Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии
Система часто определяется, как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое, благодаря тому, что ее свойства не сводятся к свойствам, составляющих ее элементов.
Основными чертами являются: наличие разнообразных элементов, среди которых есть системообразующие связи и взаимодействующих элементов, целостности их совокупности, сочетание свойств и элементов и их совокупности в целом.
Системный подход нашел свое отражение в стандартах менеджмента (9000,14000,22000,19000).
Системный подход к управлению базируется на совокупности принципов, которые отражают его создание и особенности, а именно целостность, совместимость элементов целого, развитие мобилизации функции.
В соответствии с системным подходом организации необходимо управлять с учетом ее целостности взаимосвязи и взаимозависимости ее составляющих, основываясь на реально-сложившейся ситуации.
Системный подход к менеджменту качества – это выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой для повышения результативности и эффективности деятельности организации при достижении ее целей и политики в области качества.
Система должна функционировать на основе научно-обоснованных принципах:
· Целенаправленность;
· Делимость;
· Иерархичность;
· Комплексность;
· Установление приоритетных целей;
· Замкнутость управленческого цикла.
Методы моделирования систем управления качеством.
Классификация по назначению:
1. Абстрактно-исследовательские модели (разрабатываются с целью повышения эффективности реально-существующей организации систем УК)
2. Абстрактно-проектировочные модели (имеют практическую направленность; применяются с целью создания реальных систем, особенно на начальных этапах)
3. Абстрактно-нормативные модели (содержат установленные требования к системе УК)
Классификация по форме представления: описательные, графические, смешанные.
Вид | + | - |
описательные | Подробная характеристика системы, ее составляющих и взаимосвязи | Сложность представления общей структуры, составляющих системы, схемы прямых и обратных связей |
графические | Наглядность представления | Необходимость получения определенных знаний и навыков для применения моделей |
Смешанные представляют собой комбинацию граф и описательных моделей, обладают рядом достоинств и графических и описательных моделей.
Командная работа по повышению качества. Типы команд всеобщего управления качеством. Эффективная командная работа. Критерии командной эффективности. Роли в команде.
Командная работа позволяет удовлетворить запросы потребителей, чего сложнее достичь специалистам одного профиля.
Команды способствуют духу равенства поощряют положительные отношения к работе, порождают доверие; в командах появляется большое чувство ответственности за достижение целей.
Типы команд:
1.Управляющие комитеты – руководящие команды, которые направляют деятельность организаций и добиваются сфокусированности в работе.
2. Команды по решению проблем – команды, которые состоят из подчинённых и начальников, которые анализируют проблемы, возникающие на рабочем месте.
3. Команды по улучшению повседневной работы.
4. Самоуправляемые команды - рабочие команды, имеющие полномочия выпускать продукцию и контролировать выполнения своих решений.
5. Виртуальные команды – команды, члены которых подключаются к управлению отдаленно.
6. Проектные команды.
Командная работа будет неэффективной, если, например, команды по решению проблемами начнут заниматься самыми важными проблемами или будет не способны их решать.
Критерии командной эффективности:
1. Команда должна добиться поставленных перед нее целей по повышению качества.
2. Команды быстро повышающие качество более эффективные, чем те которым для этого требуется много времени.
3. Команда должна поддерживать и наращивать свою силу как отдельную единицу.
4. Команда должна сохранять и усиливать свои взаимосвязи с остальными частями организации.
Характеристики успешной команды:
1. Четко сформулированы командные цели
2. План улучшения
3. Члены команд должны говорить понятно, слушать активно
4. Формулирование базовых правил
5. Использование научного подхода
6. Каждый член команды активен и вносит свой вклад