут присутствовать семантические ошибки, которые может распознать только человек — разработчик и пользователь модели. Например, по замыслу разработчика должно использоваться выражение tag:=tag+l;,а в модель введено выражение tag:=tag—1;. Формально (синтаксически) оно правильно, но результаты, полученные на такой модели, будут неадекватныисследуемой системе. Такие ошибки обнаружить достаточно трудно. В этом смысле может оказаться полезным использование исполнительного монитора(execution monitor), окно которого открывается кнопкой
В этом _)ис. 2.27) отображаются значения переменных, ко-
торые изменяются в процессе моделирования и характеризуют с точки зрения пользователя адекватность имитационной модели исследуемой системы.
Рис. 2.27. Окно исполнительного монитора
Любая- модификация записи в окне исполнительного монитора реализуется двойным кликом на соответствующей строке, а добавление новой записи производится уже известной нам кнопкой f-g. И в том и в другом случае открывается окно для ввода выражений, которые используются исполнительным монитором (рис. 2.28).
В поле expression tobe evaluatedвводятся выражения, значения которых могут характеризовать адекватность модели. Пользователь, на-
120
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
121
Рис. 2.28. Окно ввода выражений для исполнительного монитора
блюдая динамику изменений этих значений, может оценить, насколько правдоподобно поведение отлаживаемой модели.
Календарь событий
Модельное время — это системная переменная, имитирующая ход часов реального времени, в котором «живет» и развивается исследуемая система. Имитация хода реального времени основывается на концепции событий,которые связаны с изменениями состояния модели. Такие события упорядочены по времени их возникновения в специальной структуре — календаре(расписании) событий.Пересчет модельного времени связан с выбором ближайшего по времени события из календаря и «переводом стрелок часов» модельного времени на момент возникновения этого события. Такая схема предполагает, что события могут следовать одно за другим через интервалы времени разной величины, включая и ноль (одновременно происходящие события).
Таким образом, календарь событий представляет собой своеобразный сценарий моделирования.Каждое событие такого сценария связано с выполнением определенного набора действий, которые должны произойти в тот или иной момент времени, по тому или иному условию. Сценарий содержит события двух типов:
1) события, связанные с изменением текущего состояния системы
(например, выход активного тэга из очереди, вход тэга в тот или иной
блок и т. п.);
2) запланированные события, специально введенные в календарь
пользователем для управления процессом выполнения модели.
События первого типа полностью определяются структурой модели и описанием ее элементов, события второго типа управляют компьютерным экспериментом. Такое управление может быть связано с остановкой модели, установкой новых значений переменных в процессе моделирования, выполнением дополнительных вычислений по окончании этапа моделирования и т. п.
Планирование событий в календаре обычно используется для обработки промежуточных результатов компьютерного эксперимента и внесения необходимых изменений в динамике интерпретации модели.
В качестве примера использования календаря событий для управления экспериментом приведем планирование события остановки модели. Допустим, что нам необходимо остановить модель примера 1 через 1 сутки работы заправочной станции:
1 сутки= 24(час)*60 (мин/час)=1440 (мин).
Для планирования такого события кнопкой открываем окно календаря событий (рис. 2.29), затем открываем окно описания события (для этого используется уже знакомая нам общая кнопка добавления объектов) и в этом окне (рис. 2.30) заполняем соответствующие поля.
Рис. 2.29. Пример записи в календаре событий
В поле Perform at Timeназначается время наступления события (1440 единиц модельного времени (ЕМВ.), 1 ЕМВ.=1 мин.), в поле Expressionопределяется оператор, который должен быть выполнен в назначенное время (оператор остановки halt()).Нажатие кнопки Acceptприводит к появлению в календаре событий соответствующей строки — уведомления о событии (см. рис. 2.29). Внесение в календарь такого уведомления приведет к остановке модели в момент времени clock=1440, т. е. ровно через сутки функционирования исследуемой системы (бензозаправочной станции) в реальном времени.
Использование полей Repeatingи Stopсвязано с перепланированием событий через определенный интервал времени (Repeat Interval) до момента окончания процесса перепланирования (Stop Time). Перепланирование событий используется для внесения управляющих воздействий в динамике развития модели через определенные интер-
122
Часть 2. Имитационное моделирование
Дополнительные методы и средства имитации
123
Рис. 2.30 Окно описания события
валы времени. Например, перепланирование события «Пауза» (pause ()) приведет к периодическим остановкам в процессе компьютерного моделирования.
Единица модельного времени и ее связь с реальным временем
Модельное (или системное) время — одно из основных понятий имитационного моделирования. Модельное время всегда связано с определенной системной переменной, которая должна копировать ход часов реального времени. Работа исследуемой системы на протяжении длительных периодов реального времени (сутки, месяцы, годы) воспроизводится в компьютерной имитационной модели за секунды или минуты с сохранением всех хронологических особенностей исследуемой системы (всей хронологии причинно-следственных связей, действующих в исследуемой системе). Такая хронологическая адекватность модели обусловлена тем, что единица модельного времени
(ЕМВ) определяет своеобразный масштаб, соотносящий размерности реального времени и машинного таймера, определяющего скорость интерпретации модели.
Выбор единицы модельного времени (ЕМВ) полностью определяется условиями задачи. Если все хронологические характеристики исследуемой системы заданы в одних и тех же временных единицах (например, секундах), то определение ЕМВ тривиально: ЕМВ = 1 сек. Если же для описания отдельных компонент системы используются разные временные единицы (например, месяцы и дни), то выбор ЕМВ определяется из субъективных соображений представления о точности и адекватности модели. Выбор ЕМВ = 1 (день) приведет к более точной модели, но ее использование может потребовать больших затрат машинного времени, а выбор ЕМВ = 1 (месяц) — к менее точной, но более быстродействующей модели.
Системная переменная clock, определяющая модельное время, имеет тип Real (действительное число). В этом смысле такой формат представления времени позволяет выбирать в качестве ЕМВ любую единицу реального времени с минимальной потерей точности. Тем не менее, если в задаче используются сильно отличающиеся по протяженности временные отрезки, то целесообразно в качестве ЕМВ выбирать наименьший из них, соответствующий минимальной единице реального времени.
Разработка многоуровневых структурных моделей
До сих пор мы рассматривали модели только одного (нулевого, верхнего) уровня. В общем случае сетевая структура модели может быть представлена на нескольких уровнях. При этом нулевой уровень определяет основную модель, составленную из компонент, каждая из которых в свою очередь может рассматриваться как модель первого, второго и т. д. уровня. Концепция многоуровневой модели позволяет уточнять структуру составляющих ее компонент на нижних уровнях, оставляя на верхних только общие «архитектурные контуры» исследуемой системы. Для конструирования многоуровневой модели используются дополнительные средства панели инструментов конструирования сетевой структуры (рис. 2.31). Э