Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте
В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых гру-
зов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров,
работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близо-
сти от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по желез-
ной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и ра-
диационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.
Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:
• сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения
целостности путей, обрушения мостов;
• пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
• наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т.д;
• воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.
ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, поврежде-
нию и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.
Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пере-
сечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах
хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.__
Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в послед-
нее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.
Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед
началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движуще-
гося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти
метров от них.
Меры безопасности на железной дороге:
нельзя ходить по железнодорожному пути;
во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
нельзя преходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;
опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной
звуковой и световой сигнализации;
нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае
автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;
нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металли-
ческим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в
середине состава;
на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железно-
дорожные пути;
заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона
или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;
запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузо-
вом вагоне.
Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. На-
пряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется
электрическая дуга, которая поражает человека.
В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо ос-
таваться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона
на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на
земле проводу на расстояние ближе 10 метров.
Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Наи-
большая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще
всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрообору-
дования, нарушение требований противопожарной безопасности. Скорость распространения
огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. В течение 15 — 20 минут после
начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.
Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются:
дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.
В случае возникновения пожара необходимо сообщить проводнику или начальнику состава. До прибытия специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огнетушителей. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью
стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки,
окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.
Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.