Из Циркуляра Морского технического комитета России от 29 ноября 1910 г.

«Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а поэтому господа инженеры должны проявить инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения».

Определите свое отношение к принципам делового человека, сформулированным предпринимателями России в 1912 г.

Уважай власть.

Будь честен и правдив.

Уважай право частной собственности.

Люби и уважай человека.

Будь верен слову. Живи по средствам.

Будь целеустремленным.

Некоторые показатели технического уровня разработок, выполненных НИИ, КБ, конструкторскими и технологическими организациями промышленных министерств

К началу 90-х гг.

Доля разработок с изобретениями в общем числе внедренных разработок по новой технике составила около одной трети.

Сроки освоения новшеств в производстве очень велики. Ряд научно-технических решений разрабатываются и внедряются в течение 10 лет и более. В это же время в стране действуют свыше 500 научно- производственных объединений, 23 межотраслевых научно-техни­ческих комплексов, задачей которых является сокращение сроков разработки и внедрения новшеств в производство.

По данным НИИ и КБ машиностроительных министерств, удель­ный вес тем, превышающих по своему техническому уровню лучшие отечественные и зарубежные разработки, в общем числе завершенных тем к 1990 г. составил 6,1%.

Снижение удельного веса завершенных научно-исследовательских тем, технический уровень которых:

1980 1985 1986 1988

Выше уровня лучших отечественных и зарубежных

разработок................................................................... 9,1 7,4 5,9 5,0

Соответствует уровню лучших отечественных и

зарубежных разработок............................................... 33,9 37,2 35,4 24,2

Главное внимание в повышении технического уровня разработок было направлено на производство персональных ЭВМ, техноло­гических лазерных установок, аппаратуры цифровой передачи инфор­мации, различных средств автоматизации, в том числе гибких производственных модулей, промышленных роботов с элементами адаптации диагностических тест-систем, разработанных на основе биотехнологии, и т.д.

КАК ОТДАТЬ ПРИКАЗ И РАСПОРЯЖЕНИЕ

Приказ должен быть выполнен безоговорочно, точно и в срок.

Прежде чем отдать приказ, знай, что ты сам должен делать.

Отдавая приказ, учитывай силы и средства, имеющиеся в распоряжении исполнителей.

Приказ должен быть ясным, точным и кратким, не требующим пояснений.

Необходимо убедиться, что приказ доведен до исполнителя, понят им и начал выполняться.

Лучше всего отдавать распоряжения и инструкции в письменном виде.

Не стремитесь отдавать слишком много распоряжений, так как подчиненный, получивший большое количество распоряжений, будет их выполнять по своему усмотрению, а не так, как требуют интересы дела.

Проводя инструктирование, отдавая распоряжение и приказы забудь о нетерпении, гневе, торопливости и личных амбициях.

Убедись, что отданный приказ или распоряжение, инструкция не противоречат сложившейся обстановке, а если и противоречат предыдущим, то отданы в связи с общей стратегией и необходи­мостью определенных преобразований.

В обязательном порядке проконтролируй, как выполняется приказ или распоряжение.

КАК СЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА

1. Прежде всего перестаньте говорить сами. Вы должны сосредоточить внимание на говорящем, всем своим видом показать, что вам интересен разговор.

2. Во время беседы не отвлекайтесь, не пишите, не просматривайте деловые бумаги, не отвечайте на телефонные звонки и т. д.

3. Не подгоняйте говорящего, он может упустить главное, будьте терпеливы, не экономьте время, если разговор про­дуктивен.

4. Не критикуйте говорящего, обдумайте сказанное, сдерживайте свои эмоции. Можно уточнить сказанное, задать вопросы.

КАК ОГОРОДИТЬ МЕНЕДЖЕРА ОТ НАЗОЙЛИВЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

1. Прием посетителей вести в дни и часы, указанные в распорядке дня работы.

2. Секретарь, заместитель или сам менеджер должны забла­говременно согласовывать дату, часы, продолжительность и место приема.

3. Четко определить дни и часы приема для руководителей финансовой, производственной, кадровой и других служб.

4. Прикажите отключить вас от местной и внешней связи, закройте дверь кабинета — этот час используйте для обдумывания важ­нейших проблем и принятия предварительных или окончательных решений. Прервать вас может только секретарь по неотложному вопросу.

5. Старайтесь находить время побывать на рабочих местах, где трудятся подчиненные, представьте им возможность задать свои вопросы.

6. В ходе затянувшейся бесполезной беседы встаньте, давая понять, что разговор закончен. Но некоторым это необходимо сказать ясно и четко: «Разговор окончен».

7. Не занимайтесь приемом посетителей по личным делам на своем рабочем месте.

8. Начинайте свою работу раньше, чем «нагрянут» посетители.

9. Не старайтесь подчеркнуть свой демократический стиль «открытой дверью» кабинета. Не принимайте важных решений «на ходу», всегда можно ответить собеседнику: «Это вопрос важный, его необходимо изучить».

10. Если посетитель настолько назойлив, что от него никак нельзя отделаться, то пригласите в кабинет своего сотрудника для решения вопросов или очередного посетителя, извинившись перед ним за ситуацию.

ТЕСТ «МОЯ ЛИЧНОСТЬ»

Как вы поступите в той или иной ситуации?

Как вы отнесетесь к предложению занять более высокую

должность?

— откажитесь ради собственного спокойствия.................... 1

— примите его с некоторыми опасениями и колебаниями . 2

— согласитесь на предложение без колебаний..................... 3

Как вы выглядите в критических ситуациях?

— сохраняете спокойствие и самообладание....................... 1

— внутренне «кипите», но не показываете вида................... 2

— теряете контроль над своими действиями........................ 3

Каков вы в собственных глазах?

— вежлив, тактичен, уступчив, легко иду на контакт. ... 1

— достаточно вежлив и тактичен, в контактах избирателен . 2

— бываю груб и нетерпим, навязываю свою волю............... 3

Что вы предпримите, если подчиненный опоздал на работу?

— поинтересуюсь причиной опоздания................................ 1

— при неуважительной причине сделаю замечание .... 2

— устрою разнос и прикажу строго наказать....................... 3

Как вы поведете себя, опоздав на совещание?

— попрошу разрешения присутствовать.............................. 1

— объясню действительную причину опоздания................. 2

— буду ругать дорожные пробки, транспорт и все прочее. . 3

Вас втянули в конфликт. Что вы предпримите?

— потараюсь примирить конфликтующие стороны .... 1

— встану на одну из сторон «по справедливости»............... 2

— пригрожу конфликтующим всяческими наказаниями . . 3 Начались неудачи и сбои в работе. В чем их причины?

—я выполняю свою работу безукоризненно, виноваты обстоятельства . 1

— хуже стали работать все, а условия усложнились .... 2

— главная причина в плохой работе сотрудников........... 3

Итог: 20 — жесткий руководитель, 15 — уверенный в себе,

10 и менее — миролюбив.

ТЕСТ «КАКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В МОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Поставьте любой знак в одной из колонок справа I Нет | Иногда \ Да |

В период неудач и сбоев в работе в коллективе идет поиск виновных

Цели организации или группы неизвестны ее членам Информацией о делах владеют только руководители В коллективе стремятся обезопасить себя докладными, рапортами и т. д.

Воспринимают ли работники решения руководства как «чужие»

Часто ли отвлекают работников от выполнения «своей работы»

«Награждают» ли сотрудники своих руководителей

нелестными эпитетами (тайно или явно)

Много ли проводится длительных совещаний коллектива

Коллективное руководство и творчество в организации

не практикуются. Действует приказ

Четко ли разделяется коллектив на «старичков»

и «новичков»

Оценка результатов работы кажется несправедливой

и вызывает неудовольствие некоторых сотрудников

Подведите итог: Все отметки в первом столбце «НЕТ» — у вас

идеальный коллектив (которых на практике не бывает)

Чем больше отметок в столбцах «ИНОГДА» и особенно «ДА», тем

выше опасность конфликтных ситуаций и хуже психологический

климат в коллективе.

ТЕСТ «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СВОЕЙ РАБОТОЙ» Поставьте оценку по пятибалльной шкапе, насколько вы удовлетворены: Фирмой, предприятием, учреждением Условиями труда Содержанием работы Психологическим климатом в коллективе. Стилем управления вышестоящих руководителей Компетенцией руководящих работников Соответствием заработной платы и трудовым затратам Уровнем оплаты труда по сравнению с другими организациями Достигнутым служебным положением Имеющимися возможностями для служебного роста Возможностями реализовать свои знания и опыт Продолжительностью рабочего дня Принятым' когда-то решением поступить сюда на работу Востребованностью вашего интеллекта Если количество набранных баллов не превышает 45, то вы не удовлетворены данной работой. Если число близко к 55, то вы в основном довольны работой, если оно за 60 — то лучшего и желать не надо.

ЛИТЕРАТУРА

Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск.— СПб., 1999.

Албастова JI.H. Технология эффективного менеджмента.— М., 1998.

Бойделл Т. Как улучшить управление организацией.— М., 1995.

Бреддик У. Менеджмент в организации.— М., 1997.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, про­цесс.— М., 1995.

Бельков А.В. Стратегическое управление корпоративными инновациями.— СПб., 1998.

Герчикова ИН Менеджмент.— М., 1995.

Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы.— М., 1998.

Грибанова Н.И, Солодков В Т Планирование и прогнозирование деятельности пред­приятия.— Иркутск, 1996.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и П.— М., 1996.

Гроуз В., Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент.— М., 1996.

Ивченко В.В. Экономика и управление инновациями.— Калининград, 1996.

Инновационный менеджмент /Под ред. П.Н. Заваддина и A.K. Казанцева.— СПб., 1997.

Инновационный менеджмент: Курс лекций /Под общ. ред. B.H. Архангельского.— М., 1997.

Кричевскмй Р.А. Если Вы — руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.— М., 1998.

Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента.— М., 1995.

Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления.— Воронеж, 1995.

Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В А. Менеджмент в организациях.— М., 1996.

Стратегическое планирование /Под ред. Э.А. Уткина.— М., 1998.

Травин В. В., Дятлов В.А Основы кадрового менеджмента.— М., 1995.

Уткин Э.А, Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизне­се.— М., 1996.

Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент.— М., 1999.

Фоломьев А.Н., Гегер Э.А. Менеджмент инноваций: теория и практика.— М., 1997.

Фишер P.t Эртель Д. Подготовка к переговорам.— М., 1996.

Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.— М., 1997.

Юкаев B.C., Дашков И.К Управленческое решение.— М., 1999.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................................... 3

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА............................................................ 6

Глава 1. Менеджмент: наука и практика.................................................................... 6

§ 1. Менеджмент и предпринимательство. Общие черты и различия .... 6

§ 2. Научные основы менеджмента. Предмет и метод............................................ 9

§ 3. Виды и функции менеджмента........................................................................ 16

§ 4. Общие принципы управленческой деятельности........................................... 19

Глава 2. Идеи, теории и практические подходы

в менеджменте.......................................................................................... 23

§ 1. Промышленный переворот и новые подходы к управлению......................... 23

§ 2. Классическая, или административная, школа менеджмента................................ 28

§ 3. Школа человеческих отношений и поведенческие

концепции менеджмента . .............................................................................. 34

§ 4. Системный и ситуационный подходы к управлению..................................... 37

Глава 3. Понятие и свойства личности..................................................................... 43

§ 1. Сущность и условия формирования личности............................................... 43

§ 2. Мышление и способности личности.............................................................. 46

§ 3. Черты характера и формы их проявления....................................................... 49

§ 4. Ценностные ориентации, притязания и ролевое поведение личности. . 52

Глава 4. Трудовой коллектив................................................................................... 56

§ 1. Коллектив и его виды...................................................................................... 56

§ 2. Формирование и развитие трудового коллектива.......................................... 59

§ 3. Психологические характеристики трудового коллектива............................. 64

§ 4. Новый человек в трудовом коллективе........................................................... 69

Глава 5. Кадровый потенциал предприятия............................................................. 71

$ 1. Научный подход к управлению кадровым потенциалом............................ 71

§ 2. Численность персонала и его структура........................................................ 76

§ 3. Должности и основные группы работ на предприятии................................. 78

§ 4. Организация труда персонала......................................................................... 83

Глава 6. Организация, ее виды и структура............................................................. 86

§ 1. Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда. . . 86

§ 2. Законы организации........................................................................................ 90

§ 3. Виды организаций........................................................................................... 92

§ 4. Функциональная и дивизиональная организационные структуры ... 96

§ 5. Адаптивные структуры.................................................................................... 99

Глава 7. Управленческая структура организации.................................................. 103

§ 1. Понятие управленческой структуры............................................................. 103

§ 2. Взаимосвязь организационной и управленческой структур......................... 105

§ 3, Виды управленческих структур.................................................................... 107

Глава 8. Организационно-правовые основы управления

предприятиями....................................................................................... 113

§ 1. Основополагающие правовые признаки предприятия.................................. 113

§ 2. Хозяйственные товарищества, общества и кооперативы.............................. 115

§3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия . . . . 118 § 4. Некоммерческие организации: потребительские кооперативы»

учреждения и объединения юридических лиц............................................. 120

Глава 9. Организационная культура....................................................................... 124

§ 1. Понятие и элементы организационной культуры......................................... 124

§ 2. Функции организационной культуры........................................................... 127

§ 3. Виды организационных культур................................................................... 130

§ 4. Имидж организации....................................................................................... 134

Глава 10. Власть менеджера.................................................................................... 136

§ 1. Основы власти................................................................................................ 136

§ 2. Власть и влияние. Формальная и реальная власть........................................ 142

§ 3. Способы реализации власти.......................................................................... 144

§4. Последствия неограниченной власти и безвластия....................................... 147

Глава 11. Полномочия субъектов управления........................................................ 1S1

§ 1. Полномочия и их виды.................................................................................. 151

§ 2. Должностные права и обязанности руководителей...................................... 158

§ 3. Делегирование полномочий.......................................................................... 162

Глава 12. Выбор сгнля управления......................................................................... 169

§ 1. Общее понятие о стилях управления............................................................ 169

§ 2. Авторитарный стиль...................................................................................... 174

§ 3. Демократический стиль................................................................................. 176

§4. «Многомерные» стили управления................................................................ 179

§ 5. Концепции ситуационного менеджмента..................................................... 181

Глава 13. Конфликты и способы их разрешения.................................................... 188

§ 1. Понятие конфликта........................................................................................ 188

§ 2. Виды конфликтов и конфликтная ситуация................................................... 190

§3. Фазы развития конфликта............................................................................... 193

§ 4. Стратегия и тактика разрешения конфликта................................................. 195

* § 5. Переговоры как способ преодоления конфликтов........................................ 200

ЧАСТЬ II. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ............................................ 207

Глава 14. Управленческая информация.................................................................. 207

§ 1. Информация и ее восприятие........................................................................ 207

§ 2. Понятие информационной системы и технологии....................................... 210

§ 3. Аппаратные средства..................................................................................... 213

Глава 15. Управленческие проблемы и их решение............................................... 215

§ 1. Управленческие проблемы и причины их возникновения............................ 215

§ 2. Решение проблем........................................................................................... 217

§ 3. Методы принятия решений и их реализация................................................ 219

Глава 16. Планирование деятельности организации.............................................. 223

§ 1. Сущность, принципы и организация планирования..................................... 223

§ 2. Методы разработки планов........................................................................... 226

§ 3. Перспективные и стратегические планы....................................................... 231

§ 4. Особенности текущих планов....................................................................... 234

Глава 17. Управление качеством продукции и контроль....................................... 238

§ 1. Контроль как функция менеджмента............................................................. 238

§ 2. Виды и этапы управленческого контроля..................................................... 240

§ 3. Контроль качества продукции....................................................................... 241

Глава 18. Мотивация к труду.................................................................................. 244

§ 1. Мотивы и мотивация...................................................................................... 244

§ 2. Теории мотивации и потребности человека 248 § 3. Экономические методы мотивации 254

§ 4. Нематериальные стимулы к труду................................................................ 260

Глава 19. Управление рабочим временем.............................................................. 263

§ 1. Рабочее время и его структура..................................................................... 263

§ 2. Анализ затрат рабочего времени.................................................................. 266

§ 3. Планирование рабочего времени руководителя и специалиста .... 269

Глава 20. Цели в менеджменте............................................................................... 273

§ I. Понятие цели и ее роль в управлении........................................................... 273

§ 2. Виды целей.................................................................................................... 275

§ 3. «Цена» достижения целей............................................................................. 280

§ 4. Управление по целям.................................................................................... 282

Глава 21. Управленческая стратегия...................................................................... 284

§ 1. Стратегия и ее элементы............................................................................... 284

§ 2. Стратегии функционирования фирмы.......................................................... 288

§ 3. Стратегии развития....................................................................................... 290

§ 4. Стратегический прогноз............................................................................... 292

§ 5. Методы портфельного анализа и формирования стратегий........................ 294

§ 6. Выработка стратегий на основе построения кривых.................................... 298

Глава 22. Стратегическое и оперативное управление........................................... 299

§ 1. Управление на основе предвидения изменений........................................... 299

§ 2. Управление решением стратегических задач............................................... 302

§ 3. Управление по слабым и сильным сигналам................................................ 304

§ 4. Оперативное управление.............................................................................. 307

§ 5. Управление материальными запасами.......................................................... 309

Глава 23. Основы финансового менеджмента....................................................... 311

§ 1. Финансы организации и функции финансового менеджмента . . . . 311

§ 2. Финансовое планирование и финансовый контроль.................................... 314

§ 3. Управление прибылью и рентабельностью.................................................. 317

§ 4. Управление финансовыми инвестициями..................................................... 319

§ 5. Управление текущими финансовыми операциями....................................... 322

Глава 24. Управление рисками............................................................................... 324

§ 1. Понятие и виды риска................................................................................... 324

§ 2. Общие подходы к управлению риском........................................................ 328

§ 3. Финансовые риски......................................................................................... 330

§ 4. Страхование рисков...................................................................................... 331

§ 5. Хеджирование как инструмент управления рисками................................... 334

Глава 25. Управление маркетингом....................................................................... 338

§ 1. Место маркетинга в управлении организацией............................................ 338

§ 2. Управление разработкой товара................................................................... 339

§ 3/ Управление сегментацией рынка и позиционированием товара ... 343

§ 4. Управление процессом товародвижения...................................................... 345

§ 5. Управление ценообразованием..................................................................... 347

§ 6. Управление контактами с потребителями.................................................... 350

§ 7. Биржа как форма оптовой торговли............................................................. 351

Глава 26. Основы инновационного менеджмента................................................. 357

§ 1. Понятие и виды инноваций........................................................................... 357

§ 2. Этапы инновационного процесса................................................................. 359

§ 3. Организационные формы инновационной деятельности............................. 361

§ 4. Организация творческой работы.................................................................. 365

Приложения................................................................................................................. 368

Литература................................................................................................................... 373

[1] Более подробно их взгляды на проблемы управления будут рассмотрены в последующих главах учебника.

Наши рекомендации